Калка. Глава 2. Засекреченный поход. Мавзолей Джучи
Виктор Тороп
Иоанн Плано Карпини, или по именованию на родине Джованни дель Пьяно-Карпини, возглавил посольство римского папы Иннокентия IV к монголам. Посольство отправилось в поездку из Лиона 16 апреля 1245 года. (45, 110) В Каракорум оно прибыло 22 июля 1246 года, участвовало в торжествах по поводу избрания 24 августа в великие ханы (кааны) Гуюка. Вернулось оно в Лион осенью 1247 года. (9, 13 и 76 и 78)
В составе посольства был польский францисканец Бенедикт Поляк из Вроцлава, знавший русский язык. Проезжая через Польшу, Карпини включил его в свою миссию в качестве переводчика, так как далее путь проходил через Русь. Бенедикт составил отчёт о своей поездке. Краткий вариант этого отчёта был известен под его именем, а более полные выдержки из него опубликовал другой польский францисканец Ц. де Бридиа в сочинении «История Тартар». Тартарами по созвучию с античным миром мёртвых Тартаром назывались татары, то есть монголы империи Чингисхана, которых приравнивали к исчадиям ада. В полном виде его имя, скорее всего, звучало как Цезарь. Де Бридиа писал:
Соперник Чингисхана
Виктор Тороп
Причины крупных искажений в сочинении Ибн ал-Асира, бывшего современником событий, становятся понятными из сообщения ан-Насави:
«Когда я ознакомился с тем, что сочинено из летописей прежних народов, историй минувших веков и рассказов о них, начиная с распространения потомства Адама, отца рода человеческого, – благословение и привет над ним – вплоть до нашего времени, за исключением немногого, то увидел, что конечная цель каждого историка – повторить то, что рассказал его предшественник, с незначительным добавлением или сокращением, а затем довести повествование до своего времени и рассказать о современных ему событиях.
О них он повествует старательно, подробно, но и это далеко от надёжности и уверенности. Как велика разница между слухами и точным знанием! От следования преданиям до видения воочию далеко!
Улус Джучи
Виктор Тороп
В «Сокровенном сказании монголов» описана передача земель Лесных народов Джучи:
«В год Зайца Чжочи был послан с войском правой руки к Лесным народам. Проводником был Буха. Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки, со своими тумен-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим тумен-ойратам и ввёл в Шихшит. Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжочи подступил к тумен-киргизам. Тогда к Чжочи явились киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами, да белыми же соболями. Чжочи принял под власть монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: шибир, кесдиин, баит, тухас, тенлек, тоелес, тас и бачжиги. Взял он с собою киргизских нойонов-темников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом своими белыми кречетами, да белыми ж меринами, да белыми ж соболями...
Наказ
Виктор Тороп
Рашид ад-Дин после описания взятия Ургенча сообщает:
«Чагатай и Угедей направились к отцу и прибыли к (нему) к крепости Таликан. А Джучи-хан через Хорезм отправился в сторону Ирдыша, где находились его обозы, и присоединился к своим ордам. (Ещё) раньше Чингиз-хан приказал, чтобы Джучи выступил в поход и покорил северные страны, как то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дашт-и Кипчак и другие области тех краёв. Когда же он уклонился от участия в этом деле и отправился к своим жилищам, то Чингиз-хан, крайне рассердившись, сказал: „Я его казню, не видать ему милости”. Джучи же неожиданно заболел и поэтому, когда отец по возвращении из страны таджиков прибыл в свои ставки, не смог приехать к нему, но послал несколько харваров добытых на охоте лебедей и рассыпался в извинениях». (31, 78–79)
На запад
Виктор Тороп
Джучи выполнил наказ отца и отправился завоёвывать западные земли. Иоанн Карпини:
«Одного из своих сыновей, по имени Тоссука, которого также называл кан, то есть император, он (Чингисхан. – В. Т.) послал с войском против команов, которых тот победил в продолжительной борьбе. А после того, как он их победил, он вернулся в свою землю. Также другого сына он послал с войском против индов, и он покорил Малую Индию». (9, 45–46)
Именование Тоссук, Тоссу-кан восходит к тюркской форме Туши, Тоши монгольского имени Джучи, Джочи. (42, 227) В монголоязычной речи чингизида именовали Джучи-Джочи, в тюркоязычной – Туши-Тоши. Джучи был отправлен Чингисханом против команов, которых победил в продолжительной войне. Под Дешт-и Кипчак, то есть Кипчакской степью, писатели раннего Средневековья понимали всю Великую степь. Но если на территории современного Казахстана жили кипчаки, давшие название степи, то в Европе обитали их близкие родственники, которые именовались команами. Русские писатели называли команов половцами.
Калка. Глава 3. К берегам Океана. Нападение на булгар
После рассказа о сражении монголов с русами, то есть после битвы на Калке, Ибн ал-Асир пишет:
«О возвращении татар из земель русских и кипчаков к своему царю. Сделав с русскими то, что мы рассказали, и, опустошив земли их, татары вернулись оттуда и направились в Булгар в конце 620 года. Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них (татар), встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они (татары) остались в середине. Поял их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отправились они оттуда в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингизхану, и освободилась от них земля кипчаков. Кто из них спасся, тот вернулся в свою землю.
Пресекся было путь (сообщения) с нею с тех пор, как вторглись татары в неё и не получалось от них (кипчаков) ничего по части буртасских мехов, белок, бобров и (всего) другого, что привозилось из этой страны. Когда же они (татары) покинули её и вернулись в свою землю, то путь восстановился, и товары опять стали привозиться, как было (прежде). Мы сообщили эти известия о западных татарах за один раз, чтобы не делать перерыва». (26, 27–28)
Страница 2 из 2
- В начало
- Предыдущая страница
- 1
- 2
- Следующая страница
- В конец
Подкатегории
Проекты ИРИО
Информация
Императорское Русское историческое общество было основано в марте 1866 года в Санкт-Петербурге по предложению и под личным председательством цесаревича Александра Александровича. После революции 1917 года Императорское Русское историческое общество было запрещено. Возрождение общества состоялось 16 апреля 1991 года. Целью общества является развитие российской исторической науки, популяризация исторического знания, патриотическое воспитание молодежи.