Конкурсы, гранты Просмотров: 922
Печать

Образ священника по материалам Ярославских епархиальных ведомостей

konkurs-logoА.А. Зейферт, участница XIV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым" 

Священник-это профессия или образ жизни для второй половины 19 века? С точки зрения сословного общества, где священнослужители принадлежали к отдельному сословию, оба эти ответа являются отчасти неверными, так как быть священником означает иметь определенный статус в обществе, который предполагает определенные права и обязанности. В этой статье мы постараемся рассмотреть проблему, как соотносятся положительные черты, присущие священнослужителям в целом с индивидуальными личностными чертами священников.

Для решения данного вопроса мы используем два вида источников. Во-первых, это биографические справки о некоторых выдающихся священниках, во-вторых - некрологи по усопшим священнослужителям, которые печатались в Ярославских епархиальных ведомостях. Ярославские Епархиальные ведомости- официальная газета, выходившая в Ярославской и Ростовской епархиях еженедельно, начиная с 1860 года по 1917 год. Идея создания епархиальных ведомостей принадлежит архиепископу Херсонскому Иннокентию (Борисову) (1800-1857), который разработал проект епархиальных ведомостей в 1853 году. Он был выдающимся богословом, действительным членом Академии наук, церковным историком и археологом и очень много делал для насаждения просвещения и поэтому имел большое влияние на церковные дела своего времени. В 1859 году преемником на кафедре архиепископа Иннокентия, архиепископом Димитрием (Муретовым) этот проект предлагается на обсуждение в Синод с просьбой разрешения его осуществления в середине 1860 года (владыка был членом Синода). 11 ноября 1859 года проект был одобрен и разрешен не только в Херсонской епархии, но и признан благоприятным для распространения и была разослана епархиальным владыкам программа «Херсонских епархиальных ведомостей». Первым, кто среагировал на нововведение, был ярославский архиепископ Нил (Исакович) (1799-1874), который в январе 1860 ходатайствовал перед Синодом о разрешении с апреля того же года издавать «Ярославские епархиальные ведомости», программа которых копировала образец. В марте разрешение было получено, и уже 16 апреля выходит первая епархиальная газета в России[1].

Представляют из себя Ярославские епархиальные ведомости газету, состоящую из двух частей: официальную и неофициальную. В официальную часть входили различные указы и распоряжения Синода общего и епархиального характера и высочайшие манифесты по духовному ведомству.

Неофициальная часть представляла из себя подборку статей и выписок на актуальные темы. Мы в своей статье используем преимущественно публикации, сделанные в неофициальной части.

В первую очередь мы разберем юбилейную статью «Отец Николай Нилов-Доржев»[2]. Сначала мы обратим внимание на то, каким образом автор статьи аргументирует то, что решает о нем рассказать. Он пишет: « Имя Отца Протоирея Нилова-Доржева конечно известно многим по тому участию, которое он принимал в деле перевода Богослужебных книг на Монголо-Бурятский язык. Но нам он известен не по слухам только и по имени. Бывшим в Ярославле в продолжении нескольких лет, он имел случай быть близко и лично знаком многим не только из среды духовенства, но и из других сословий, как в Ярославле, так и в уездных городах и селах, и пользоваться расположением и любовию»[3]. Как мы можем видеть из приведенного выше фрагмента, существует два уровня аргументов в пользу того, что эта личность достойна того, чтобы информацию о ней размещали в епархиальных ведомостях. Во-первых, это общеполезное достижение, в данном случае перевод на бурятский язык богослужебных книг, во-вторых, личные качества характера, которые позволяли ему сближаться с людьми разного круга. Тут важно отметить, что автор указывает на то, что он интересен не только людям духовного сословия, но и другим сословиям. Судя по всему, для него это очень важный критерий оценки человека, принадлежащего к духовному сословию.

Особое значение имеет то, что о. Николай занимается миссионерской деятельностью. Миссионерство становиться популярным и именно в 1865 году (эта статья взята из номеров этого года) в епархиальных ведомостях появляются различные статьи и выдержки из дневников миссионеров на эту тему: «Мы имеем возможность сообщить сведения о Миссионерской деятельности Отца Протоиерея и приступаем к этому тем с большею охотою, что в настоящее время и общество и Литература начинают с вниманием и сочувствием относиться к делу наших Миссионеров вообще»[4]. В сносках к этому предложению дана следующая информация: «Свидетельством этого сочувствия служит между прочим образование в С.-Петербурге общества для вспомоществования нашим Миссионерам и обнародование в журналах и повременных изданиях известий о их деятельности»[5]. Как нам кажется автор находит это важным для напоминания потому что таким образом он стремится привлечь внимание к о.Николаю, как к герою своего времени, чья жизнь должна являться примером для остальных священнослужителей с одной стороны, а с другой стороны, прихожанам он хочет показать, что жизнь священнослужителя может быть интересна и самоотверженна.

Далее в тексте статьи рассматривается деятельность отца Николая. Организация строительства храма и устройство прихода. Автор постоянно ссылается на письма о. Николая, в которых он пишет, что у него совершенно нет свободного времени и он постоянно в делах: «Хлопот у меня довольно, а помощников нет; не удается прожить дома 10-дней...»[6]. Это воспринимается как исключительно положительное явление. Связано это с тем, что для автора таким же образом важно и то, что священник всегда занят делами, связанными с приходом и проповедью Слова Божьего, и способен разбираться в хозяйственных делах. Как нам кажется, эта статья является одним из важных средств для создания положительного образа священника. Священника, которого будут уважать и любить. И этот образ показывается священнослужителям для того, чтобы они сравнивали свой образ жизни с образом жизни отца Николая и могли правильно улавливать те нюансы, которые мешают выстроить такое же понимание и любовь между ним самим и его прихожанами.

Следующая статья приблизительно похожа на предыдущую статью и имеет такое название: «Небывалый праздник в г. Ярославле»[7] дополнением к ней служит: «Записка о службе и наградах Протоиерея Спасопробоинской церкви Иосифа Александровича Смирнова»[8].

Поводом к написанию статьи служит увольнение от должностей протоиерея Иосифа Александровича по его просьбе, причина которой заключалась в его старости и слабом здоровье после его 62-летнего служения на церковных должностях[9]. Духовенство по этому случаю решает отблагодарить благочинного и вручить ему икону.

Для нас важно, что делает, по мнению автора, достойным этого священнослужителя праздника в его честь и даров преподнесенных ему духовенством и архиепископом Нилом[10]. Во-первых, он отмечает, сколько лет отец Иосиф служил в разных должностях (этому посвящена даже вся вторая часть статьи): «О. Протоиерей И.А. Смирнов достиг в этом году уже 82 лет от роду, более 60 лет состоит в сане священника и 35 лет прослужил Благочинным над двадцатью градскими церквами. Сверх сего год и четыре месяца был диаконом, 20 лет членом Духовной Консистории и 12 лет старшим Попечителем о бедных духовного звания. О других, менее важных должностях, которыя проходил он, здесь не упоминаем»[11]. Это важно потому что, если человек в течение долгого времени занимал такие важные должности, среди которых были даже выборные, это свидетельствует о способностях этого человека, которого ценили за них и давали ответственные поручения. Во-вторых, автор указывает на следующее: «Но не можем не засвидетельствовать, что во всех своих положениях, на всех должностях он являл себя человеком прекрасных качеств ума и сердца и постоянно пользовался всеобщим уважением. О. Протоиерей И.А. Смирнов особенно расположил к себе подведомое духовенство духом кротости и братолюбия...»[12]. Это свидетельствует о том, что важным было то, чтобы человек, который брал на себя должности, проявлял христианские добродетели. Конечно это относилось не только к духовенству, а ко всем людям, но от духовенства это требовалось с большей строгостью. В-третьих, автор на протяжении всего текста отмечает, что отца Иосифа смутила оказанная ему честь, он со скромностью принял предложенные подарки, хотя и не считал, что этого заслуживает[13]. Для автора важно подчеркнуть отсутствие гордости и тщеславия. Он сознательно акцентирует на этом внимание читателя. Нам кажется, целью этого было показать священникам, которых, по-видимому, упрекали в неоправданном тщеславии, что уважают на самом деле священнослужителей за скромность.

Теперь наше внимание перейдет на другой вид источников – некрологи. Первый, который, мы разберем: «Слово при погребении Ярославской Вознесенской церкви протоирея Гурия С. Владимирского, скончавшагося 21-го Декабря 1866 года, на 79-м году жизни»[14].

И снова мы видим примерно одинаковую картину, изображающую хорошего священника. Автор некролога отмечает, что о. Гурий был усерден во всех занимаемых им должностях и когда их занимал был добрым, обходительным и внимательным к каждому: «Пятьдесят шесть лет, посвященных пастырскому служению пред Престолом Божиим, кроме других беспрерывно несенных им должностей и многих поручений, возлагаемых на него Начальством, служат непреложным доказательством безукоризненной, постоянно-исправной, можно сказать неутомимой и достохвальной деятельности его. Такие труды и поручения совершаемыя им с честию и с желаемым успехом, при долговременной, усердной и полезной службе по Церкви, конечно не оставались без внимания. Говорить ли о его смиренномудрии при всех почестях и отличиях, заслугами его приобретенных? Изображать ли обыкновенное обращение его с ближними и подчиненными ему по долгу службы? Это довольно знают те, которые близки были к сердцу его, а близки были все, кои могли знать его или иметь к нему какое-либо отношение. Они довольно знают, что обращение его всегда было просто и единообразно: кротость, которую он соблюдал, не смотря на все случавшияся в жизни неприятности от близких и дальних, от друзей и недругов, и кажется бы кем еще точнее могла свершиться заповедь Христа Спасителя: будите убо мудри, якоже змия, и цели, яко голубие (Мф.10, 16)? ...Скромность, по которой он желал лучше служить и быть полезным для других, нежели властвовать над ними»[15]. Представленный выше некролог имеет очень типичный вид. Про покойного рассказывается только то, что его характеризует как достойного человека и талантливого пастыря. Выражается скорбь от потери такого человека. Специфика некролога, как жанра предусматривает сознательное преувеличение достоинств покойного и умалчивание о недостатках. Автор выделяет две категории достоинств покойного. Первые относятся к качествам примерного христианина: умение ладить с подчиненными, кротость, терпение. Вторые к качествам хорошего священнослужителя – посвящает свою жизнь Церкви, хорошо относится к прихожанам.

Следующим мы разберем некролог о «О. Протоиерее Вениамине Алексеевиче Богословском»[16]. В этом некрологе помимо привычных к нам достойных качеств присутствует важное замечание о том, что он имел образование и хорошо учился: «По окончании курса Богословских наук в 1813 году в Ярославской Семинарии, был определен учителем сперва русских при семинарии тогда бывших школ, а потом, по преобразовании оной перемещен учителем же на низшее отделение Ярославского уездного училища, и, вместе с тем, определен инспектором онаго, откуда по прошению и уволен в 1818 году 15 июля с аттестатом»[17]. Вывод о том, что он имел неплохие успехи в успеваемости, мы делаем из того, что его оставили преподавать. В основном в некрологе отмечается то, что его с удовольствием назначали на разные административные церковные должности, а также он успешно преподавал. Также внимание уделяется наличию наград у покойного протоиерея[18]. Отмечается выслуга лет: «в продолжение 50-летней службы»[19] и забота о храме в котором он служил: «Так, между прочим, при нем и по его особенному старанию вызолочен снова весь иконостас в Мологском холодном соборе. Его усердием и деятельностию также выстроен церковный каменный дом для священно-церковнослужителей»[20]. Нравственные качества покойного представлены в некрологе не были, но автор обещает поместить в следующих номерах слово на смерть отца Вениамина, но в связи с какими-то причинами этого не делает.

Также интересен для нас некролог по отцу Иоанну Петровичу Аристову[21]. В нем не отмечаются причины смерти отца Иоанна, соболезнования по поводу его кончины. Сообщается, при каком храме он служил, факт смерти, место и время отпевания и проблемы с совершением погребения. А далее на две страницы идет послужной список отца Иоанна завершающийся тем, что после него остались вдова и дочь. Написан послужной список очень подробно, но сухо, без каких-либо замечаний о том, как он выполнял эти должности и поручения. Некролог написан отстраненным языком, без эмоций и возможно это указывает на возможные сложные взаимоотношения умершего и автора (или редактора) некролога.

В некрологе посвященном смерти протоиерея Андрея Тимофеевича Тихвинского[22] отмечается его образованность (он закончил 1 курс Петербургской академии), умение переносить утраты и принятие промысла Божьего, заботливость в устройстве храма, доброжелательность и кротость. Отмечается, что он, оказавшись вдовцом с двумя дочерьми воспитал их в страхе Божьем и для чистой, нравственной семейной жизни[23]. Надо отметить, что это первый некролог, где встречается оценка священника по тому, как он воспитал своих детей.

Последний некролог, который мы разберем это «Слово при погребении священника Ярославской градской церкви Гордия Аквилева»[24]. Первостепенное место занимает указание о сроке службы: «Двадцать восемь лет его благолепного служения в сем храме, двадцать восемь лет его неутомимого служения вашим нуждам и в этом священном месте и в домах ваших...»[25]. Отмечается, что он много заботился о благоустройстве храма. Про личные черты характера ничего не сказано.

Подводя итоги анализа выше представленных некрологов и биографических справок нужно сказать, что, во-первых, они имеют во многом общее содержание. Для автора важно указать, что данный священник обладает большой выслугой лет, получил награды за службу, его назначали на многие почетные должности, он был хорошим пастырем, со всеми вежливо обходился, следил за вверенным ему храмом. Для нас это очень важное наблюдение, так как оно позволяет нам увидеть, какими чертами должен в идеале обладать священник и что является хорошим результатом жизни для священника. Также важным выводом из рассмотренного материала является, то что священнику мало быть хорошим христианином, он должен обладать способностями к организации людей, лидерскими качествами, умением находить подход к разным слоям общества и быть хорошим хозяином. То есть быть способным отремонтировать что-то, следить за тратами и доходами и т.п. Важно отметить, что именно благодаря специфическим особенностям разбираемых нами источников нам удалось увидеть то какой образ священника проецируется епархиальными ведомостями и каких священников они хотели бы видеть везде.

Список источников и литературы:

Источники:

1. Ярославские епархиальные ведомости.

Литература:

1. Нетужилов К.Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №21-1

Список сокращений:

ЯрЕВ – Ярославские епархиальные ведомости

[1] Нетужилов К.Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №21-1 С.16

[2] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.310

[3] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.311

[4] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.311

[5] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.311

[6] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.312.

[7] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.389

[8] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №49 С.389

[9] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.389

[10] Архиепископ Нил преподнес о. Иосифу Евангелие с его дарственной надписью, а духовенство икону.

[11] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.389

[12] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.389

[13] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.391

[14] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №1 С.3

[15] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №1 С.3

[16] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.99

[17] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.99

[18] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.100

[19] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.100

[20] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.100

[21] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №22 С.171

[22] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №24 С.190

[23] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №24 С.192

[24] ЯрЕВ//Ярославль, 1869, №2 С.9

[25] ЯрЕВ//Ярославль, 1869, №2 С.10

Новости Просмотров: 645
Печать

ДЕНЬ В ИСТОРИИ: 30 января

11

Новости Просмотров: 589
Печать

ДЕНЬ В ИСТОРИИ: 29 января

11

Новости Просмотров: 551
Печать

ДЕНЬ В ИСТОРИИ: 28 января

11

Новости Просмотров: 616
Печать

ДЕНЬ В ИСТОРИИ: 27 января

11

Конкурсы, гранты Просмотров: 797
Печать

Лучи "Солнечного"

konkurs-logoА.Д. Климова, участница XIV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым" 

Утро. Струи фонтана, рассекая воздух, сверкают в лучах солнца. В водяной пыли играет задорная радуга. По тенистому парку прогуливаются дамы в утренних изящных платьях. В руках у них нежные ажурные зонтики, которые защищают от палящего солнца. Благородные кавалеры обмениваются последними новостями...

Это не начало исторического романа, это реальность, которая имела место быть в далеком XIX веке в дачном поместье братьев Яушевых в городе Троицке в Челябинской области. Сейчас вы можете прогуляться по сосновому бору и в глубине его найти остатки того самого фонтана. Там, где раньше прогуливались великосветские щеголи, теперь находится санаторий «Солнечный».

По словам старейшей троичанки Мариам Тагировны Абубакировой Яушевы приехали город в начале ХIХ века из деревни Сазбаш Казанской губернии. Их, как и многих людей, привлекла стремительно растущая слава торгового Троицка, как места, где можно разбогатеть. Особенно много приезжало татар, которые становились посредниками в торговле с Востоком, представителями русских купцов в Хиве и Бухаре. Еще в 1745 году, через два года после основания, Троицкая крепость была назначена местом менового торга с казахами Среднего Жуза .

Обладая огромным капиталом, совершая многочисленные сделки, Яушевы предпочитали огромные особняки, пышное архитектурно-художественное украшение фасадов, так как это давало представление о богатстве владельца, о его положении в обществе. В планировочной системе домов преобладали традиционные распространенные решения, такие как: коридорная система расположения помещений, парадные гостиные залы, лестницы, подводящие к ним.

Богатый купеческий деревянный дом находится по ул. Октябрьская, 112. Это здание возведено еще в XIX в. по заказу Шарипа Яушева, человека с консервативными вкусами, поэтому и дом построен в строгом классическом стиле. Возможно, именно здесь проводились светские балы и вечера, которые Яушевы любили устраивать.

В доме Мулла-Галея Яушева была устроена оранжерея, крышу которой венчал своеобразный купол. Двери в этом помещении украшены венецианским стеклом. В кабинете находится камин с зеркалом, который с большим трудом удалось сохранить до наших дней. Жилые помещения были отделаны со всей роскошью, которую можно себе было позволить в дореволюционном, провинциальном Троицке.

К особому виду архитектуры относят дачу братьев Яушевых, где ныне располагается санаторий «Солнечный». В конце XIX века троицкий купец Латып Яушев с братьями построил загородную дачу, целый комплекс зданий в парковом окружении. Главный особняк и дом для гостей, обильно украшенные башенками и резьбой по дереву, – образцы деревянного зодчества.

По словам местного журналиста того времени, Фомы Деревенского: «Кумысокурорт представляет собой маленький культурный уголок, со всеми необходимыми придатками, кинотеатром, купальнями, беседками, библиотекой, электросветом, водопроводом. В оранжереях цветут огурцы. В теплице распускаются бархатисто-алые розы. Цветет гвоздика. Приятно ласкают взор роскошные пальмы, фикусы, филодендроны. Собственное стадо (170) кобылиц. Своя лаборатория».

Лечение на курорте заключалось в питании, климатотерапии, «лечении лучами солнца» и в применении медикаментов. На данный момент, много строений снесено, но о былом великолепии можно судить по «Плану дачи, принадлежащей Троицкому купечеству (бывших братьев Яушевых) на бугристой пустоши на реке Уй», который был восстановлен техником Байдулиным и его коллегой в 1926 году. Здесь описание трех овощных и цветочных оранжерей, четырех жилых домов, продуктохранилища, двух столовых, двух конюшен, фонтана.

Один из домов дачи назывался – «Сказочный», здесь любил отдыхать Абдул-Валей Яушев с семьей. Неизвестные мастера украсили его затейливой пропильной резьбой – подлинным шедевром деревянного зодчества. Но в июне 2002 года дача сгорела. Причиной этого послужила замкнувшая электропроводка. Сейчас вместо стоявшей раннее красавицы находится обгоревшая рухлядь.

Исторические объекты являются не только единицами культурного наследия, но и нередко становятся местами паломничеств. На территории санатория находится интересный предмет, местные прозвали его Камнем желаний. Располагается он на небольшом живописном обрыве. Открывающийся вид очаровывает: внизу, медленно переливаясь серебряным блеском, лежит гордый Уй. «Лучи «Солнечного» и сегодня притягивают к себе множество людей, туристы не упускают возможности загадать там желания.

История жива до сих пор, и, посещая подобные места, можно ощутить эту мощную энергию веков. Яушевы были «отцами» города до революции и изгоями после. Купеческая семья оказала огромное влияние на формирование архитектурного ансамбля провинциального Троицка, который и сегодня напоминает о забытых именах.

Список источников и используемой литературы

1. Зыкова М. Дореволюционная архитектура Троицка Челябинской области (региональные черты): дипломная работа студентки 5 курса УГАИ. Свердловск, 1986.

2. История возникновения троицкой ярмарки / сост. В.И. Усанов. Челябинск, 1993. 18 с.

3. Скобелкин Е.И., Шамсутдинов И.В. / Возвращаясь к прошлому. Троицк: ТЭМП, 1993. 168 с., илл. 50.

4. Из записи интервью с М. Т. Абубакировой.