Новости русской истории:

Информация об исторических мероприятиях: конкурсах, конфренциях, грантах; исторические проекты. Поддержка молодых историков.

В Костроме открывается XII Всероссийская генеалогическая выставка

Двадцать первого сентября 2015 года в Костромской областной универсальной научной библиотеке открывается XII Всероссийская генеалогическая выставка. Её организуют некоммерческое партнёрство Союз возрождения родословных традиций (Москва), Комитет по делам архивов Костромской области, Костромская областная универсальная научная библиотека. В выставке примут участие генеалоги и историки из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ставрополя, Ярославля, Воронежа и других российских городов.

Отметим, что предыдущие выставки с успехом прошли в Нижнем Новгороде, Брянске, Курске, Ярославле, Екатеринбурге, Угличе, Туле, Воронеже. Тематические выставки «Обратись к истокам» состоялись и в Государственной Думе Российской Федерации (2006), а также неоднократно в Москве и ряде других городов. Различные по своему наполнению и характеру, они постоянно вызывали интерес у СМИ, историков, генеалогов, музейных работников и рядовых посетителей, неравнодушных к фамильной истории.

В экспозиции выставки будут представлены следующие экспонаты:

- панорама родословного древа рода Романовых (экспонат длиной 17 метров);

- родословные героев ополчения 1612 года (К. Минин, князь Д. Пожарский, князь Трубецкой, Иван Сусанин), легендарных русских полководцев (А. В. Суворов, М. И. Кутузов, А. П. Ермолов, А. И. Остерман-Толстой и др.), дворян (Стрешневы, Лишины, Константиновы);

- родословные древа героев войны 1812 года (Ермолов, Дохтуров, Остерман-Толстой, Горчаков, Бибиков, Сеславин, Шипилов, Панин, Давыдов и др.);

- родословные Иисуса Христа, святой блаженной Матроны Московской, основоположника русского космизма Н. Фёдорова, а также родословные священников разных епархий;

- родословные знаменитых костромичей: Гагариных (предки первого космонавта Ю. А. Гагарина), Островских (предки драматурга А. Н. Островского), Григорова;

- родословные представителей костромского духовенства и рядовых жителей Костромской губернии;

- родословные Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. С. Пушкина, С. А. Есенина, М. Ю. Лермонтова;

- методические пособия по генеалогическому поиску, книги по истории родов и семей, краеведческие издания;

- творческие работы, демонстрирующие разные способы оформления генеалогической информации, и образцы генеалогических древ, выполненных в разных техниках.

В программе мероприятия:

15.00 - приветственное слово губернатора Костромской области.

15.10 - приветственное слово президента Союза возрождения родословных традиций Валерия Бибикова.

15.40 - театральная постановка по пьесе А.Н. Островского.

16.15 - мини-конференция с участием заместителя директора государственного архива Костромской области Л. А. Ковалёвой.

17-15 – 17-45 - экскурсия по выставке.

В день открытия посетители выставки смогут получить консультацию по составлению родословных.

Выставка будет работать до 21 октября 2015 года.

Контакты: Бибиков Валерий Владимирович, президент Союза возрождения родословных традиций, +7 (925) 367-25-95; Стриганова Юлия Владимировна, пресс-секретарь СВРТ, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; Ковалёва Лариса Александровна, заместитель директора Государственного архива Костромской области, +7 (915) 910-60-70.

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 910
Печать

«Тема Первой мировой войны в творчестве молодого художника»

Семнадцатого декабря 2014 года, в год столетия Первой мировой войны, в выставочном зале административного корпуса Главного военного клинического госпиталя имени академика Н. Н. Бурденко, открывается вторая выставка-конкурс молодых художников под названием «Тема Первой мировой войны в творчестве молодого художника».

Выставка организована при поддержке Министерства обороны Российской Федерации.

В выставочном проекте, инициированном Творческим объединением «Время молодых XXI», приняли участие молодые российские художники: студенты и выпускники ведущих художественных колледжей и вузов Москвы, Санкт-Петербурга и регионов России. Среди них: Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; от среднего звена: Ивановское художественное училище имени М. И. Малютина, Рязанское художественное училище имени Г. К. Вагнера и многие другие образовательные учреждения.

Молодые российские художники попытались отразить на своих полотнах трагическое время Первой мировой войны, драму нашего народа. Онипостарались передать дух эпохи, напряжение военных дней, предчувствие грядущих изменений.

Работы, демонстрируемые на выставке, выполнены в разной технике. Посетители выставочного зала госпиталя, а это прославленный медицинский персонал госпиталя, находящиеся на лечении военнослужащие разных рангов и званий и члены их семей, а также гости смогут по достоинству оценить представленные на полотнах молодых живописцев драматические сюжеты, запечатленные Вячеславом Потогиным, Валерием Власовым, Ильей Курилко, Юлией Ващенко, Вадимом Фроликовым и многими другими авторами.

Денис Каширин изобразил в своей работе сцену в госпитале, сосредоточив внимание на сестре милосердия, – в ней солдаты видели надежду на спасение и черпали силы. В экспозиции представлены работы Елены Бегма, потомственной казачки, которой близка и понятна тема казачества. Елизавета Токарева в своём диптихе «Анна Ахматова и Николай Гумилев» показала наряду с трагизмом реальных исторических событий двойной портрет поэтов Серебряного века. Этой работой молодая художница хотела сказать, что жизнь продолжается, потому что есть любовь.

Интересен по своему замыслу графический сюжет Анны Чесновой – это серия эскизов, выполненная по архивным фотографиям семьи императора Николая II.

Учащиеся Ивановского художественного училища подготовили по теме Первой мировой войны целую серию работ. Наряду с живописью и графикой, на выставке показаны эскизы футболок, марок, значков, монет, выполненные в технике компьютерной графики.

Выставка расположилась в историческом месте Москвы в госпитале, построенном по указу Петра I в 1706 году. Отметим, что госпиталь имени Н. Н. Бурденко – первое государственное лечебное и медицинское образовательное учреждение России. На протяжении столетий сотрудники госпиталя верно служили Отчизне, стояли на страже интересов больных, врачевали и учил врачевать. Здесь были заложены основы медицинского образования и подготовлены первые русские врачи.

Вернисаж – 17 декабря в 15 часов. Адрес: м. Семеновская, Авиамоторная, трамв. № 32, 43, 46 до остановки «Госпитальная площадь». Госпитальная пл., дом 3. ГВКГ им. Н. Н. Бурденко. Административный корпус, 2-й этаж. Аккредитация журналистов по тел.: (499) 263-09-47, (499) 263-53-95, (499) 263-52-50, (499) 263-54-40.

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1788
Печать

«“Храбрый наш казак Крючков…” Первая мировая война в образах и событиях»

Накануне юбилейной даты столетия начала Первой мировой войны 1914-1918 годов в Омске, в музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля начинает работу выставка «“Храбрый наш казак Крючков…” Первая мировая война в образах и событиях».

В экспозиции размещены ранее не показывавшиеся коллекции военных лубков и плакатов, созданных в самом начале войны. Отметим среди них композиции «Первый Герой» и «Храбрый наш казак Крючков», на которых запечатлен Козьма Крючков – легендарный донской казак, ставший, благодаря русской печати, символом непобедимости и доблести российской армии.

Плакат «Богатырское дело Козьмы». 1914 годПлакат «Богатырское дело Козьмы». 1914 годПлакат времён Первой мировой войны стал уникальным явлением отечественной культуры, соединившим в себе особенности классического, авангардного и народного искусства. Для плаката тексты чаще всего создавались на основе официальных сообщений журналов и газет. В такого рода информации указывались сведения о месте события, дате, а также о потерях неприятеля. Художники, литераторы, композиторы, артисты, окрылённые единым стремлением поддержать фронт, зачастую создавали творения искусства, исполненные мифологическими ассоциациями и патриотической символикой. К подобным образцам следует отнести эскиз «Замок» к полотну Н. К. Рериха 1914 года «Град обречённый». В экспозиционное пространство включена и акварельная работа Е. Е. Лансере «Саракамыш», написанная им в январе 1915 года по свежим впечатлениям от победоносной Саракамышской операции русских войск против турецкой армии. Примечательно, что Евгений Лансере был одним из многих живописцев, работавших военными корреспондентами на театре боевых действий.

Сатирический лубок. В. В. МаяковскийСатирический лубок. В. В. МаяковскийОсобенное место на выставочном проекте занимает подборка литографий художницы-авангардистки Н. С. Гончаровой «Мистические образы войны», созданная в 1914 году в Москве. Панорама этих работ содержит образы архистратига Михаила, великомученика Георгия Победоносца и князя Александра Невского. В годы войны они должны были подчеркивать исключительную роль нашей страны в борьбе добра со злом.

К числу редких экспонатов надо отнести серию рисунков небольшого формата, повествующую о боевом пути германского солдата Морица. Эта занимательная подборка, созданная в годы войны безвестным русским автором и похожая на комиксы, напоминает известный литературный шедевр «Похождение бравого солдата Швейка» чешского писателя Ярослава Гашека.

На выставке представлены также книги, открытки, фотоснимки жителей Омска – ветеранов Первой мировой войны и другие ценные экспонаты.

Плакат о подвиге лётчика П. Н. Нестерова. 1914 годПлакат о подвиге лётчика П. Н. Нестерова. 1914 годБлаготворительный плакат «День святого Георгия». Н. С. СамокишБлаготворительный плакат «День святого Георгия». Н. С. Самокиш

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1251
Печать

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Двадцать пятого июля 2014 года в выставочном зале Государственного мемориального и природного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» начинает работу выставка «Путешествие из Петербурга в Москву».

Образ и тема дороги занимали немаловажное место в творчестве многих российских литераторов. Так, одно из самых известных и лучших лирических творений Ивана Тургенева «В дороге» (более известное читателям по первым строкам, как «Утро туманное») было написано великим русским писателем в начале его творческого пути.

Более трёх столетий путь из северной столицы в первопрестольную – главная дорога нашей страны. Пожалуй, самым популярным литературным творением, посвящённым этому маршруту, стал роман писателя А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», вышедший в свет в 1790 году.

Дорога. А. П. Рябушкин. 1887 годДорога. А. П. Рябушкин. 1887 годВ музее-заповеднике за последнее время собрана уникальная подборка редких литографий, гравюр, живописных произведений декоративно-прикладного искусства, предметов крестьянского и дворянского быта, иллюстрирующая не только знаменитый труд Радищева, но и показывающая то, каким образом проходило дальнее путешествие в XIX столетии и что брали с собой в путь вояжёры. Виды Санкт-Петербурга, Москвы, Царского села, Пскова, Павловска и Твери, почтовые узлы и постоялые дворы, бытовые сцены из русской жизни отражены на литографиях и гравюрах, выполненных французскими, русскими, британскими мастерами XVIII – первой половины XIX столетий. Показанные в экспозиции образцы изданы в передовых мастерских своей эпохи – братьев К. и Г. Поля, издательствах Лемерсье и Д. Дациаро. Многие из представленных на выставке работ, к примеру «Русская почта» по оригиналу живописца А. И. Зауервейда или «Прогулка Екатерины II в саду царского села» М. Ф. Дамам-Демартре, работы художника К. П. Беггрова, выполненные по рисункам мастеров К. Ф. Сабата и А. О. Орловского, уже давно стали классикой европейской и русской литографии. Русские пейзажи отражены и на раритетах из фарфора, выпущенных заводами А. Попова, Ф. Батенина.

Большая дорога осенью. М. К. Клодт. 1863 годБольшая дорога осенью. М. К. Клодт. 1863 годМузей-заповедник представит из своих фондов и редкие издания произведений Ивана Тургенева, Василия Жуковского, Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Якова Полонского и Николая Некрасова. Гости выставки увидят несессеры, дорожные сундуки, колокольчики с Валдая и многие другие экспонаты, без чего невозможно представить поездку позапрошлого века.

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1336
Печать

Народный лубок из фондов Новгородского музея-заповедника

В здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника работает выставка «Русский лубок в собрании Новгородского музея-заповедника».

Лубок – особенный вид изобразительного искусства. Народная гравюра родилась в Европе в XV столетии почти в одно время с печатной традицией. Начиная с XVI века народная гравюра становится известной и на Руси. В XVII веке её именовали «потешными листами», в XVIII столетии – «московскими картинками», «печатными листами», «забавными историческими листами», «панками»; торговцы XIX века называли её «простовики» с делением на «конницу», «праздники» и «балагурник». В научный оборот термин «лубочные картинки» ввёл в 1820-е годы профессор Московского университета И. М. Снегирёв; издатель и крупнейший исследователь лубочных картинок Д. А. Ровинский переименовал их в 1881 году в «русские народные». В XIX веке возникло и существует до сих пор наименование «лубок», в XX столетии добавились словосочетания «народная гравюра» и «народный лубок».

Изобразительные и литературные сюжеты лубочная иллюстрация брала в фреске, иконописи, рукописных сборниках шуточных рассказов XVII-XVIII веков, рыцарском переводном романе, русских и итальянских песнях и сказках, в классике литературы, позже – в журнальных и газетных текстах.

В XVII столетии лубочная картинка украшала как избы сельских жителей, так и государевы хоромы, в XIX веке она становится достоянием только крестьянства и представителей городских низов. Для этих категорий населения лубок был и книгой, и песенником, и отчасти газетой.

Внимание к русской культуре и её обычаям, обращение эстетического сознания к прошлому, а также кризис стиля в отечественном искусстве 1980-х годов снова вызвали интерес к лубочной тематике, причём не только у мастеров изобразительного искусства.

Илья Муромец и Соловей-разбойник.[br]Лубок, вторая половина XIX века Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Лубок, вторая половина XIX века
Примечательно, что народные картинки из собрания Новгородского музея-заповедника довольно позднего времени. Эта подборка неполна, фрагментарна и случайна. Но и она даёт неплохую возможность ознакомиться с настоящими примерами этого уникального вида художественного искусства, оценить исключительное многообразие его тематики.

Термин «лубок» достаточно широк в смысловом отношении. Произведения прикладного характера, родственные народной гравюре по художественному языку, изобразительным принципам и выбравшие её образцом для подражания, приобрели особенности, которые не могут быть названы по-другому как «лубочные». Этим объяснено расширение экспозиции выставки за счёт удивительных резных шкафов городецкого умельца Г. Е. Токарева-Казарина начала XX столетия, скульптуры из фарфора частных российских предприятий XIX века и авторского фарфора конца XX века.

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1085
Печать

Жанр портрета из собрания Новгородского музея-заповедника

В филиале Новгородского музея-заповедника – Музее истории г. Боровичи и Боровичского края десятого июля 2014 года открылась выставка «Знакомство с коллекцией. Портрет в России XVIII – начала ХХ века. Из собрания Новгородского музея-заповедника». Художественный проект представляет наиболее интересную часть исторического портрета из фондов Новгородского музея-заповедника. Отметим, что большая часть произведений выставляется впервые после проведения комплексных исследовательских и реставрационных работ.

Открывают экспозицию парсуны. Этот портретный жанр стал одним из наиболее самобытных явлений в отечественном искусстве. Парсуны отчётливо выявляют основные переходные черты от жанра иконы к привычной нам станковой светской картине. В любой парсуне явственно показан интерес к личности изображаемого, внешность передана детально. Немалое значение в парсуне отводится созданию образа солидности. Этому содействуют крупный масштаб и видная горделивая поза человека, досконально передаётся орнамент костюма и соответствующая атрибутика.

Особенной представительностью образа и формы выделяются портреты российских царей и членов императорской семьи. Независимо от камерной или парадной формы этим полотнам присущи особенности «большого» стиля: величественность, безукоризненная композиция, приятный колорит и отличное воплощение фактуры.

 

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 984
Печать