Последние новости

07-05-2025 Пресс-служба ИРИО Новости Пусть сердце гордится подвигами наших героев, пусть память не стирает великие события тяжелого пути к победе! Желаем жить под мирным небом, ценить время и счастье каждого дня, беречь свою Родину, защищать своих близких, и каждый раз ярким салютом и громкими аплодисментами встречать радостный праздник Победы! Председатель МОО «Императорское Русское историческое общество»                   В.В. Грицков

С Днем Победы!

Уважаемые коллеги! Императорское Русское историческое общество тепло и сердечно поздравляет Вас с самым дорогим праздником, священным для нашего народа, отстоявшего свободу и независимость Отечества, спасшего мир от нацизма – Днем П...

06-11-2024 Пресс-служба ИРИО 80-летие Победы СССР над Японией Круглый  стол открыл  председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор», член Координационного совета Президентского клуба «Доверия» Олег Юрьевич Кассин, которыйв своём выступлении рассказал о  значении празднования победы над Японией.   Советско-японская война началась  в августе 1945 года. Основные боевые действия на континенте велись 12 дней — по 20 августа. 2 сентября 1945 был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Япониии, однако отдельные боевые столкновения продолжались вплоть до 10 сентября. В результате стремительного наступления советско-монгольских войск в Маньчжурии за короткое время, с 9 по 22 августа 1945 года, была разгромлена вся основная группировка Квантунской армии. Советско-японская война имела огромное политическое и военное значение. 9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны». Накануне Крымской конференции начальники американских штабов убедили Рузвельта, что Япония может капитулировать только в 1947 г. или позже, а разгром её может стоить Америке  более миллиона солдат. В ходе войны потери японских войск и войск Маньчжоу-го составили около 84 000 человек убитыми и около 640 000 пленными. Потери советских войск в войне с Японией составили 12 031 человек— безвозвратные и 24 425 человек — санитарные. В результате боевых действий были освобождены Северо-Восточный Китай и север Корейского полуострова (ныне — территория Северной Кореи). Советские войска заняли Южный Сахалин и Курильские острова. Это была не имеющая аналогов в истории военная операция. В кратчайшие сроки Советская Армия разбила намного превосходящие силы милитаристской Японии. К сожалению, приходится констатировать, что эта уникальная военная операция до сих пор не нашла достойного отражения в современном российском кинематографе. В советские времена были сняты лишь  два хорошо запомнившихся фильма: «Приказ:  огонь не открывать» и  «Приказ: перейти границу»,  а также фильм  «Через Гоби и Хинган». В российский период – лишь снятый недавно довольно слабый сериал «Орден». А ведь лишь один  подвиг  советских танкистов в Маньчжурии  —  переход экипажей через горы Хингана сравним с тем, который совершил Суворов в Альпах или древний карфагенский  полководец Ганнибал.  Чтобы преодолеть хребет, тяжелые машины забирались выше облаков — на высоту 1200 метров! О деятельности Объединенного оргкомитета «Память победы над Японией» подробно рассказал один из его участников  Валерий Иванович Скурлатов, генеральный директор медиа портала «Панлог».  В 2023 году Президент Российской Федерации  Владимир Путин подписал закон, согласно которому 3 сентября в России сейчас отмечается победа над милитаристской Японией. Так, наименование дня воинской славы России «3 сентября — День окончания Второй мировой войны (1945 год)» было изменено на «3 сентября — День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны (1945 год)». В.И. Скурлатов рассказал о большой общественной работе, проделанной Объединенным  оргкомитетом «Память победы над Японией», предшествовавшей этому событию  и тех трудностях,  с  которыми пришлось столкнуться его участникам. Виктор Владимирович   Грицков, председатель МОО «Императорское Русское историческое общество»,  рассказал  участникам мероприятия об инициативе возглавляемой им организации и направленном в сентябре  этого года на имя Президента РФ соответствующем обращении. Императорское Русское историческое общество в рамках заблаговременной подготовки к празднованию 80-летия победы СССР над милитаристской Японией  предложило  придать данному празднованию  государственный статус, а также  учредить  соответствующую   государственную награду. Эти предложения имеют  особую актуальность  в связи с  нарастающей враждебности к России недальновидных политических кругов современной Японии. Празднование победы над союзником нацистской Германии также стало бы важным фактором моральной поддержки наших  доблестных  российских воинов, сдерживающих современную агрессию коллективного Запада против России, проводимую руками украинских неонацистов. А государственная награда стала бы знаком чествования как ветеранов Второй Мировой войны, так и современных участников Специальной военной операции, проходящей в сходных с войной против японской армии условиях. Русское историческое общество предложило  также отмечать этой  наградой  и ветеранов других войн и локальных конфликтов,  значительно расширив диапазон награждаемых. Данные инициативы было единогласно поддержаны всеми участниками круглого стола. На мероприятии  также выступили: Акаёмов Олег Иванович, «Землячество Донбассовцев», Союз Городов-Героев; Акаёмов Пётр Иванович, первый заместитель председателя Правления — председатель Совета Правления РОО «Землячество Донбассовцев»; Белов Валерий Сергеевич, руководитель Межрегиональной общественной организации «Литературно-общественное объединение «Изба-Читальня», член Координационного совета Президентского клуба «Доверия»; Дегтярёв Виктор Александрович, сопредседатель Ассоциации социальных сподвижников Президента России; Земцов Борис Юрьевич, заместитель главного редактора газеты «Русский вестник»; Кошлаков Владимир Дмитриевич, руководитель Московского отделения проекта «Аллея Российской Славы»; Макарычев Алексей Алексеевич, генерал-лейтенант, председатель Президиума «Межгосударственного Союза Городов-Героев»; Максимов Владимир Ильич, руководитель общественной организации «Россия молодая»; Паршиков Пётр Стефанович, заместитель председателя фонда «Командарм»; Подмазо Александр Александрович, исполнительный директор Московского отделения Российского военно-исторического общества г. Москвы; Поляков Сергей Андреевич, советник Председателя Международной ассоциации ветеранов антитеррора «Альфа»; Редкий Леонид Юрьевич, заместитель Генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры; Садков Владимир Юрьевич, член Президиума Международного Всеславянского Комитета, МСОО «Всеславянский Союз», заместитель председателя «Союза офицеров России»; Силантьев Владимир Константинович, 1-й вице-президент Ассоциации  «Группы Вымпел»; Ткачев Алексей Семёнович, первый заместитель Председателя Президиума Межгосударственного союза  Городов-Героев; Тулаев Павел Владимирович, академик Кирилло-Мефодиевской Академии Славянского Просвещения (КМАСП), член Президиума Славянского комитета России; Тулепов Мирас Казбекович, председатель Российского общественного союза антифашистов «РОСА»  и другие. Участники круглого стола  также  единогласно поддержали  обращение  к Президенту РФ В.В. Путину  Общероссийского  общественного движения  «Народный Собор»   «О создании  Государственного комитета (Федеральной службы) и учреждении должности омбудсмена  по вопросам  защиты   и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей», а также обращение  «Народного Собора» к Министру обороны  России А.Р. Белоусову об учреждении  ведомственной медали  «За гражданское мужество».

Круглый стол «Итоги Второй Мировой войны. К 80-летию победы над милитаристской Японией»

В Московском доме национальностей прошёл круглый стол  «Итоги Второй Мировой войны. К 80-летию победы над милитаристской Японией» 29 октября 2024 года в  Московском доме национальностей прошёл круглый стол  «Итоги Второ...

11-10-2024 Пресс-служба ИРИО 80-летие Победы СССР над Японией

Заседание, посвящённое чествованию 800-летия битвы на Калке и подготовке к 80-летию победы СССР над Японией

Императорское Русское историческое общество провело 9 октября 2024 года заседание, посвящённое чествованию 800-летия битвы на Калке и подготовке к 80-летию победы СССР над Японией,  иным знаковым датам русской истории. В рамках за...

11-09-2024 Пресс-служба ИРИО 80-летие Победы СССР над Японией Данные предложения имеют особую актуальность ввиду нарастающей враждебности к России недальновидных политических кругов современной Японии. Празднование победы в отражении агрессии против нашей Родины одного из активных участников союза фашистских государств стало бы важным фактором моральной поддержки наших доблестных воинов, сдерживающих современную агрессию коллективного Запада против России, проводимую руками украинских неонацистов, а государственная награда стала бы знаком чествования как ветеранов, так и современных участников Специальной военной операции, проходящей в сходных с войной против японских нацистов условиях. Более подробная информация о заблаговременной подготовке к празднованию юбилейных и памятных дат русской истории на сайте rus-istoria.ru.

Празднование 80-летия победы СССР над милитаристской Японией

Медаль «За победу над Японией» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 года за разгром Квантунской армии Императорское Русское историческое общество в рамках заблаговременной подготовки к празднованию 80...

24-06-2024 Пресс-служба ИРИО Разное   Желающим присоединиться к формированию указанной библиотеки следует обращаться по тел. 89161371771 (Камин Алексей Павлович).

Дар Филиалу Нахимовского военно-морского училища в городе Мариуполе

Императорское Русское историческое общество при содействии Российского военно-исторического общества осуществило передачукомплекта литературы по русской истории Филиалу Нахимовского военно-морского училища в городе Мариуполе. ...

09-04-2024 Пресс-служба ИРИО Разное Фильм «Архимандрит Сергий (Сребрянский)»рассказывает об удивительном подвижнике XX века, духовнике Марфо-Мариинской обители милосердия, сподвижнике Великой Княгини Елизаветы Федоровны, продолжившем ее дело после закрытия обители в 1926 году. Как известно, благотворительная миссия святой преподобномученицы Елисаветы распространялась далеко за пределы основанного ею дома милосердия. На тот период (1905-1917 гг.), когда она возглавляла Императорское Палестинское Православное Общество, в имеющихся в своём распоряжении восемь подворий, приют в которых находили 10 тыс. паломников, работали больница, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся. Встреча с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной и соработничесво с ней в Москве до ее ареста в 1918 г. перевернули всю жизнь героя документальной картины. Смелый и деятельный по натуре, участник русско-японской войны, писатель, он должен был бы занять заметное место в публичном церковном и общественном пространстве. Но общение с представительницей Дома Романовых открыли ему другой путь: путь служения страждущим, сострадания и утешения. Пережив три ареста и две ссылки, отец Сергий стяжал великий дар утешения. Через него Господь подавал утешение всем, кто так нуждался в нем в тяжелую эпоху гонений и Отечественной войны. За это самозабвенное служение ему была дарована мирная кончина, а память об отце Сергии (Серебрянском) бережно хранилась и пережила и его гонителей и советскую систему. После окончания войны к отцу Сергию, как к святому старцу, со всех концов страны потянулись за помощью и утешением исстрадавшиеся люди. Таким и представил его художник. Но не это главное. Корину образ архимандрита Сергия был нужен, чтобы ввести в число изображенных на картине людей Церкви другого почитаемого им персонажа: саму великую княгиню. Это было опасно, но художник нашел такую возможность. Фильм «Павел Корин. Замысел великой картины» в лаконичной манере рассказывает о Павле Корине и о трансформации его первоначального замысла, реализованного в незавершенной картине «Реквием. Русь уходящая». Скачать приглашение

В Доме кино будут представлены новые фильмы об эпохе Великой Княгини Елизаветы Федоровны

В Москве, в Доме кино в 19.00 час. 11 апреля с.г. состоится показ документальных фильмов о сподвижниках Великой Княгини Елизаветы Федоровны, Председателя ИППО в 1905-1917 гг. На показе будет представлено два новых документальных фильма...

26-03-2024 Пресс-служба ИРИО Книжные новинки Тема, затронутая в ходе мероприятия, а также представленная в исследовании историка Тулаева, известна специалистам, но до сих пор не осмыслена широким кругом общественности. Общее количество невольников, прошедших через Таврический полуостров с XIV по XVIII век, составляет около 2 миллионов людей различных возрастов и этносов, что свидетельствует о масштабности данного явления. Стоит отметить, что исследование автора основано на десятках источников. Оно включает свидетельства современников и труды незаслуженно забытых авторов XIX-XX веков. В книге Тулаева систематизированы сотни фактов, событий, иллюстраций, изложены экономические и политические причины работорговли в Крыму, описана её география и этнический состав подневольных, приведена соответствующая статистика. Объяснён социальный статус рабов в различные эпохи и приведены типичные примеры того, как складывалась судьба пленников. Цель автора и издателей – увековечить память о христианских мучениках-рабах, прошедших через невольничьи рынки Крыма, – донести правду, а не сгустить краски или обидеть кого-либо. Исследованная тема является важной частью истории крымского полуострова, и на сохранение памяти об этом направлена деятельность Благотворительного фонда «Наследие Крыма». В презентации книги приняли участие: Георгий Мурадов – заместитель председателя Совета министров Республики Крым,  постоянный представитель Республики Крым при Президенте РФ;  Вера Грачева –  консультант ОБСЕ, эксперт по противодействию торговле людьми; Владимир Романов –  к. и. н., православный историк, соиздатель «Газеты русской культуры»;  Александр Астафьев – писатель, журналист, шеф-редактор «Газеты русской культуры», опубликовавший статью Тулаева «Крым: трагедия русской неволи»; Георгий Боровиков – лидер движения «Правая Россия», а также другие деятели культуры, искусства и образования, неравнодушные к истории российского государства. Было высказано общее пожелание донести результаты исследования Павла Владимировича Тулаева до широкого круга общественности и проинформировать её о состоявшейся презентации.

История, которую нельзя забывать

20 марта 2024 года в Доме Общественных организаций (Москва, Покровка, 5) состоялась презентация книги Павла Владимировича Тулаева «Работорговля в Крыму. История, которую нельзя забывать». Мероприятие, организованное Благотворительным Ф...

26-03-2024 Пресс-служба ИРИО Разное Очевидное для нас, законных наследников великой русской цивилизации, как оказалось, не является таковым для большинства представителей международной общественности.  В 2017 году Генеральная ассамблея ООН в Нью Йорке, продолжая линию Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, приняла резолюцию по правам человека в «аннексированном Россией Крыму». В тексте документа наша страна называется «государством-оккупантом», а Крым и Севастополь – «временно оккупированными территориями». Несмотря на попытку представителей Беларуси остановить рассмотрение резолюции против России, её поддержали 73 страны, 76 – воздержались и только 23 проголосовали против. Почему же случился такой парадокс? Одна из причин состоит в недооценке чиновниками МИДа исторических аспектов вопроса. Ибо в плоскости одной лишь современной политической конъюнктуры крымский вопрос не решается. Он тесно связан с различными аспектами развития региона, в том числе с советским наследием УССР и той системой международных отношений, которая строилась при помощи Советского Союза на территории бывшей Российской Империи. Добавим – в значительной степени за счет России. Как известно, «независимую» Украину, созданную в ходе революций начала XX века при помощи немецкой армии и её разведки, по сей день патронирует НАТО, а также представители мировой закулисы. Реакцией всего Запада и его союзников на «Русскую Весну» стала политика санкций против России, которые лишь ужесточаются и уже привели к локальной войне. Поэтому не стоит расслабляться. Следует продолжить всестороннюю защиту российского Крыма от незаконных посягательств извне. Впереди предстоит большая информационная, разъяснительная и дипломатическая работа. Мы должны переубедить наших противников с помощью очевидных аргументов, изменить общественное мнение в пользу России, чтобы создать условия для мирного, безопасного развития всего региона Северного Причерноморья. Цена крымских побед Прежде, чем обратиться к историческим фактам, давайте задумаемся о так называемой «цене вопроса». Чего стоило для России отстаивание права на контроль над Таврическим полуостровом? Со времени образования Московского царства и Крымского ханства в XV-XVI веках до нашей эпохи состоялось более десятка крупных войн за господство в этом регионе, общие потери в которых для России по самых скромным подсчётам составляют цифру более 1,5 миллиона человек. Причём здесь не учтён гигантский ущерб, нанесенный Руси в результате разорительных набегов крымских татар.  За три века противостояния с ордой через порты полуострова было продано в рабство примерно 2 миллиона христиан, преимущественно славян и кавказцев. На протяжении XVIII века в русско-турецких войнах российская армия потеряла в совокупности более 250 тысяч человек убитыми, а также умершими от ран и болезней. В XIX веке России для удержания и расширения владений в Северном Причерноморье пришлось вести четыре крупномасштабных войны. Их суммарные потери, по подсчетам специалистов, составляют не менее 460 тысяч человек. При обороне и освобождении полуострова в годы Великой Отечественной войны погибло около 600 тысяч людей. В Севастополе находится крупнейший мемориал русской воинской славы – Братское кладбище. Здесь в общих и личных могилах покоятся до 50 000 воинов, что, как мы видим, составляет только часть человеческих жертв. В эту печальную статистику не входят сведения о жертвах гражданской войны и эпохи революций начала XX века, которые обсуждаются специалистами. Коммунистическая революция обернулась социальной катастрофой и страшной трагедией для полуострова. Только в ноябре 1920 года из Крыма морским путём эмигрировало более 145 000 русских беженцев. В ходе Красного террора, массового голода, раскулачивания, расказачивания и прочих репрессий, погибли сотни тысяч людей.  Многие храмы были закрыты и разрушены, а монастыри превращены в трудовые коммуны и склады. Имения аристократов и богачей были разграблены, в лучшем случае превращены в общественные санатории или дома отдыха. Одним из последствий «украинизации» и временного управления из Киева стало разрушение военно-стратегического потенциала СССР: был разделен Черноморский флот, часть которого попала под опеку враждебного блока НАТО, была разорена секретная база подводных лодок в Балаклаве, был разобран на металлолом ракетный комплекс «Утес», закрыт для испытаний и разрушен уникальный лунодром с космическим центром связи,  заброшено строительство бункера для черноморского командования, осталась  недостроенной Крымская АЭС, разбазарена зеркала первая солнечная электростанция в СССР, доведён до аварийной ситуации Ялтинский водопроводный тоннель и т.д.  Крым рубежа XX-XXI веков превратился в зону нестабильности, стал линией раскола оборонного союза евразийских стран.  Исторические завоевания Теперь рассмотрим в историческом контексте русские достижения и завоевания в Крыму. Начать следует с осознания того неоспоримого факта, что Таврический полуостров стал частью Русского мира не в 1784 году, когда с помощью дипломатических и военных мер, «Крым, Тамань и Кубань» вошли в состав Российской Империи, то есть не 240 лет назад, а намного раньше. Уже в античную эпоху, когда были живы древние легенды о гиперборейских богах Ладе (Латоне), Артемиде и Аполлоне; о подвигах легендарного Геракла, считавшегося родоначальником скифов; о трагической смерти героя Ахилла, чьё имя запечатлено в крымской топонимии, – по течению Дона (Танаиса) спускались воинственные племена роксаланов, предков древних русичей. Военно-политический и торговый путь «из варяг в греки», проходивший с севера на юг через Новгород, Киев и Херсонес – в Царьград (Константинополь), связал два моря – Балтийское и Черное, а вместе с тем две культуры – славянскую и греко-византийскую. Этот путь стал основообразующим стержнем русского жизненного пространства, привел к формированию новой православной державы, заявившей о себе как наследнице Византийской Империи, как Третий Рим. Почему именно Херсонес Таврический, а не Киев считают колыбелью Крещения Руси? Потому что здесь, в колонизованных эллинами городах-полисах, по преданию, ещё в 1 веке н.э. проповедовал Слово Божие прямой ученик Христа Св. Андрей Первозванный. Здесь завершил свой Крестный путь Св. Климент, 3-й епископ римский, основатель первых христианских общин в Тавриде. В эпоху раннего средневековья здесь прославились многие православные святители и мученики греческого, готского и скифского происхождения.  В Херсонес с просветительской миссией прибыли в 860 году равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, разработавшие основы славянской письменности. Здесь приняли христианскую веру первые русские князья Аскольд и Дир с дружиной. Наконец, именно в Херсонесе князь Владимир Святославович после таинства Крещения в 988 году венчался с Византийской царевной Анной. Отсюда вместе со священником-летописцем ими были взяты в Киев служебные книги и православные святыни. Без Херсонеса по-другому сложилась бы история Святой Руси. Русская колонизация Тавриды, начавшаяся с первых походов на Царьград, получила своё развитие в период Тмутараканского княжества в X-XII веках на территории древней Таматархи (Тамани). Здесь, у берегов Боспора Киммерийского, тысячу лет назад (!) был построен один из первых русских храмов в честь Пресвятой Богородицы. Здесь жил первый из известных нам летописцев Никон, будущий игумен Киевско-Печерского монастыря. Здесь пел под гусли свои былины легендарный сказитель Боян. И именно сюда стремилось войско князя Новгорода-Северского, чей подвиг был воспет в гениальном «Слове о полку Игореве». В начале XIII века, после грандиозной битвы на Калке (недалеко от нынешнего Мелитополя), татарская Орда полностью захватила полуостров, перерезав Руси водный путь в Византию. Ордынцы дали Тавриде тюркское название Крым (Кырым), что значит «ров». По-видимому, оно связано с Перекопом, через который кочевники переходили из степей. Военно-политический союз с Османской империей позволил мусульманам несколько столетий держать полуостров в своей власти, и одновременно тревожить Русь жестокими грабительскими войнами, доходившими до самой Москвы. Усмирение ордынцев, их подчинение воле православного Царя, наконец, принятие Крыма под державу российскую, было очень трудной задачей, и её решение началось не в годы правления Екатерины Великой, а ещё во времена Иоанна Грозного. Первые походы великороссов к Черному морю были не во всём успешными, но без военного опыта князя Голицына, без Азовских походов Петра Великого, без стратегических планов Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, у князя Потемкина не было бы оснований и помышлять о русской Тавриде. Украинские националисты любят подчёркивать, что в крымских войнах активно участвовали казаки. Но Левобережное и Правобережное казачество – это не одно и то же. Запорожцы были Русичами, оборонявшими окраины славянских земель. Они помнили, что князья киевские называли себя русскими, а не «украинскими». Нынешняя Украина хочет поглотить Святую Русь, но это сделать невозможно. Присоединение Крыма к Российской Империи при Екатерине Великой было прогрессивным явлением по целому ряду причин.  Прежде всего, был ликвидирован очаг постоянной военной угрозы для многих христианских народов: греков, кавказцев, готов, болгар. Крымские татары получили возможность перехода от кочевого, военизированного образа жизни, к мирному, созидательному труду, сохранили себя как этнос. Богатый экономический потенциал полуострова стал реализовываться более масштабно и многообразно. Он стал частью просвещенной европейской цивилизации, вернув ей часть античного наследия. Ученые начали исследовать все стороны жизни и деятельности в Тавриде. Стратегически важное приобретение способствовало выходу Православной Империи к побережью Черного моря, поближе к Царьграду, священному центру христиан. Своим величием Константинополь веками привлекал к себе паломников, путешественников, русских князей и полководцев: от Вещего Олега до Суворова, от Кутузова до Колчака. Установление более тесных связей со странами Средиземноморья и Западной Европы дало толчок развитию Новороссии и Малороссии. Началась новая эпоха в жизни всего евразийского региона. Таинство бракосочетания Руси с Византией, совершенное под покровом Пресвятой Богородицы, сделало наше Отечество обителью Царицы Небесной, а обретение Крыма привело к строительству «нового Афона».  Русская Таврида стала популярной Ривьерой, излюбленным местом отдыха аристократии, состоятельных людей и творческой интеллигенции. Здесь в эпоху царствования Романовых были созданы ценные произведения нашей национальной культуры: картины Айвазовского, стихотворения Пушкина и Ахматовой, рассказы Чехова и Куприна, музыкальные произведения Римского-Корсакова, дворцовая архитектура Краснова. Выход России на черноморские просторы значительно укрепил международные позиции Православной Империи. Однако старая Европа с завистью наблюдала рост её могущества. Она всегда использовала любую возможность, чтобы ослабить русские позиции в Крыму, доводя политические противоречия до кровавых войн. Блокада Севастополя объединенными силами Запада и его беспощадная бомбардировка в 1855-1856 годах – поучительный пример. Важное понимать и то, что до создания СССР Таврическая губерния была сначала частью Новороссии, а затем Юго-Западной России.  Северная граница Таврии проходила по нижнему колену Днепра. В 1918 году, в ходе революции и гражданской войны, эта часть Новороссии была аннексирована марионеточных режимом гетмана Скоропадского. Почему-то про эту украинскую аннексию редко вспоминают! А ведь историю Одессы, Херсона, Николаева, Мариуполя и других городов не вычеркнуть из общего хода событий. Незаконная передача Крыма в 1954 году в ведомство УССР по инициативе Хрущева была политической авантюрой, результатом сговора узкого круга партийных работников. Внешне она не сильно изменила привычное течение политической, культурной и курортно-туристической жизни полуострова, ибо всё происходило в рамках единого государства СССР. Попытки украинизации Крыма не имели успеха, потому что глубинными, сакральными корнями он связан с Судьбой России. В начале XXI века русские составляли по численности не только преобладающее большинство населения полуострова, но и наиболее образованную часть людей. В постсоветский период, после долгих лет безбожного террора, на святой земле Херсонеса Таврического стала оживать христианская вера. Были отреставрированы старинные храмы и монастыри, открыты новые церкви, которых сегодня насчитывается более 370. Созданы православные общины и братства, выходят церковные газеты и журналы. Возрождение в условиях блокады В 2014 году в результате всенародного референдума произошло естественное, абсолютно закономерное и долгожданное воссоединение отделенной части русской нации с её основным телом.  О какой оккупации со стороны России тут может идти речь? С точки зрения русской геополитики начался новый виток в процессе интеграции российских регионов. По понятным причинам он сегодня осложняется многими трудностями. Однако все они – временные. Все недоразумения и технические неурядицы решаются по мере возникновения, а стратегия развития российского Крыма вселяет уверенность в лучшее будущее. Это радикальные экономические и социальные реформы в пользу граждан, модернизация образования и здравоохранения, капитальный ремонт многих зданий, строительство новых дорог. Переход государственных учреждений Крыма на бюджетное финансирование из России создал более благоприятные условия для всего региона. Было введено всеобщее медицинское страхование, лечение стало бесплатным, как в СССР. Старики и молодые матери почувствовали себя социально более защищенными. В больницах с устаревшим оборудованием появились новые компьютеры, томографы, УЗИ-аппараты. Проблема сохранения культурной среды и архитектурного ландшафта, вообще, оказалась достаточно сложной, даже драматичной, несмотря на то, что работает соответствующий комитет с разветвлённой структурой и неплохо оплачиваемым штатом чиновников. Мощная государственная поддержка не избавляет местные власти от необходимости искать внутренние источники для спонсирования своих проектов. Поскольку одна из главных статей доходов Крыма – это туризм и курортное дело (в год на полуострове отдыхают около 6 миллионов человек), то правительство делает всё возможное для облегчения транспортного сообщения. В нынешних условиях это, прежде всего, оптимизация авиалиний, но ж/д и автомагистрали не потеряли актуальности. После построения Крымского моста началась их радикальная модернизация. Как мы видим, даже в условиях блокады и санкций Запада уже очень многое удалось сделать. Жизнь в Крыму в целом намного стабильнее и качественнее, чем на Украине, где воцарились хаос и разруха. Вопреки клевете противников воссоединения, критиков и вечных жалобщиков, полуостров стал развиваться намного динамичнее, чем прежде. Выводы «Русская весна» отразилась мощным эхом в Крыму. Она стала стимулом для новых исследований благословенного края, обогатившего нашу историю сокровищами древних цивилизаций Европы и Азии. Пока военные стратеги состязаются в гонке вооружений и кровопролитных сражениях, а политики выставляют свои требования, научные работники продолжают заниматься фундаментальными исследованиями, отстаивая правду. Сегодня уже многие понимают, что развитие полуострова следует рассматривать с учетом событий в Юго-Восточных регионах Украины, бывшей и нынешней Новороссии, с её богатой историей. Северная Таврия всегда была связана с Крымом прочными узами, а Донбасс, как был, так и остается важнейшим промышленным и энергетическим центром южного региона. Противники и конкуренты России всегда понимали значение геостратегической магистрали «север-юг», проходящей по Пулковскому меридиану от Балтики до Черного моря. Они не раз уже пытались перекрыть нам этот судьбоносный путь, создать здесь буферную зону. Сейчас они снова хотят задушить кровеносную артерию русского государства. Если не своими руками, то с помощью наших братьев-христиан и соседей.  Однако на пути у хищных врагов встал доблестный Черноморский флот России, вооруженный новейшим оружием стратегического назначения, наши спецслужбы и правоохранительные органы. Никто не отнимает у украинцев, как и людей любой другой национальности, право жить в Крыму, отдыхать и работать там. Многие граждане Украины имеют собственность в благодатном крае, частные предприятия, недвижимость, немалые инвестиции и прочие связи. Однако это не значит, что полуостров должен управляться из Киева, контролируемого НАТО, что западным марионеткам позволено разрушать наши оборонительные объекты, вывозить за рубеж скифское золото, фальсифицировать историю. Трагические события последних лет показали, что сама идея Великой или Соборной Украины – это химера, выросшая на основе искусственной и незаконной украинизации Малороссии, Новороссии, Галицкой и Карпатской Руси. Разумеется, России будет нелегко развиваться в условиях перманентной агрессии и санкций Запада, его экономической и политический блокады, а также военной помощи Украине. Однако, Запад – это не весь мир. Есть еще древний, мудрый и мощный Восток. Есть экономически развитые страны Азии и других регионов, с которыми Россия укрепила отношения через такие международные структуры, как Евразийский экономический союз (ЭЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Объединенный договор о коллективной безопасности (ОДБК), совещательные органы группы стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) и другие. Да, и сама наша страна – не карликовое государство, а сильная держава, с богатой имперской традицией, уверенно вошедшая в XXI век. Подводя общий итог, можно с уверенностью сказать следующее. В 2014 году не было никакой аннексии. Святая Русь, Православная Москва, Российская Империя, СССР связаны тесными узами с Тавридой на протяжении многих веков. После незаконного и кратковременного отторжения наших соотечественников от Родины они вернулись к себе домой, как только появилась реальная возможность. Чудесным образом Договор о вступлении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации был подписан 18 марта 2014 года, в День обретения мощей святителя Луки, архиепископа Крымского, прославленного во святых. Произошло естественное, абсолютно закономерное и долгожданное воссоединение единой нации на основе законного референдума. Это было восстановление исторической справедливости, торжество Правды и Православия.  Начался новый этап в Судьбе русского народа, новый этап этнического и религиозного возрождения. Павел Тулаев, Москва, 18 марта 2024 года. Оригинал статьи.

ПОЧЕМУ КРЫМ РОССИЙСКИЙ. К 10-летию воссоединения Крыма с Россией

Все признают, что Таврический полуостров – одно из самых красивых и благодатных мест в мире. Здесь идеальный климат, исцеляющий курорт со многими достопримечательностями, где есть главное для здоровья: «солнце, воздух и вода – наши луч...

Инициатива прославления в качестве святых полоцких князей Всеслава и его сыновей Бориса и Глеба

МОО  «Императорское Русское историческое общество» выступило с инициативой прославления в качестве святых полоцких князей Всеслава и его сыновей Бориса и Глеба, выдающихся ревнителей православия, устроителей западнорусских земел...

Jul 14

Святая Гора Афон как центр Православного Возрождения XIV в. (Ложкина Н.А, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа)

AfonШарль Диль впервые указал на  несоответствие  экономического,  политического упадка Византии  в последний период существования империи расцвету ее искусства.[1] Феноменом явилась блестящая пора Православного Возрождения на Афоне XIV-первой половины XV в., которая дала мощный толчок Возрождению стран Византийского Содружества. В середине XIV в. это восточно-христианское мистическое учение, возрожденное и обновленное выдающимися деятелями православия  — преп. Григорием Синаитом и преп. Григорием Паламой, стало ядром международного культурного движения, укреплявшего восточно-христианскую цивилизационную идентичность православных стран и одновременно стимулировавшего развитие их самобытных национальных культур. Проф.Г.М.  Прохоров считает, что исихазм XIV-XVI веков, повлиявший на литературу, искусство, философию и политику, был Православным Возрождением, и приводит в пример влияние гуманизма на западноевропейскую политику эпохи Возрождения. Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений[2].  Большое значение в развитии  данной концепции сыграл также  труд одного из самых известных западных славистов профессора Рикардо Пиккио «История древнерусской литературы».[3] Первое издание было опубликовано в 1959 г., второе — в 1968 г. Главу 2 ученый назвал  «Славянское православное Возрождение», где он рассматривает культурные связи Руси в свете второго южнославянского влияния. «В XIV–XV вв. еще более усилилось значение Афона как места, где русские образованные люди встречались с греками, сербами и болгарами,  –отмечает М.Н. Тихомиров. «Святая Гора» была в полном смысле слова международным центром православного Востока, и значение ее в развитии русской культуры чрезвычайно велико»[4]. Афонские монастыри становились очагами просвещения, книжности, где переписывались и переводились на языки христианских народов святоотеческие творения и церковная литература. Обители Афона, будучи не только духовными, но и культурными центрами, выполняли объединительную роль: идейной силой, связующей эти обители, выступало их религиозно-мистическое учение. Кроме Афона значительным центром такого рода, способствовавшим духовно-культурному общению и объединению славян и греков в XIV–XV вв., был Константинополь. Такое общение ромеев и славян стало основой сотрудничества в области культуры, искусства. Духовный авторитет международного масштаба, которым пользовался Григорий Синаит, способствовал развитию исихастских религиозно-антропологических представлений как в самой Византии, так и в странах Византийского Содружества. Труды  Синаита  идейно подготовили победу Григория Паламы (1296–1359) как главы и философского защитника исихастов в многолетнем споре со сторонниками теологического рационализма.

          В этом контексте представляется уместным привести слова еп. Алексия (Дородницына) об идейной связи Григория Синаита и Григория Паламы: «несмотря на отсутствие всяких данных, можно было бы признать святого Паламу личным учеником святого Синаита, а учение святого Григория Паламы служит дополнением, дальнейшим развитием учения святого Григория Синаита».[5] До сих пор существует вопрос – были ли личные контакты между преп. Григорием Синаитом и святителем Григорием Паламой, теоретически обосновавшим главные вопросы Православного Возрождения? Иг. Петр (Пиголь) делает  предположение, что их первая встреча   произошла  в 1323 году, когда святой  Григорий Палама подвизался в скиту Глосия, находившемся недалеко от Магулы — скита Синаита[6],  и приводит свидетельство из  Жития святителя, где  засвидетельствовано, что Палама проходил науку умной молитвы, изучал таинства созерцания, в полной мере осваивал исихастское учение под руководством старца Григория[7]. Вероятнее всего, это был преподобный Григорий Синаит».[8] О совместных подвигах этих двух великих исихастов в Лавре святого Афанасия говорит и современный болгарский исследователь В. Киселков[9]. Епископ Алексий (Дородницын) отмечает: «стоит вне всякого сомнения— и безусловно подтверждается сравнением учения их обоих, так что, даже несмотря на отсутствие всяких данных, можно было бы признать святого Паламу личным учеником святого Синаита, а учение святого Григория Паламы служит дополнением, дальнейшим развитием учения святого Григория Синаита».[10]

И.Ф.  Мейендорф  проанализировал сочинения  Григория Синаита и пришел к выводу, что в них возрождена и систематизирована вся предшествующая исихастская традиция – умозрительная интеллектуалистская мистика Евагрия, идеи и пророческий дух Симеона Нового Богослова, учение о сердце в наставлениях египетских и синайских аскетов III–VI вв. «Эта систематизация Григорием Синаитом исихастской духовности, – подчеркивал И.Ф. Мейендорф, – одновременно и облегчила Паламе его богословский синтез, и сделала его более нужным».[11] Подводя итоги значения  деятельности  преп. Григория Синаита иг. Петр (Пиголь) отметил, что в местах подвигов святого Григория Синаита создавались духовные центры, создавались очаги духовности, с которых начиналось общее возрождение монашества, затем для своих учеников святой Григорий написал  ряд аскетических сочинений, учитывая богатый многовековой опыт подвижников-исихастов, он привел их наставления и принципы учения в стройную систему и изложил ее в применении к понятиям своих современников; преп. Григорий Синаит духовно породил и воспитал целую плеяду последователей, которые преемственно восприняли от него и распространили во все концы света тайны внутреннего делания — исихии; школа преп. Григория Синаита оказала большое влияние на религиозно-культурную жизнь Византии и всего православного мира. Монастыри, основанные преподобным Григорием и его учениками, были очагами аскетических подвигов и спасительного пути жизни.  Синаитско-святогорское исихастское  движение оплодотворило культуру православных народов XIV—XV веков. Им, его духом, духовной и идейной направленностью было вдохновлено не только монашество — им были проникнуты вся церковная и государственная политика, архитектура и искусство, литература и общественное устройство.[12]

Давая оценку учению свт. Григория Паламы архиеп. Василий (Кривошеин) пишет, что «среди оригинальных… аспектов его богословия следует отметить мысль о важном значении тела в духовной жизни, о предназначении мира ангельского и мира человеческого, о деятельности (энергии) человека, а также его апологию "художественной молитвы" и тематическое  развитие, которое  он в рамках общего богословия привносит в богомыслие о Божестве, о нетварном  Свете, о сущности и энергиях, соотнося эти мысли между собой и исследуя их в их соотношении с "Божественной простотой". В конце концов мы можем сказать, что традиционное мистическое учение православного Востока обрело в его творениях как свое систематическое выражение, так и философское и богословское оправдание».[13]

 Победа исихастов  – философская и политическая способствовала утрате  влияния варлаамитов на культурно-исторический процесс в Византии. Большинство из них предпочло переместиться в Италию, и в дальнейшем они реализовали себя в ее предренессанской и ренессансной культуре. Исихастские споры, по утверждению Г. М. Прохорова, «были точкой встречи и расхождения двух европейских Возрожденийв самом начале их пути».[14]  Прот. Иоанн (Мейендорф) сделал  важный вывод, который касался того культурного направления, который под влиянием исихазма  выбирает православный Восток – полное неприятие идей гуманистического Возрождения Запада в основе которого лежал эгоистический и самодостаточный  антропоцентризм. Кроме того, как замечает  прот. Иоанн: богословское направление свт. Григория высвободило православное богословие от предубеждений неоплатонизма и узких рамок библейского монизма.[15] Анализируя культурно-исторические этапы развития исихазма, прот. Иоанн (Мейендорф), выделил четыре значения этого понятия: идеал индивидуального отшельничества раннехристианских аскетов; психосоматический метод созерцания, сопровождаемый практикой безмолвного повторения Иисусовой молитвы; система религиозно-философских понятий, разработанных Григорием Паламой в полемике с Варлаамом.[16] Г.М. Прохоров, ввел термин «политический исихазм» как общественно-политическую и культурную программу, осуществлявшуюся византийскими религиозными и светскими деятелями внутри государства и по линиям культурных связей с православными народами Восточной Европы.[17]  Иг. Петр (Пиголь) отмечает, что  эту эпоху образовались два течения:  одно пошло по внецерковному руслу и стало известно в истории как  западноевропейский  Ренессанс: другое — Православное Возрождение — двигалось по церковному пути. Исихасты стали выразителями общественного мнения Византии и дали последний творческий синтез ее традиционной культуры. Начатое ими широкое культурно-общественное движение привело к обновлению духовной жизни средневекового общества и оживлению православия во всей Восточной Европе. Исихастское учение последовательно и убедительно раскрывает сущность православия. [18]

 Как считает иг. Игорь (Экономцев): образовалось два полюса: на одном (восточное христианство)  находится творческая личность, созидающая в синергии с Богом; на другом (западное христианство)личность, дерзающая творить самостоятельно.[19] В преддверие Вселенского собора патриарх  Филофей (Коккинос) канонизировал свт. Григория (Паламу) на Константинопольском соборе в апреле 1368 года, а также осуществил кодификацию паламитского учения в соответствующих параграфах Синодика в неделю Православия "филофеевской" редакции).  Память его праздновалась 13 ноября вместе со святителем Иоанном Златоустом. И потому он называется новый Златоуст. Так он назван в параклисе  святых Бессребренников  Ватопедского монастыря и в храме Трех Святителей в Касторье.  В 1368  году в правление его друга, выдающегося биографа Патриарха Константинопольского святителя Филофея Коккина постановили праздновать его память во второе воскресенье Великого Поста. Так было постановлено в виде продолжения праздника Торжества Православия, постольку святой считался защитником Православия и подлинным его поборником. Сохранилось множество фресок и переносных икон святителя, потому что скоро после кончины его стали почитать в Фессалониках, Касторье, Верии и на Афоне. Документы («определения») «исихастских» Константинопольских соборов 1341, 1347, 1351, 1368 гг. официально направлялись митрополиту Феогносту, и уже в середине XIV в. на церковнославянский язык был переведен Чин Православия, включавший шесть догматизированных положений теории исихазма. В Константинополе этот текст, известный как «Синодик в неделю Православия», впервые был оглашен в 1352 г.[20] [21] Проф. И.И. Соколов в оценке деяний Константинопольского соборов 1341г. и 1351г. признает его решения важными для всего Православия, считая также, что эти споры носили «принципиальный характер», и победа исихастов – это была победа «вселенской ортодоксии».[22] Византийские исихасты открыто декларировали необходимость  своего живейшего участия не только в религиозной жизни, но и в общественных делах. Григорий Палама, продвигая исихастские идеалы в область социально-экономических отношений, исходил из теоретического представления о человеке, удовлетворяющем свои потребности через посредство товарно-денежного обмена и производящего собственным профессионально специализированным трудом предметы потребления, в том числе духовного. Сочетание светских и религиозных культурных форм виделось им как согласованное взаимодействие «города» и «монастыря» в сферах внешней и внутренней политики, религиозного просвещения, образования, книжности, художественной культуры и развития международных культурных связей во всех этих аспектах. Непримиримо осуждая алчность, скупость и обогащение путем грабежа и обмана, он в то же время утверждал, что обретенное богатство не препятствует спасению души, если его обладатель боголюбив, милосерден, активен в благотворительности и в попечении о нуждающихся. Монастыри общежительного (киновиального) типа приобрели в то время именно благодаря усилиям исихастов первостепенное значение не только в организации монашеского существования, но и в хозяйственно-экономической и культурной жизни  православных  стран.

Исихазм  вышел из келий в общество и сначала его заинтересовал, а затем и завоевал[23], и стал международным общественным движением XIV века.[24]

Список литературы

 

1.Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен.. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010.

2. И.М. Концевич. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М.:. Издательский отдел Московского патриархата, 1993.

3. Иг. Иоанн (Экономцев). Православие. Византия. Россия. М.: Христианская литература, 1992.

4.Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники.  – М.: Макцентр,1999.

5. И.Ф.Мейендорф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в 14в. В кн.: ТОДРЛ. Т. XXIX. Л.:Наука, 1974.

6. Архиепископ Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. –Praha, 1936. № 8.

7.Алексий (Дородницын), епископ. Византийские церковные мистики XIV в. // Полное собрание сочинений. –Саратов,1913.

8. Соколов И.И. Свт. Григорий  Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII века. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования).

9. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе / Г.М. Прохоров. — Ленинград : Наука.

10. Киселков В. Св. Патриах Евфимий. Болгария: София, 1938.

11. Афонский патерик. Ч. 1. — Москва: Типо-Литография И. Ефимова,1897. Ч.2.

Рикардо Пиккио. История древнерусской литературы. —М.:  Языки славянской культуры, 2002.

12. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. — М., 1969.

List of literature

1.Prohorov.  AN Ancient Russia as a historical and cultural phenomenon.. - SPb.: Publishing house of Oleg Абышко, 2010.
2. IM Kontsevich. Acquisition of the Holy spirit in the paths of Ancient Russia. - M:. The publishing Department of the Moscow Patriarchate, 1993.
3. IG. John (Экономцев). Orthodoxy. Byzantium. Russia. -M: Christian books, 1992.
4. Petr (Pigol) hegumen. The monk Gregory the Sinaite, and his spiritual successors. - M: Макцентр,1999.
5. И.Ф.Мейендорф. On Byzantine Hesychasm and its role in the cultural and historical development of the Eastern Europe in 14C. In the book: ТОДРЛ. So XXIX. HP:Nauka, 1974.
6. Archbishop Basil (Krivoshein). Ascetic and theological teachings of St. Gregory Palamas // Seminarium Kondakovianum. -Praha, 1936. № 8.
7. Alex (Дородницын), Bishop. Byzantine Church of the mysticism of the XIV century // the Complete works. -Saratov,1913.
8. I.I. Sokolov SVT. Gregory Palamas, Archbishop Фессалоникийский, his writings and teachings about hesychia. Nikifor Влеммид, Byzantine scholar and religious figure XIII century. The Church policy of the Byzantine Emperor Isaac II angel. - SPb.: Publishing house of Oleg Абышко, 2004. (Library of Christian thought. The study).
9. Prokhorov G.M. A tale of Митяе / G.M. Prokhorov. - Leningrad : Nauka.
10. Киселков Century St. Patriarch Euthymius. -Bulgaria: Sofia, 1938.
11. Athos lives. 'clock 1. - Moscow: Tipo-Lithography I. Efimova,1897. Part 2.
Ricardo Пиккио. History of old Russian literature. -M: Languages of Slavonic culture, 2002.
12. Tikhomirov M.N. Historical ties of Russia with the Slavic countries and Byzantium. - M, 1969.


[1] Культура Византии. — М.:  Наука, 1991. С. –19.

[2] Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы// ТОДРЛ.Л., 1979,Т.34, С3-17.

[3] Рикардо Пиккио. История древнерусской литературы. —М.:  Языки славянской культуры, 2002. —С.127-208.

[4] Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. — М., 1969. —С. 137.

[5] Алексий (Дородницын), епископ. Византийские церковные мистики XIV в. // Полное собрание сочинений. –Саратов,1913. – С. 49–140.

[6] Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники.  – М.: Макцентр,1999.  – С. 81-82.

[7] Афонский патерик. Ч. 1. — Москва: Типо-Литография И. Ефимова,1897. Ч.2. – С.365.

[8] Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники.  – М.: Макцентр,1999.  – С. 81-82.

[9] Киселков В. Св. Патриах Евфимий. Болгария: София, 1938.С. 14.

[10] Алексий (Дородницын), епископ. Византийские церковные мистики XIV века // Поли. собр. соч. — Саратов, 1913. Т. 1. С. 49—140.

[11] Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. – М: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000.  – С. 318.

[12]Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники.  – М.: Макцентр,1999.  – С. 171-173.

[13] Архиепископ Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. –Praha, 1936. № 8. –С. 99-154.  

[14] Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы// ТОДРЛ.Л., 1979,Т.34, С3-17.

[15] И.Ф.Мейендорф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в 14в. В кн.: ТОДРЛ. Т. XXIX. Л.:Наука, 1974. –С. 292-293.

[16] И.Ф.Мейендорф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в 14в. В кн.: ТОДРЛ. Т. XXIX. Л.:Наука, 1974. –С. 292-293.

[17] Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. –С. 5-300.

[18] Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники.  – М.: Макцентр,1999.  – С. 11.

[19] Иг. Иоанн (Экономцев). Православие. Византия. Россия. М.: Христианская литература, 1992. С.170-174.

[20]Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен.. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. С. 160–161. Один из переводов Синодика в неделю Православия на русский язык см.: Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.  – С. 877–882.

[21] И.М. Концевич. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М.:. Издательский отдел Московского патриархата, 1993. – С.95– 98.

[22] Соколов И.И. Свт. Григорий  Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. византийского императора Исаака II Ангела. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004.–С.92.

[23] Прохоров Г.М. Повесть о Митяе / Г.М. Прохоров. — Ленинград : Наука, 1978. –С.13.

[24] Прохоров Г.М. Повесть о Митяе / Г.М. Прохоров. — Ленинград : Наука, 1978. –С.13.

Author: Мария Черникова Обновлено 14.07.2017 08:21 Дата публикации Просмотров: 2098
Печать

Связь Поколений

Юбилеи русской истории

Журнал «Русская история»

Русская история. Москва. Кремль

ИППО

Императорское Православное Палестинское Общество

Исторический портал Московия