С.Е. Кундус, участник XIV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым"
Введение
Нашему селу чуть более 100 лет. Тихая, спокойная сибирская деревня. Бури войн обошли её стороной, она не связана с именами известных исторических персонажей, но вся история страны отразилась как в капельке воды в судьбах жителей нашего села. Память о тех событиях и людях сохранилась у наших ветеранов по рассказам их родителей, дедушек и бабушек, по фотографиям и письмам. Своими воспоминаниями поделились Пестряк Мария Сергеевна, Желторылова Любовь Афанасьевна, Фалины Клавдия Семёновна и Пётр Алексеевич, Желторылов Николай Сергеевич, Флейклер Александр Яковлевич, Колесов Юрий Григорьевич, Екимовы Валентина Михайловна и Иван Васильевич, Никитин Пётр Васильевич. Богатый исторический материал хранится и в архивах Тюкалинского историко-краеведческого музея, где его по крупицам собирала в Омском и Тобольском архивах Бизякина Мария Андреевна.
Очень интересно было слушать старожилов, всматриваться в лица на пожелтевших фотографиях, находить в литературе и документах упоминания о селе и его жителях. Ведь их имена и фамилии звучат в селе. Мы ходим за грибами в Макаровы леса и Симонов околок, которые были названы в честь их владельцев, сельское кладбище располагается на Бакаловской гриве (по фамилии первого умершего в селе), есть Кешины леса, названные по имени первого лесничего Солодухина Иннокентия Михайловича. Многие наши земляки, с которыми мы беседовали, очень сожалеют, что мало интересовались своими предками, не сохранили их фотографий, что немного расскажут своим потомкам о своём роде.
Работу о сборе материалов об истории села начинал Косов Егор (Георгий) Максимович, затем она продолжалась учителями и учениками школы. Мы тоже решили внести свою лепту в сохранении родовой памяти своих земляков.История села Красноусово
Из истории известно, что в 1895-1900 гг. началось переселение крестьян в необжитые районы Сибири из малоземельных краев / реформа/. В областном архиве /ф36 №3/ хранится копия документа, где его императорского Величества рукой написано: «Быть по сему», /В Петергоф 13.06.1893г/ «Временные правила для образования переселенческих и запасных участков». 1895 году был нарезан Красноусовский участок для расселения крестьян. В 1896 году прибыли первые переселенцы. Красноусовский участок облюбовали крестьяне – переселенцы из Тульской губернии, прибывшие в мае. Что их привело сюда? Местность типично лесостепная, живописное озеро. Главные природные богатства – березовые колки с ягодами и грибами и почвы, наделенные вековыми хлеборобными качествами. Такой дар природы не мог, разумеется, не служить человеку. Первая партия из 10 семей, прибывшая из Тульской губернии, поселилась у озера Красноусово (озеро названо по фамилии купца Красноусова). Новосёлы вырыли землянки и стали зимовать. Место выбрали как будто хорошее, но не было питьевой воды. И они переселяются к озеру Саусканово (Карасиное). Из воспоминаний Кротовой О. А.: « Мне было восемь лет, когда мы приехали в Сибирь. Было страшно, всё кругом незнакомое. Родители падали от усталости, мы тоже не сидели сложа руки: поливали и пололи огород, пасли гусей, собирали гусиные перья на подушки». Деревню первое время называют Саускановкой, но т. к. название Красноусово попало в список населённых мест, то она так и стала называться. В 1896 в деревне было 15 дворов, в которых жило 20 семей, переселенцев из Тульской губернии. Через два года к ним присоединяются переселенцы из Рязанской области. В архивах имеются достоверные сведения о первых переселенцах Красноусово, они дополняются рассказами сторожилов. Первые поселенцы: Симонов С.И., Пименов В.И., Макаров М.С. и др. Будущее село было разбито на усадьбы по 0,8 десятин, на целине расставили вешки. На первом сходе решили распределить усадьбы по жребию. Поэтому получилось первое расселение по двум улицам и так они до сих пор называются «Тулянка» и «Рязанка». На этом сходе избрали сельского старосту. Им стал Симонов Селиверст Ильич. На селе жили дружно, особенно ценились родственные связи.
По результатам подворного обследования крестьян д. Красноусово, проведённого чиновниками казённой палаты Тюкалинского уезда, установлено, что население состояло из девяти фамильных династий. До сих пор выделяются дружные семейные союзы Макаровых, Екимовых, Тимошиных.
С каждым годом семей прибывало все больше и больше. Они прибывали с более весомым имуществом: рабочим тяглом и продуктивным скотом. Они быстрее освоили хлебопашество, претерпели меньше издержек при домозаведении, чем первые поселенцы. Не случайно из этой партии крестьян позже стали самые зажиточные в селе: Макаровы, Симоновы, Бакаловы и др.
Население быстро росло как за счёт новых переселенцев, так и за счёт многодетности семей. В среднем семья состояла из 7 человек. Уже в 1903 году в деревне было 63 дома, из них 23 деревянных, с соломенными крышами по 50-250 рублей. По спискам Тюкалинского уезда посевная площадь в 1903 году составила 64 десятины, в том числе пшеницы – 20, ржи – 10, ячменя – 14, просо – 10, овса – 10. Под огородами было занято около 5 десятин, картофеля – по 5 соток у каждого хозяина. По свидетельству архивных документов видно, что с самых первых лет поселения наметилась тенденция расслоения, что подтверждается и рассказами сторожилов. Причины были разные, в первую очередь играл первоначальный капитал, Немаловажны были и сметливость, работоспособность, число рабочих душ в семье. Р. М. Желторылов рассказывал о том, как смог заработать день на переезд в Сибирь: его отец Максимов Михаил служить вместо юноши из семьи Желторыловых, Так семья получила новую фамилию и возможность поправить своё материальное положение.
Налоги слагались из нескольких видов податей, казенной палатой начислялся налог по трем статьям: оброчная подать, земский и волостной сборы.
Внутреннее устройство жилища не отличалась и подобием какой – либо роскоши. Кроме обширной печи, деревянные нары/полати/ под потолком, где спали, вдоль стен – лавки, сундук, на нарах горой складывалась постель для всей семьи: подушки, одеяла. К потолку, возле нар подвешивалась люлька для грудных детей. В передней части избы/кути/ находились навесные шкафчики для хранения посуды. Под печью имелось пространство для хранения ухватов, сковородок, запасов дров.
Иконы были убраны вышитыми ручниками. Место для умывания было в переднем углу – кружки на лавке и тазик на полу. Большинство хозяев жилище содержали опрятно, в чистоте, но были семья, где наблюдалась сырость, холод. Большинство мужчин, подростков, женщин были крепкими, работоспособными, без хронических заболеваний. Любой мужчина запросто закидывал на плечо мешок с зерном и переносил на большие расстояния, нагрузить телегу сеном было для него привычным делом, и не составляло никакого труда. Женщины также были удивительны по своей работоспособности. С рассвета до заката солнца – по дому, во дворе, с детьми, даже в поле без них не обходились.
Если в соседних деревнях к концу 19 века были школы, то красноусовцам отказали в её открытии. Поэтому на сходе было решено арендовать дом у Симонова С. И. и просили его учить детей грамоте. Плата за обучение производилась продуктами и дровами.
Не остались в стороне жители нашего села и от участия в первой Мировой войне. Сейчас невозможно сказать, сколько человек было её участниками, но сохранились сведения, что Симонов Гавриил Тимофеевич погиб где-то в начале войны, храбро воевали Иващенко Митрофан и Иван.
Тяжело приходилось людям, но им помогала природа. В озере Саусканово перестали бить ключи, и оно обмелело. Два года подряд сельчане получали небывалый урожай пшеницы, которая была выше роста человека. (Из воспоминаний Макаровой Александры Петровны, 1906 года рождения). Затем озеро восстановилось.
Революция расколола деревню на два противоборствующих лагеря. Во время Гражданской войны жители воевали по обеим сторонам фронта.
Её участниками были Тимошин А. Е., Першиков Н., Симонов Т., Плошкин Д. К. и др. Василий Алексеевич Екимов пошёл против своего отца, который имел большое хозяйство, маслобойку, конюшни и воевал на стороне красных. После началась жизнь при советской власти. Первыми коммунистами были П. А. Симонов, Т. Я., М. И. Симонов, А. Г. Карпухин. Комсомольскую ячейку организовали Т. Я. Желторылов и Д. К. Плошкин. В двадцатые годы в селе организовывают первые ТОЗы, в них вступают не только бедные. В соответствии с новыми веяниями зажиточные красноусовцы старались как то приспособиться. Они отдавали часть имущества в общее пользование, иногда это было добровольно, чаще под давлением. А были случаи как у Екимовых, когда дети отделялись от родителей, деля хозяйство и затем вступая в колхозы. В 1931 году были организованы два колхоза: «Великий перелом» и им. Кирова, которые слились в 1939 г. в один колхоз им. Кирова. Первыми председателями были К. А. Чалик и В. А. Екимов.
В период коллективизации была раскулачены семьи Лошакова Семёна Васильевича Никитина Василия Алексеевича и Макарова Алексея Фомича, но они вовремя были предупреждены и уехали из деревни.
Лошаковы в Иркутскую область, Никитины в г. Шахты,
Макаровы к родственникам в соседний район. Вернулись они в 1933-34гг., их восстановили в правах после нашумевшей статьи Сталина «Головокружение от успехов». Их имущество конфисковали, но по возвращению больше не трогали, они вступили в колхоз и работали наравне со всеми. По данным о репрессированных 18 июня 1942 года был арестован Дудин Ион Иванович, 1889 г.р., малограмотный, работник сливкоотделения маслозавода колхоза им. Кирова. Он был приговорён по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, реабилитирован в 1991 г. Дальнейшая судьба его неизвестна, т. к. он не вернулся в деревню.
На селе было много неграмотных и в 1923 году в селе начинает работать начальная школа. Здесь учительствовали Евдокия Петровна Житкова и Андрей Яковлевич Молотников. Под помещение клуба был выделен небольшой домик, где собиралась молодёжь, пели, танцевали, давали концерты, читали газеты.
И как всегда на деревне много трудились. Отличались колхозники Е. П. Салогубов, М. С. Екимов, С. Ф. Желторылов, Н. А. Тимошин
Кроме обычных сельскохозяйственных работ занимались заготовкой леса, как для колхозных нужд, так и для выполнения
государственного задания. Лес приходилось заготавливать зимой, в перерыве от полевых работ. Ездили в Тевризский или Усть-Ишимский районы. Там они вручную валили деревья, а потом на конях вывозили из леса. Обычно на заготовку посылали молодых парней и девчат.
В 1941 году мирную жизнь прервала Великая Отечественная война. На фронт ушли семьдесят восемь наших земляков, из них не вернулись 18 . Погибли и многодетные отцы Першиков Григорий Тихонович, Карасёв Иван Дмитриевич, Фисун Иосиф Яковлевич, и совсем молодые
Лошаков Василий, Желторылов Андрей, Свистов Николай 1925 года рождения.
Очень жаль, что мы не можем поимённо их всех перечислить, но полный список героев храниться в нашем школьном музее.
В деревне остались старики, женщины и дети. Нелёгкий труд лёг на женские плечи. Председателем назначили Макарова Андрея Ивановича, пожилого, малограмотного мужчину, но никто из колхозников его не подводил, а он работал наравне со всеми. Здесь можно упомянуть и о сёстрах Екимовой Вере Афанасьевне, Никитиной Надежде Афанасьевне, Пановой Марии Афанасьевне, Першиковой Анне Семёновне, Леганцовой Елене Емельяновне, Смирновой Анне и др. Наравне с взрослыми работали и дети. Уже с девяти лет они на покосе возили копны, осенью убирали картофель.
Солодухина Любовь, Клянчина Валентина Михайловна, Соколовы Николай Петрович и Елизавета, которым в войну было по 13-14лет, вспоминают, что им приходилось доить коров, работать в овчарне, зимой ловить рыбу, которая спасала от голода не только их, но и городских жителей. Они таскали мешки с зерном, вёдра и ящики с кормами, с рабочим временем никто не считался.
Во время войны деревня приняла и обогрела шесть семей из Ленинграда и Ленинградской области. Все 26 человека, некоторые из которых самостоятельно не могли ходить, благополучно вернулись домой.
Даже наше маленькое село в суровую годину дало приют 26 ленинградцам. Пять семей были размещены в домах красноусовцев, а одинокая женщина Мария Ивановна (фамилии никто не помнит) жила в пустующей избе. Сельские дома того времени состояли из комнаты и кухни или из одной комнаты. Но всем хватало места на полатях, печках, а то и на полу. Бабушка Наталья с двумя внуками жила у Симоновых, женщина с тремя детьми – Желторыловых, ещё семьи из трёх-четырёх человек – у Макаровых, Екимовых, Макаровых и Першиковых. Они были истощены, но с помощью местных жителей смогли восстановить своё здоровье и даже работали наравне со всеми. У Беляевой Натальи Владимировны жили Пучинины: мать с сыном. Эдуард Николаевич Пучинин тридцать шесть лет мечтал ещё раз посетить село, ставшее ему родным в лихую годину. Но детская память сохранила только название села. Старший преподаватель военной кафедры Фрунзенского политехнического института часто бывал в воинских частях, выступал перед солдатами и на одной из встреч рассказал о своём военном детстве. Среди солдат был наш земляк Райхель Юрий, который, написал своим родителям, и они выяснили, что, именно в нашем селе Эдуард Николаевич жил в военные годы. В июле 1981 года его мечта исполнилась, он приехал в Красноусово ещё раз поблагодарить жителей села. К сожалению, взрослых Екимовых военного времени уже не было в живых, умерла и Беляева Наталья Владимировна, а дети, друзья военного детства, почти все уехали из села.Странно было видеть во взрослой женщине Макаровой Вере Павловне маленькую девочку Веру, подругу по детским играм. Много слов благодарности , было сказано Степану Алексеевичу Макарову и его жене и другим жителям села.
Ещё об одной нелёгкой судьбе стоит рассказать. Уже в конце войны в селе появилась семья Флейклер Устиньи Людвиговны. Её муж, Флейклер Якоб Адольфович, был репрессирован в 1937 году в Саратовской области, а с началом войны поволжских немцев вывозили в Сибирь. Устинью Людвиговну с сыновьями Александром и Яковом поселили сначала в д. Климино, а затем они переехали в Красноусово. Здесь они и нашли вторую родину.
Вернулись с победой фронтовики, жить стало немного легче. Но надо было восстанавливать разрушенное хозяйство. И опять трудятся односельчане в поле, на ферме, восстанавливают разрушенные заводы и города. И в первую очередь опять все тяготы легли на женские плечи. Солодухина Ольга Алексеевна стала вдовой через четыре года после войны.
Чтобы поднять на ноги своих четверых детей она работала и конюхом, и дояркой, и телятницей. Старалась взять в свою группу больше число
животных, чтобы накормить детей. За самоотверженный труд она награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В деревню приходит техника, стране требуются более грамотные люди, и в 1949 году открывается семилетняя школа. Директором работает Лаптев Николай Иванович. Затем более двух десятков лет её возглавлял Косов Георгий Максимович.
В 1950 колхоз стал называться колхоз «Власть советам», и его председателем работал Мазуров Николай Иванович, затем в связи с
укрупнением колхозов и совхозов, в 1960 году колхоз стал Красноусовской фермой совхоза «Тюкалинский». Его жена Прасковья Ивановна возглавила бригаду животноводов, в которой работали Анна Константиновна Макарова, Ольга Алексеевна Солодухина, Раиса Владимировна Афанасьева, Зоя Николаевна Гудилина, Елена Емельяновна Першикова, Раиса Семёновна Екимова, Анна Ивановна Фисунова, которая боролась за звание бригады
коммунистического труда. Красноусовская ферма лидировала в районе по надоям молока, привесу молодняка и сохранности скота. На этой ферме была организована школа передового опыта. Красный уголок был переоборудован в класс, где проводились теоретические занятия. По графику эту школу посещали животноводы других хозяйств. Беседы проводили руководители фермы, а лекции читали специалисты района
До села строят шоссейную дорогу, построили клуб, местную электростанцию. В 1954 году из Соседней деревни Верх-Тюкалка переводят сельский совет. 1 марта 1965 года организован совхоз «Красноусовский», первым директором был Москаленко Иван Сидорович. Быстро растёт население, срочно строятся дома для специалистов и горожан, желающих переселиться в деревню.
Появились ещё две улицы: Зелёная и им. Гагарина, построены клуб, столовая, школа, корпуса фермы. В 1970 году мимо села проводят высоковольтную линию. У жителей появилась возможность пользоваться
электроприборами, в домах засветились голубые огоньки телевизоров.
В связи с политикой укрупнения сёл и бесперспективностью ряда деревень, соседнюю деревню Верх-Тюкалка решают расформировать. Для этого строят улицу, которая получила название Новая. Но только восемь из 51 семьи поселились здесь. Остальные уехали либо в город, либо в другие сёла. В соответствии с постановлением правительства о мерах по развитию сельского хозяйства в 70-80 гг. в селе строятся современные механические мастерские, гараж, животноводческий комплекс. Появляются улицы 30 лет Победы и 60 лет Октября. В 1974 году открывают среднюю школу, а 1986г строят для неё новое современное здание.
Продолжаются трудовые будни села. На животноводческом комплексе трудятся доярки, которые добиваются высоких результатов.
За добросовестный труд Раиса Владимировна Афанасьева награждена орденами «Трудовой славы» III и II степени, а Анастасия Михайловна Долгорук, Любовь Петровна Трофимова, Зоя Николаевна Поликарпова орденами Трудового Красного Знамени.
Не отставали от них и механизаторы. Тракторист Мельников Владимир – награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В. И. Ленина», имеет звание «Заслуженный механизатор сельского хозяйства РФ.
Парни нашего села всегда достойно служили в рядах армии. Выполнить свой интернациональный долг в Афганистане выпало Сулаеву Сергею Викторовичу и Романенко Владимир. В Нагорном Карабахе во время конфликта служил Сивенко Юрий Николаевич. Участниками чеченских событий стали Панов Сергей Викторович, Карпухин Андрей Петрович, Пестряк Евгений Михайлович, Жиркин Михаил Николаевич, Жданов Сергей Викторович.
Но традиции села живы. Работоспособности и терпению учат нас первые переселенцы, терпимости жители села, которые не допустили разгула репрессий в 30-е годы, добру и милосердию люди, обогревшие в войну беженцев, верности долгу и отваге – участники войн, трудолюбию и оптимизму – наши ветераны труда. Какие страницы истории напишут в будущем жители села трудно сказать, но, надеемся, наша работа позволит лучше сохранить связь поколений.
Природа края
Географическое положение
Красноусовское сельское поселение расположено в Тюкалинском муниципальном районе Омской области на территории Западной Сибири в юго-западной части. Общая площадь составляет 279,5 кв.км. На севере и северо-западе граничит с Атрачинским сельским поселением, на западе с Оглухинским сельским поселением Крутинского муниципального района, на юго-западе с Называевским муниципальным районом, на юге с Валуевским сельским поселением, а востоке с городским поселением Тюкалинска. Село Красноусово имеет выгодное географическое положение, так как расположено в 12 км от районного центра и в 137 км от областного центра. Дороги имеют твёрдое покрытие.
Рельеф
Формирование рельефа Красноусовского сельского поселения шло на протяжении длительного геологического времени в результате взаимодействия внутренних и внешних сил. Ведущими внутренними рельефообразующими силами являются вертикальные колебательные движения земной коры. Территория Омской области неоднократно затоплялось морем, в том числе и наше село, затем погружение сменялось поднятием, на суше шло накопление осадочных горных пород, залегающих горизонтально. Такое геологическое строение обусловило равнинный характер местности.
Рельеф на территории Красноусовского сельского поселения – плоская равнина с большим количеством впадин, занятых озёрными котловинами и болотами, а также гривами (Бакаловская, Белая и т.д.). Гривы имеют эоловое происхождение, т.е. при участии ветра, а возможно возникновение гривных форм рельефа связано с древними погребёнными долинами рек. Красноусовское сельское поселение расположено в пределах Ишимской равнины.
Климат
Климат Красноусовского сельского поселения типично континентальный, с обилием солнечных дней и отчётливо выраженными сезонами года. Расположение поселения на низменной равнине в центре Азии способствует тому, что климат на его территории формируется под сильным воздействием физических свойств суши, которая летом быстро и сильно нагревается, а зимой так же быстро остывает. Территория поселения не защищена горами, поэтому воздушные массы разного происхождения: арктические, умеренные и тропические.
Общие черты температурного режима характеризуются суровой и продолжительной зимой, сравнительно коротким, но жарким летом, переходными сезонами весной и осенью, поздними весенними и ранними осенними заморозками. Средняя температура января- , средняя температура июля -
Среднее годовое количество осадков в год составляет 338 мм. Основное количество которых приходится на летние месяцы. Коэффициент увлажнения меньше единицы, а это значит, что увлажнение недостаточное.
Преобладающие ветры зимой – западные и юго-западные, летом - северные и северо-западные.
Продолжительность безморозного периода составляет 110-120 дней.
Фауна и флора
Растительный мир Красноусовского сельского поселения разнообразен. Внешний облик и состав растений во многом определяются особенностями климата, а именно, количеством выпадающих осадков. Разнообразие флоры объясняется несколькими причинами: геологическим строением, рельефом, почвами, антропогенным воздействием. Особенно значительные изменения в растительном покрове связаны с деятельностью человека, в результате которой уменьшается площадь лесов, исчезают некоторые виды растений.
В настоящее время определённую часть на территории поселения занимают сельскохозяйственные земли.
Основное богатство являются леса. В них произрастают различные группы растительного царства: берёзы бородавчатые, осины, разнотравие ( осока, сныть, вейник, лисохвост), луговые представители (лабазник, тимофеевка, кровохлёбка, зопник), лекарственные растения ( череда трёхраздельная, тысячелистник, ромашка аптечная, одуванчик лекарственный, шиповник майский, чага (берёзовый гриб), крапива двудомная, душица обыкновенная, чистотел большой.
Также богат животный мир. Жизнь животных тесно связана с местом обитания: каждому ландшафту соответствуют свои представители. В лесах водятся лоси, лисы, косули, зайцы, барсуки; на лугах – суслики, бурундуки,
сурки, хомяки, мыши, кроты; в озёрах – ондатры, караси, карпы, гольяны; птицы, основная масса которых улетает на юг на зиму, а в тёплое время возвращается обратно (скворцы, грачи, лебеди, журавли, гуси, утки ), но есть и такие, которые постоянно зимой и летом живут в наших краях (тетерева, рябчики, куропатки); есть хищники – совы, ястребы, коршуны.
В настоящее время природа испытывает на себе влияние человека, что сопровождается разрушением природных ландшафтов. Растения - источник разнообразных пищевых продуктов для человека и животных, лекарственное сырье, строительные материалы, заготовка древесины на дрова. В лесах и лугах произрастает более сотни лечебных растений. А сколько пользы приносят лесные ягоды, которыми богаты леса и луга: клубника, смородина, шиповник, костяника, рябина, черёмуха. Ещё большее разнообразие грибов: грузди, опята, боровики, шампиньоны и др. В садах выращивают плодовые и ягодные культуры: яблони, облепиху, малину, крыжовник и множество других.
Население
На территории Красноусовского сельского поселения самое большое село – Красноусово, которое возникло практически позже других деревень. Старожилы вспоминали, что заселялась оно довольно большим числом семей, их было двадцать. Приехали они не просто, убегая от голода, а переселились из пяти сел Тульской губернии, послав заранее разведчиков. У них имелся необходимый инвентарь, по тем временам эти семьи считались довольно зажиточными. Поэтому они быстро обустроились. Почти такие же поселенцы из Рязани присоединились к тулякам. Что отличало их от жителей Петровки и Федосеевки, которые бедные и надеялись, в основном, на помощь государства.В Красноусово в 80-е годы работающих было 512, в 2009 – 79, в 2012 – 113. В настоящее время в селе работают 44 человека. Остальные трудятся в других населённых пунктах:
- Омск и Омская область– 17 человек;
- Тюкалинск и Тюкалинский район – 25 человек;
- Тюменская область - 22человека;
- безработные –122 человека.
Основными занятиями населения в данный момент являются:
- личное подсобное хозяйство;
- работа в бюджетной сфере (почта, ДК, детский сад, сельская администрация, школа);
- Индивидуальные предприниматели, коллективное фермерское хозяйство - 9
Остальные работают в других населенных пунктах.
В 80-годы в нашем селе проживало около 900 – 800 жителей, в данный момент население составило 654 человека.
Число жителей села
По этническому составу в Красноусово преобладают русские, их количество составляет 581 человек, казахов-55, немцев-6, татар-3, белорус-1, мордва-1, поляк-1.
По религиозному составу подавляющее большинство населения православные, лютеране -6, мусульман-58, баптисты -3.
Долгожителями нашего села являются ветераны Смирнова Анна Сергеевна (91 г.), Захарова Александра Афанасьевна (90 лет), Вегнер Леонид Адольфович (86 лет). Ветераны войны Никитин Пётр Васильевич и Солодухин Иннокентий Михайлович, Пядышева Нина Арсентьевна, Соколов
Николай Петрович (85 лет). В селе проживают 19 человек старше 80-ти лет.
Знатные люди села
Много интересных людей проживало и проживает на территории нашего села. Это механизаторы Фескин Петр Алексеевич, кавалер ордена Ленина, Мельников Владимир Иванович, заслуженный механизатор сельского хозяйства РФ, Антипов Алексей Павлович, животноводы Солодухина Ольга Алексеевна, Афанасьева Раиса Владимировна, Мельникова Галина Васильевна, Екимов Иван Михайлович, Бетина Клавдия Ивановна, учителя Косов Егор Максимович, Флейклер Прасковья Ивановна, Райхель Владимир Яковлевич и многие другие.
Фескин Петр Алексеевич родился в 1933 году в Тюкалинском районе, деревне Шатайлы.
Работать начал с десяти лет, помогая старшим на полях и фермах. После войны работал скотником на ферме.
Ушел в армию в 1952году, вернулся в 1954году. С 1954 года начал работать в Тюкалинской МТС трактористом, в
1969 году переехал в Красноусово, где также работал трактористом и все годы в поле по выращиванию силосных культур.
Рабочий стаж-54 года.
Награждён:
- орденом Ленина;
- орденом Октябрьской революции;
- орденом Трудового Красного Знамени.
- медалью «За освоение целинных земель»;
- медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
- знаком «Победитель социалистического соревнования 1973-1980гг».
Имеет удостоверения:
- ударника 9-й Пятилетки;
- ударника 10-й Пятилетки;
- ударника 11-й Пятилетки;
- ударника коммунистического труда.
Ушел на пенсию в 1994 году.
Культура. Традиции
Культура – это мир, созданный человеком: мир материальный и идеальный, т.е. духовный. Здесь происходит реализация физического и умственного труда в предметах, представлениях, социальных и производственных отношениях. Она непосредственно связана с предметной средой, гармонично вплетена в утилитарный мир.
Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями. Наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций в нашем селе являются праздники улиц. Их цель не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством. Праздники национальной традиции развивают у жителей села эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всесторонне знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.
Подготовка и проведение праздников национальной традиции позволяют использовать богатые возможности народной художественной культуры для духовного развития , дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
На праздник люди приходят себя показать да на других посмотреть. Поэтому главная задача любого праздника – не развеселить участников, а дать им повеселиться самим, проявить все свои таланты. На таких праздниках демонстрируются не только результаты творческой деятельности жителей села, но и раскрывается их внутренний мир. Расхаживая по сцене с гордо поднятой головой, в русском народном костюме, играя с неподдельным азартом и юмором добрые русские сказки, выплясывая и распевая песни и частушки, угощая от души всем, чем Бог послал, они как бы говорят всем своим видом: «Посмотрите на нас! Мы - индивидуальности, мы талантливы и можем иметь успех!». ( Прил.24)
Кроме этого жители нашего села увлекаются вышивкой и вязанием (крючком и спицами).( Прил. 25)
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Наши умелицы украшали предметы быта: полотенца, подзоры, столешницы, праздничную и повседневную одежду, передники. И до сих пор этим ремеслом занимаются женщины.
Уже на уроках технологии в школе девочки занимаются вышиванием и вязанием.
Воспоминания вышивальщиц и вязальщиц:
Солодухина Л.А.
В семье было 6 детей. Вышивать научилась у мамы и старшей сестры. Ткань, на которой вышивали, называлась холстом. Изготавливали его изо льна. Вышивали салфетки с изображением цветов, геометрических узоров, полотенца, шторы, наволочки, околодки. Околодками украшали кровати. Вышивали нитками мулине. Цвет преобладал красный, черный, зеленый, синий. Научила вышивать свою дочь и внучку.
Воспоминания Красновой В.П.
В семье было 4 детей. У нас хорошо вышивала мама. Она была строгой, требовательной. Когда она меня учила, у меня часто не получалось, она хлопала меня постоянно по рукам. Я этого боялась и старалась уже при ней не вышивать. Уходила и вышивала одна как могла. Тогда мне было 15 лет. Потом у меня появилась сноха, она была очень доброй. У неё я и научилась вышивать. Обязательным было приготовление приданого. Полотенец вышивали побольше, так как они были нужны на свадьбах. Узоры были различные: растительность и геометрические. Я до сих пор люблю вышивать
и вязать крючком. Научила вышивать своих дочерей.
Центром культурной и спортивной жизни села всегда была и до сих пор остается школа. Учителя активные участники всех профессиональных конкурсов, культурных и спортивных мероприятий села, района и области.
( Прил. 28).
Она всегда славилась не только хорошими учителями, но и спортивной работой. В 60-е годы особенно славилась лыжная команда, которую тренировал Рыжов Алексей Еремеевич. Его воспитанники не единожды становились победителями областных соревнований. (прил. 17 ) И эту славу школа не потеряла до сих пор. Более десяти последних лет наши ученики занимают первое место в районной спартакиаде школьников, а сельская команда уверенно лидирует в командном зачёте на районных олимпиадах «Королева спорта», часто обгоняя все городские команды.(Прил.18)
История русского женского костюма Тульской губернии
Жители нашего села произрастают своими корнями из тульских и рязанских переселенцев, основавших наше село в 19 веке. В старину слово «красное» означало «красивое», следовательно, красная девица – красивая девица. А что делает девушек красивыми? – Природа! Но и одежда тоже.
Девушки тульской губернии носили скромные наряды, но и они привлекали внимание. Костюм включает рубаху, сарафан, головной убор, обувь.
САРАФАН сшит из фабричной набивной хлопчато-бумажной ткани. Это высокая юбка, закрепленная на плечевом поясе с помощью лямок. Декором служит вышивка, ленты, цветные полоски ситца, бахрома.
РУБАХА –длинная, льняная нательная одежда. Рукава, плечи, ворот не закрыты сарафаном, расшиты цветными нитками, украшены кружевами.
Завершает ансамбль нашего костюма головной убор. Это ПЕРЕВЯЗКА, оставляющая верх головы незакрытым. По своей форме напоминает полумесяц, изготовленный из картона, обшитый тканью и украшен бисером, кружевами и бахромой.
Ну и самая незамысловатая часть костюма – обувь. Это ЛАПТИ. Плетеная обувь, изготовленная из древесной коры, легкая и удобная.
Одежда сохраняет плавную текучесть линий, напоминает в движении лебедя или плывучую уточку. «Лебедушка», «Лебедь белая», «Пава», «Утушка», «А сама то величава, выступает будто пава»- вот эпитеты, которыми народ награждал русскую женщину в красивом наряде.(Прил. 26)
Заключение
Традиции села живы. Работоспособности и терпению учат нас первые переселенцы, терпимости жители села, которые не допустили разгула репрессий в 30-е годы, добру и милосердию люди, обогревшие в войну беженцев, верности долгу и отваге – участники войн, трудолюбию и оптимизму – наши ветераны труда. Какие страницы истории напишут в будущем жители села трудно сказать, но, надеемся, наша работа позволит лучше сохранить связь поколений, привить любовь к родному краю и воспитать гражданскую ответственность за сохранение природы, культуры и традиций нашей малой родины.