Источники о юбилее
Книга В. Торопа «Калка»

Калка. Глава 2. Засекреченный поход. Мавзолей Джучи

Виктор Тороп

Иоанн Плано Карпини, или по именованию на родине Джованни дель Пьяно-Карпини, возглавил посольство римского папы Иннокентия IV  к монголам. Посольство  отправилось в поездку из Лиона 16 апреля 1245 года. (45, 110) В Каракорум оно прибыло 22 июля 1246 года, участвовало в торжествах по поводу избрания 24 августа в великие ханы (кааны) Гуюка.  Вернулось оно в Лион осенью 1247 года. (9, 13 и 76 и 78)

В составе посольства был польский францисканец Бенедикт Поляк из Вроцлава, знавший русский язык. Проезжая через Польшу, Карпини включил его в свою миссию в качестве переводчика, так как далее путь проходил через Русь. Бенедикт составил отчёт о своей поездке. Краткий вариант этого отчёта был известен под его именем, а более полные выдержки из него опубликовал другой польский францисканец Ц. де Бридиа в сочинении «История Тартар». Тартарами по созвучию с античным миром мёртвых Тартаром назывались татары, то есть монголы империи Чингисхана, которых приравнивали к исчадиям ада. В полном виде его имя, скорее всего, звучало как Цезарь. Де Бридиа писал:

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

Соперник Чингисхана

Виктор Тороп

Причины крупных искажений в сочинении Ибн ал-Асира, бывшего современником событий, становятся понятными из сообщения ан-Насави:

 «Когда я ознакомился с тем, что сочинено из летописей прежних народов, историй минувших веков и рассказов о них, начиная с распространения потомства  Адама, отца рода человеческого, –  благословение и привет над ним – вплоть до нашего времени, за исключением немногого, то увидел, что конечная цель каждого историка – повторить то, что рассказал его предшественник, с незначительным добавлением или сокращением, а затем довести повествование до своего времени и рассказать о современных ему событиях.

О них он повествует старательно, подробно, но и это далеко от надёжности и уверенности. Как велика разница между слухами и точным знанием! От следования преданиям до видения воочию далеко!

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

Улус Джучи

Виктор Тороп

В «Сокровенном сказании монголов» описана передача земель Лесных народов Джучи:

«В год Зайца Чжочи был послан с войском правой руки к Лесным народам. Проводником был Буха. Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки, со своими тумен-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим тумен-ойратам и ввёл в Шихшит. Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжочи подступил к тумен-киргизам. Тогда к Чжочи явились киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами, да белыми же соболями. Чжочи принял под власть монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: шибир, кесдиин, баит, тухас, тенлек, тоелес, тас и бачжиги. Взял он с собою киргизских нойонов-темников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом своими белыми кречетами, да белыми ж меринами, да белыми ж соболями...

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

Наказ

Виктор Тороп

Рашид ад-Дин после описания взятия Ургенча сообщает:

 «Чагатай и Угедей направились к отцу и прибыли к (нему) к крепости Таликан. А Джучи-хан через Хорезм отправился в сторону Ирдыша, где находились его обозы, и присоединился к своим ордам. (Ещё)  раньше  Чингиз-хан приказал, чтобы Джучи выступил в поход и покорил северные страны, как то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дашт-и Кипчак и другие области тех краёв. Когда же он уклонился от участия в этом деле и отправился к своим жилищам, то Чингиз-хан, крайне рассердившись, сказал: „Я его казню, не видать ему милости”. Джучи же неожиданно заболел и поэтому, когда отец по возвращении из страны таджиков прибыл в свои ставки, не смог приехать к нему, но послал несколько харваров добытых на охоте лебедей и рассыпался в извинениях». (31, 78–79)

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

На запад

Виктор Тороп

Джучи выполнил наказ отца и отправился завоёвывать западные земли. Иоанн Карпини:

«Одного из своих сыновей, по имени Тоссука, которого также называл кан, то есть император, он (Чингисхан. – В. Т.) послал с войском против команов, которых тот победил в продолжительной борьбе. А после того, как он их победил, он вернулся в свою землю. Также другого сына он послал с войском против индов, и он покорил Малую Индию». (9, 45–46)

Именование Тоссук, Тоссу-кан восходит к тюркской форме Туши, Тоши монгольского имени Джучи, Джочи. (42, 227) В монголоязычной речи чингизида именовали Джучи-Джочи, в тюркоязычной – Туши-Тоши. Джучи был отправлен Чингисханом против команов, которых победил в продолжительной войне. Под Дешт-и Кипчак, то есть Кипчакской степью, писатели раннего Средневековья понимали всю Великую степь. Но если на территории современного Казахстана жили кипчаки, давшие название степи, то в Европе обитали их близкие родственники, которые именовались команами. Русские писатели называли команов половцами.

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

Калка. Глава 3. К берегам Океана. Нападение на булгар

После рассказа о сражении монголов с русами, то есть после битвы на Калке, Ибн ал-Асир пишет:

«О возвращении татар из земель русских и кипчаков к своему царю. Сделав с русскими то, что мы рассказали, и, опустошив земли  их, татары вернулись оттуда и направились в Булгар в конце 620 года. Когда жители Булгара услышали о приближении их  к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них (татар), встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них  с тыла, так что они (татары) остались в середине. Поял их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отправились они оттуда в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингизхану, и освободилась от них земля кипчаков. Кто из них  спасся, тот вернулся в свою землю.

Пресекся было путь (сообщения) с нею с тех пор, как вторглись татары в неё и не получалось от них (кипчаков) ничего по части буртасских мехов, белок,  бобров и (всего) другого, что привозилось из этой страны. Когда же они (татары) покинули её и вернулись в свою землю, то путь восстановился, и товары опять стали привозиться, как было (прежде). Мы сообщили эти известия о западных татарах за один раз, чтобы не делать перерыва». (26, 27–28)

Подробнее...