Новости русской истории:

Информация об исторических мероприятиях: конкурсах, конфренциях, грантах; исторические проекты. Поддержка молодых историков.

«“Храбрый наш казак Крючков…” Первая мировая война в образах и событиях»

Накануне юбилейной даты столетия начала Первой мировой войны 1914-1918 годов в Омске, в музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля начинает работу выставка «“Храбрый наш казак Крючков…” Первая мировая война в образах и событиях».

В экспозиции размещены ранее не показывавшиеся коллекции военных лубков и плакатов, созданных в самом начале войны. Отметим среди них композиции «Первый Герой» и «Храбрый наш казак Крючков», на которых запечатлен Козьма Крючков – легендарный донской казак, ставший, благодаря русской печати, символом непобедимости и доблести российской армии.

Плакат «Богатырское дело Козьмы». 1914 годПлакат «Богатырское дело Козьмы». 1914 годПлакат времён Первой мировой войны стал уникальным явлением отечественной культуры, соединившим в себе особенности классического, авангардного и народного искусства. Для плаката тексты чаще всего создавались на основе официальных сообщений журналов и газет. В такого рода информации указывались сведения о месте события, дате, а также о потерях неприятеля. Художники, литераторы, композиторы, артисты, окрылённые единым стремлением поддержать фронт, зачастую создавали творения искусства, исполненные мифологическими ассоциациями и патриотической символикой. К подобным образцам следует отнести эскиз «Замок» к полотну Н. К. Рериха 1914 года «Град обречённый». В экспозиционное пространство включена и акварельная работа Е. Е. Лансере «Саракамыш», написанная им в январе 1915 года по свежим впечатлениям от победоносной Саракамышской операции русских войск против турецкой армии. Примечательно, что Евгений Лансере был одним из многих живописцев, работавших военными корреспондентами на театре боевых действий.

Сатирический лубок. В. В. МаяковскийСатирический лубок. В. В. МаяковскийОсобенное место на выставочном проекте занимает подборка литографий художницы-авангардистки Н. С. Гончаровой «Мистические образы войны», созданная в 1914 году в Москве. Панорама этих работ содержит образы архистратига Михаила, великомученика Георгия Победоносца и князя Александра Невского. В годы войны они должны были подчеркивать исключительную роль нашей страны в борьбе добра со злом.

К числу редких экспонатов надо отнести серию рисунков небольшого формата, повествующую о боевом пути германского солдата Морица. Эта занимательная подборка, созданная в годы войны безвестным русским автором и похожая на комиксы, напоминает известный литературный шедевр «Похождение бравого солдата Швейка» чешского писателя Ярослава Гашека.

На выставке представлены также книги, открытки, фотоснимки жителей Омска – ветеранов Первой мировой войны и другие ценные экспонаты.

Плакат о подвиге лётчика П. Н. Нестерова. 1914 годПлакат о подвиге лётчика П. Н. Нестерова. 1914 годБлаготворительный плакат «День святого Георгия». Н. С. СамокишБлаготворительный плакат «День святого Георгия». Н. С. Самокиш

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1230
Печать

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Двадцать пятого июля 2014 года в выставочном зале Государственного мемориального и природного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» начинает работу выставка «Путешествие из Петербурга в Москву».

Образ и тема дороги занимали немаловажное место в творчестве многих российских литераторов. Так, одно из самых известных и лучших лирических творений Ивана Тургенева «В дороге» (более известное читателям по первым строкам, как «Утро туманное») было написано великим русским писателем в начале его творческого пути.

Более трёх столетий путь из северной столицы в первопрестольную – главная дорога нашей страны. Пожалуй, самым популярным литературным творением, посвящённым этому маршруту, стал роман писателя А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», вышедший в свет в 1790 году.

Дорога. А. П. Рябушкин. 1887 годДорога. А. П. Рябушкин. 1887 годВ музее-заповеднике за последнее время собрана уникальная подборка редких литографий, гравюр, живописных произведений декоративно-прикладного искусства, предметов крестьянского и дворянского быта, иллюстрирующая не только знаменитый труд Радищева, но и показывающая то, каким образом проходило дальнее путешествие в XIX столетии и что брали с собой в путь вояжёры. Виды Санкт-Петербурга, Москвы, Царского села, Пскова, Павловска и Твери, почтовые узлы и постоялые дворы, бытовые сцены из русской жизни отражены на литографиях и гравюрах, выполненных французскими, русскими, британскими мастерами XVIII – первой половины XIX столетий. Показанные в экспозиции образцы изданы в передовых мастерских своей эпохи – братьев К. и Г. Поля, издательствах Лемерсье и Д. Дациаро. Многие из представленных на выставке работ, к примеру «Русская почта» по оригиналу живописца А. И. Зауервейда или «Прогулка Екатерины II в саду царского села» М. Ф. Дамам-Демартре, работы художника К. П. Беггрова, выполненные по рисункам мастеров К. Ф. Сабата и А. О. Орловского, уже давно стали классикой европейской и русской литографии. Русские пейзажи отражены и на раритетах из фарфора, выпущенных заводами А. Попова, Ф. Батенина.

Большая дорога осенью. М. К. Клодт. 1863 годБольшая дорога осенью. М. К. Клодт. 1863 годМузей-заповедник представит из своих фондов и редкие издания произведений Ивана Тургенева, Василия Жуковского, Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Якова Полонского и Николая Некрасова. Гости выставки увидят несессеры, дорожные сундуки, колокольчики с Валдая и многие другие экспонаты, без чего невозможно представить поездку позапрошлого века.

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1303
Печать

Народный лубок из фондов Новгородского музея-заповедника

В здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника работает выставка «Русский лубок в собрании Новгородского музея-заповедника».

Лубок – особенный вид изобразительного искусства. Народная гравюра родилась в Европе в XV столетии почти в одно время с печатной традицией. Начиная с XVI века народная гравюра становится известной и на Руси. В XVII веке её именовали «потешными листами», в XVIII столетии – «московскими картинками», «печатными листами», «забавными историческими листами», «панками»; торговцы XIX века называли её «простовики» с делением на «конницу», «праздники» и «балагурник». В научный оборот термин «лубочные картинки» ввёл в 1820-е годы профессор Московского университета И. М. Снегирёв; издатель и крупнейший исследователь лубочных картинок Д. А. Ровинский переименовал их в 1881 году в «русские народные». В XIX веке возникло и существует до сих пор наименование «лубок», в XX столетии добавились словосочетания «народная гравюра» и «народный лубок».

Изобразительные и литературные сюжеты лубочная иллюстрация брала в фреске, иконописи, рукописных сборниках шуточных рассказов XVII-XVIII веков, рыцарском переводном романе, русских и итальянских песнях и сказках, в классике литературы, позже – в журнальных и газетных текстах.

В XVII столетии лубочная картинка украшала как избы сельских жителей, так и государевы хоромы, в XIX веке она становится достоянием только крестьянства и представителей городских низов. Для этих категорий населения лубок был и книгой, и песенником, и отчасти газетой.

Внимание к русской культуре и её обычаям, обращение эстетического сознания к прошлому, а также кризис стиля в отечественном искусстве 1980-х годов снова вызвали интерес к лубочной тематике, причём не только у мастеров изобразительного искусства.

Илья Муромец и Соловей-разбойник.[br]Лубок, вторая половина XIX века Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Лубок, вторая половина XIX века
Примечательно, что народные картинки из собрания Новгородского музея-заповедника довольно позднего времени. Эта подборка неполна, фрагментарна и случайна. Но и она даёт неплохую возможность ознакомиться с настоящими примерами этого уникального вида художественного искусства, оценить исключительное многообразие его тематики.

Термин «лубок» достаточно широк в смысловом отношении. Произведения прикладного характера, родственные народной гравюре по художественному языку, изобразительным принципам и выбравшие её образцом для подражания, приобрели особенности, которые не могут быть названы по-другому как «лубочные». Этим объяснено расширение экспозиции выставки за счёт удивительных резных шкафов городецкого умельца Г. Е. Токарева-Казарина начала XX столетия, скульптуры из фарфора частных российских предприятий XIX века и авторского фарфора конца XX века.

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1057
Печать

Жанр портрета из собрания Новгородского музея-заповедника

В филиале Новгородского музея-заповедника – Музее истории г. Боровичи и Боровичского края десятого июля 2014 года открылась выставка «Знакомство с коллекцией. Портрет в России XVIII – начала ХХ века. Из собрания Новгородского музея-заповедника». Художественный проект представляет наиболее интересную часть исторического портрета из фондов Новгородского музея-заповедника. Отметим, что большая часть произведений выставляется впервые после проведения комплексных исследовательских и реставрационных работ.

Открывают экспозицию парсуны. Этот портретный жанр стал одним из наиболее самобытных явлений в отечественном искусстве. Парсуны отчётливо выявляют основные переходные черты от жанра иконы к привычной нам станковой светской картине. В любой парсуне явственно показан интерес к личности изображаемого, внешность передана детально. Немалое значение в парсуне отводится созданию образа солидности. Этому содействуют крупный масштаб и видная горделивая поза человека, досконально передаётся орнамент костюма и соответствующая атрибутика.

Особенной представительностью образа и формы выделяются портреты российских царей и членов императорской семьи. Независимо от камерной или парадной формы этим полотнам присущи особенности «большого» стиля: величественность, безукоризненная композиция, приятный колорит и отличное воплощение фактуры.

 

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 967
Печать

«Эпоха великих воинов: Ермак и Кучум»

В рамках семидесятилетия Тюменской области и празднования дня города Тюмени музей-усадьба Колокольникова представляет выставку «Эпоха великих воинов: Ермак и Кучум». Атаман Ермак Тимофеевич и хан Сибирского ханства Кучум – ключевые фигуры сибирской истории конца ХVI века. Роль обоих персонажей в истории всегда представляла интерес для исследователей.

На выставке представлены доспехи, предметы обмундирования и оружие русского и татарского воинов: шлемы, кольчуга, бердыши, сабли, меч, наконечники копий, кистени, пушка с ядрами, лук. Несомненный интерес у посетителей вызовут бытовые предметы той давней эпохи, найденные в городской черте Тюмени и окрестностях города: ножи, топор, перстень, огниво. Очевидно, что у казаков были в наличии и деньги, поэтому будут выставлены монеты времени царствования Иоанна Грозного, бывшие в ходе в конце XVI столетия.

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX векаЕрмак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX векаПосетители увидят и атрибуты Православной веры: древнюю Библию и икону святителя Николая Чудотворца, поскольку именно этому образу молились атаман Ермак со своей дружиной. Противниками русских отрядов были идолопоклонники и мусульмане: в одной из витрин сотрудники музея разместили священную книгу ислама Коран и фигуру идола, которому молились манси и ханты, бывшие в войсках хана Кучума.

Экспозиция украшена графическими и живописными работами живописцев из Тюмени Л. Л. Коробейникова и А. В. Визеля, показывающими авторские представления о Кучуме и Ермаке; репродукциями рисунков из летописей: «Бой у Чувашского мыса», «Взятие Чимги-Туры» и «Последний бой Ермака в устье реки Вагай». Можно будет ознакомиться и с Кунгурской летописью, изданной в конце XIX столетия: в ней упоминается поход русского атамана и приводятся данные, полученные от его соратников.

Выставка рассчитана на самый широкий спектр посетителей. Она будет интересна как взрослым, так и детям.

Ермак. Неизвестный художник. XVIII векЕрмак. Неизвестный художник. XVIII векЗнамя Ермака с изображением льва и единорогаЗнамя Ермака с изображением льва и единорога

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 945
Печать

Казачество на Русском Севере

Новодвинская крепостьНоводвинская крепостьОдиннадцатого июля 2014 года в Архангельской области на территории Новодвинской крепости традиционно отмечается день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, ключевым событием которого станет открытие выставочного проекта «Казачество на Русском Севере».

Северные территории нашей страны никогда не считались регионом исторического расселения казачества. Тем не менее дошедшие до наших дней документы свидетельствуют об участии казаков в военных действиях, имевших место на севере России, о жизни представителей этого сословия в поморских селениях в XVI столетии.

Значительная подборка иллюстративного и текстового материала, представленного в экспозиции Архангельского краеведческого музея, рассказывает о казаках Вологодской, Архангельской и Олонецкой губерний, сосланных сюда в XVII-ХХ веках. Потомки вынужденных переселенцев и в наше время живут в Архангельской области.

Новодвинская крепость. Гравюра из книги художника-путешественника Корнелиуса де Брюйна «Путешествие через Московию».  Голландия, Амстердам. 1711 годНоводвинская крепость. Гравюра из книги художника-путешественника Корнелиуса де Брюйна «Путешествие через Московию». Голландия, Амстердам. 1711 годВ торжественных мероприятиях примут участие казачьи сообщества Архангельска. Посетителей Новодвинской крепости познакомят с первыми итогами реставрационно-ремонтных работ, а также проведут для них бесплатные экскурсии. Выставка будет проходить на территории форта до окончания туристического сезона, а затем её планируют использовать как передвижной проект по областным районам.

Оборонительные сооружения Новодвинской крепости.  Фотография Якоба Лейцингера. 1899 годОборонительные сооружения Новодвинской крепости. Фотография Якоба Лейцингера. 1899 годСледует отметить, что Новодвинская крепость является объектом культурного наследия федерального значения. Комплекс фортификационных сооружений находится с 2007 года на балансе Архангельского краеведческого музея. Именно с того времени музей проводит плановую, системную работу для восстановления исторического вида крепостных сооружений. Энергично идёт реставрация архитектурных объектов. Финансовая поддержка на эти цели направляется из средств государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера», а также из федеральной целевой программы «Культура России».

План Новодвинской крепости. Атлас крепостей Российской империиПлан Новодвинской крепости. Атлас крепостей Российской империи

 Фото: Министерство культуры Архангельской области

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 855
Печать