«Путешествие из Петербурга в Москву»

Двадцать пятого июля 2014 года в выставочном зале Государственного мемориального и природного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» начинает работу выставка «Путешествие из Петербурга в Москву».

Образ и тема дороги занимали немаловажное место в творчестве многих российских литераторов. Так, одно из самых известных и лучших лирических творений Ивана Тургенева «В дороге» (более известное читателям по первым строкам, как «Утро туманное») было написано великим русским писателем в начале его творческого пути.

Более трёх столетий путь из северной столицы в первопрестольную – главная дорога нашей страны. Пожалуй, самым популярным литературным творением, посвящённым этому маршруту, стал роман писателя А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», вышедший в свет в 1790 году.

Дорога. А. П. Рябушкин. 1887 годДорога. А. П. Рябушкин. 1887 годВ музее-заповеднике за последнее время собрана уникальная подборка редких литографий, гравюр, живописных произведений декоративно-прикладного искусства, предметов крестьянского и дворянского быта, иллюстрирующая не только знаменитый труд Радищева, но и показывающая то, каким образом проходило дальнее путешествие в XIX столетии и что брали с собой в путь вояжёры. Виды Санкт-Петербурга, Москвы, Царского села, Пскова, Павловска и Твери, почтовые узлы и постоялые дворы, бытовые сцены из русской жизни отражены на литографиях и гравюрах, выполненных французскими, русскими, британскими мастерами XVIII – первой половины XIX столетий. Показанные в экспозиции образцы изданы в передовых мастерских своей эпохи – братьев К. и Г. Поля, издательствах Лемерсье и Д. Дациаро. Многие из представленных на выставке работ, к примеру «Русская почта» по оригиналу живописца А. И. Зауервейда или «Прогулка Екатерины II в саду царского села» М. Ф. Дамам-Демартре, работы художника К. П. Беггрова, выполненные по рисункам мастеров К. Ф. Сабата и А. О. Орловского, уже давно стали классикой европейской и русской литографии. Русские пейзажи отражены и на раритетах из фарфора, выпущенных заводами А. Попова, Ф. Батенина.

Большая дорога осенью. М. К. Клодт. 1863 годБольшая дорога осенью. М. К. Клодт. 1863 годМузей-заповедник представит из своих фондов и редкие издания произведений Ивана Тургенева, Василия Жуковского, Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Якова Полонского и Николая Некрасова. Гости выставки увидят несессеры, дорожные сундуки, колокольчики с Валдая и многие другие экспонаты, без чего невозможно представить поездку позапрошлого века.

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1722
Печать

Народный лубок из фондов Новгородского музея-заповедника

В здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника работает выставка «Русский лубок в собрании Новгородского музея-заповедника».

Лубок – особенный вид изобразительного искусства. Народная гравюра родилась в Европе в XV столетии почти в одно время с печатной традицией. Начиная с XVI века народная гравюра становится известной и на Руси. В XVII веке её именовали «потешными листами», в XVIII столетии – «московскими картинками», «печатными листами», «забавными историческими листами», «панками»; торговцы XIX века называли её «простовики» с делением на «конницу», «праздники» и «балагурник». В научный оборот термин «лубочные картинки» ввёл в 1820-е годы профессор Московского университета И. М. Снегирёв; издатель и крупнейший исследователь лубочных картинок Д. А. Ровинский переименовал их в 1881 году в «русские народные». В XIX веке возникло и существует до сих пор наименование «лубок», в XX столетии добавились словосочетания «народная гравюра» и «народный лубок».

Изобразительные и литературные сюжеты лубочная иллюстрация брала в фреске, иконописи, рукописных сборниках шуточных рассказов XVII-XVIII веков, рыцарском переводном романе, русских и итальянских песнях и сказках, в классике литературы, позже – в журнальных и газетных текстах.

В XVII столетии лубочная картинка украшала как избы сельских жителей, так и государевы хоромы, в XIX веке она становится достоянием только крестьянства и представителей городских низов. Для этих категорий населения лубок был и книгой, и песенником, и отчасти газетой.

Внимание к русской культуре и её обычаям, обращение эстетического сознания к прошлому, а также кризис стиля в отечественном искусстве 1980-х годов снова вызвали интерес к лубочной тематике, причём не только у мастеров изобразительного искусства.

Илья Муромец и Соловей-разбойник.[br]Лубок, вторая половина XIX века Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Лубок, вторая половина XIX века
Примечательно, что народные картинки из собрания Новгородского музея-заповедника довольно позднего времени. Эта подборка неполна, фрагментарна и случайна. Но и она даёт неплохую возможность ознакомиться с настоящими примерами этого уникального вида художественного искусства, оценить исключительное многообразие его тематики.

Термин «лубок» достаточно широк в смысловом отношении. Произведения прикладного характера, родственные народной гравюре по художественному языку, изобразительным принципам и выбравшие её образцом для подражания, приобрели особенности, которые не могут быть названы по-другому как «лубочные». Этим объяснено расширение экспозиции выставки за счёт удивительных резных шкафов городецкого умельца Г. Е. Токарева-Казарина начала XX столетия, скульптуры из фарфора частных российских предприятий XIX века и авторского фарфора конца XX века.

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1545
Печать

Фестиваль ростовской финифти. Итоги

В музее-заповеднике «Ростовский кремль» завершился фестиваль, посвящённый промыслу ростовской финифти. Музей финифти экспонировал произведения знаменитых мастеров – ювелиров и художников. Была показана как сама финифть, так и эскизы, подготовительные зарисовки, фотографии, наглядно характеризующие исторические аспекты развития промысла. Посетителям представилась удивительная возможность лицезреть процесс создания миниатюры – от раннего эскиза к оформленному образцу из эмали.

Обширная праздничная программа началась с концерта колокольного звона, а следом в Красной палате открылась выставка «Юбилеи в ростовской финифти (2012-2014)», чествующая юбиляров этого замечательного российского народного промысла. На территории ростовского Абалацкая икона Божией Матери.  Ростов. Вторая половина XIX века. Эмаль, металлАбалацкая икона Божией Матери. Ростов. Вторая половина XIX века. Эмаль, металлкремля в этот же день была развёрнута выставка-ярмарка финифтяных изделий. Гости праздника приняли участие в мастер-классах, которые с блеском провели мастера-наставники из студии «Семицветик» и музейной арт-студии «Зелёная полоса».

Ростовская финифть – промысел по созданию художественной эмали. В Ростове Великом он существует с XVIII века. Этот город является до сих пор крупнейшим центром эмальерного ремесла в нашей стране. Первоначально финифть использовалась для украшения церковной обрядовой утвари и облачений духовенства. Сергиев Посад, Москва, Санкт-Петербург – те центры, где эмаль изготавливалась ещё до того, как промысел возник в Ростове. Там финифть появилась в середине XVIII столетия при митрополите Арсении (Мацеевиче).

Финифть изготовляли мастера-кустари, объединённые в артели. Примерно около середины прошлого века всё производство было сосредоточено на территории фабрики «Ростовская финифть», которая существует и сейчас. В советские годы выпускались эмалевые портреты, шкатулки, женские ювелирные украшения. В наши дни ростовские мастера-эмальеры, продолжая традиции советского времени, вновь обращаются к религиозной теме.

Параметры публикации:
- Новости Просмотров: 1903
Печать

«Русские чайники. Традиции отечественного чаепития»

За чайным столом. К. А. Коровин. 1888 годЗа чайным столом. К. А. Коровин. 1888 годЧетырнадцатого августа 2014 года в Великом Новгороде, в музейном цехе фарфора Десятинного монастыря, состоится культурная программа, приуроченная к православному празднику Медовый спас. Празднество «Русские чайники» на Медовый Спас – это интересная программа для всей семьи. Она знакомит с традициями российского чаепития, погружает в историю и традиции праздника, создаёт атмосферу уютного домашнего чаепития и даёт замечательную возможность познакомиться с историей новгородского фарфорового промысла.

На этом празднике посетителей ждёт увлекательный вечер. Вначале гости ознакомятся с историей Десятинной обители, которая является уникальным памятником русского зодчества XIV-XIX столетий. Примечательно, что на территории монастыря размещен Государственный музей художественной культуры Новгородской земли. Затем гости посетят занимательную экспозицию «Музейный цех фарфора». В этой экспозиции многовековая история новгородского фарфора тесно переплетена с технологиями; мультимедийные диковинки совмещены с незабываемыми авторскими инсталляциями. Характерно, что внутреннее убранство цеха выполнено в форме горна; интерьер даёт хорошую возможность перенестись в самобытную атмосферу заводских помещений.

Посетителей угостят чаем с мёдом в окружении живописных фарфоровых изделий и расскажут много интересных фактов о славных обычаях отечественного чаепития, истории Медового спаса – всеми любимого православного и народного праздника. Окончанием празднества «Русские чайники» станет редкая возможность оформить своими руками сувенир. Под наставлением художника гости разукрасят фарфоровые изделия и поставят клейма.

Параметры публикации:
- Предстоящие события Просмотров: 1977
Печать

I Межрегиональный фестиваль «Книга в культурном пространстве региона»

Портрет М. Ю. Лермонтова. П. Е. Заболотский. 1837 год Портрет М. Ю. Лермонтова. П. Е. Заболотский. 1837 год Псковская областная научная библиотека 17 и 18 сентября этого года представит I межрегиональный форум «Книга в культурном пространстве региона». Тема форума – «Псковская осень». Из Петербурга в Псков. М. Ю. Лермонтов. Наследие». Он станет продолжением межрегионального фестиваля «Осень в Михайловском», который с успехом проходил более десяти лет в посёлке Пушкинские Горы Псковской области. Организаторами форума выступили: межрайонная централизованная библиотечная система имени М. Ю. Лермонтова (Санкт-Петербург), Псковская областная научная библиотека, Государственный комитет по культуре Псковской области.

В 2014 году фестиваль посвящён 200-летней годовщине со дня рождения великого российского поэта и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Фестивальная программа включает в себя разнообразные мероприятия: презентацию художественного выставочного проекта «Лермонтовский Петербург»; показ культурной программы МЦБС имени М. Ю. Лермонтова, касающейся жизни и творчества поэта; моноспектакль «Весело и больно…» по произведениям М. Ю. Лермонтова в исполнении актёра Михаила Морозова, представляющего Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова.

Выставка «Лермонтовский Петербург» расскажет о петербургском периоде жизни и творческом наследии великого русского поэта. В небольшом формате организаторы проекта попытаются передать наиболее яркие страницы жизни стихотворца в городе на Неве.

Параметры публикации:
- Фестивали Просмотров: 1390
Печать

Жанр портрета из собрания Новгородского музея-заповедника

В филиале Новгородского музея-заповедника – Музее истории г. Боровичи и Боровичского края десятого июля 2014 года открылась выставка «Знакомство с коллекцией. Портрет в России XVIII – начала ХХ века. Из собрания Новгородского музея-заповедника». Художественный проект представляет наиболее интересную часть исторического портрета из фондов Новгородского музея-заповедника. Отметим, что большая часть произведений выставляется впервые после проведения комплексных исследовательских и реставрационных работ.

Открывают экспозицию парсуны. Этот портретный жанр стал одним из наиболее самобытных явлений в отечественном искусстве. Парсуны отчётливо выявляют основные переходные черты от жанра иконы к привычной нам станковой светской картине. В любой парсуне явственно показан интерес к личности изображаемого, внешность передана детально. Немалое значение в парсуне отводится созданию образа солидности. Этому содействуют крупный масштаб и видная горделивая поза человека, досконально передаётся орнамент костюма и соответствующая атрибутика.

Особенной представительностью образа и формы выделяются портреты российских царей и членов императорской семьи. Независимо от камерной или парадной формы этим полотнам присущи особенности «большого» стиля: величественность, безукоризненная композиция, приятный колорит и отличное воплощение фактуры.

 

Параметры публикации:
- Выставки Просмотров: 1452
Печать