Система здравоохранения в Волгоградской области в ХХ и XXI веках

konkurs-logoВетютнева Е.Д. Участница XIV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым"

Введение
Актуальность темы исследования определяется актуальностью процесса развития и модернизации системы здравоохранения как в общероссийском масштабе, так и в региональном, в частности, в Волгоградской области. В этом процессе наибольшую значимость представляет модернизация медицинской инфраструктуры, проблемы социальной защищенности и обеспеченности медицинского персонала, чему и посвящена данная научно-исследовательская работа. Современная Волгоградская область не может полноценно существовать и развиваться без наличия четко организованной системы здравоохранения, и именно этим обстоятельством объясняется теоретическая и практическая значимость данной статьи.
Степень изученности проблемы. В работах А.Ф. Воробьева [1], Л.В. Кузнецовой[5], В.И. Сабанова и Л.Н. Грибиной [6], посвященным развитию медицины в Волгоградской области в советское время, рассматривались особенности развития провинциальной, сельской медицины, подчеркивалось значение поддержки Волгоградского обкома КПСС в деле развития медицинского обслуживания населения на селе, приводились данные статистической отчетности посещений больничных пунктов, случаев оказания первой медицинской помощи людям по отдельным районам области. Если рассматривать современный период, то необходимо указать, что сегодня не существует конкретных научно-исследовательских работ, посвященных развитию системы здравоохранения Волгоградской области на современном этапе.
Объектом данного исследования является система здравоохранения Волгоградской области на современном этапе ее развития и функционирования. Предметом исследования стала деятельность отдельных органов власти в советский и современный периоды истории Волгоградской области по созданию системы медицинского обеспечения населения, определившая особенности ее существования на современном этапе.
Цель работы: определить ход и результаты политики нынешней политической власти в сфере развития системы здравоохранения Волгоградской области.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- сравнить особенности политики советской власти и нынешней власти в сфере организации системы здравоохранения Волгоградской области;
- рассмотреть влияние государственной поддержки медицинской отрасли как в советское время, так и на современном этапе (на примере реализации национального проекта «Здоровье»);
- показать основные результаты политики региональных властей в сфере здравоохранения за последние годы;
- определить перспективы развития отрасли до 2025 г. (на примере авторского проекта реформирования системы здравоохранения Волгоградской области).
Хронологические рамки охватывают периоды 1960-1970-х гг., а также периода с 2011-2012гг. Выбор данных хронологических рамок обусловлен тем, что в указанные периоды наблюдался наибольший расцвет развития отрасли, четко можно было проследить результаты ее деятельности, и основные проблемы.
Источниковой базой исследования являются статистические материалы Комитета здравоохранения Волгоградской области о состоянии системы здравоохранения региона на современном этапе, а также опубликованные материалы Государственного архива Волгоградской области (далее – ГАВО) – отчеты райисполкомов Волгоградской области в 1960-1970-х гг., где отражены особенности развитияи функционирования отрасли на местах, а также статистические документы Центра документации новейшей истории Волгоградской области (далее - ЦДНИВО).
Научная новизна работы объясняется несколькими важными факторами. Автор привлекает многочисленный статистический материал Комитета здравоохранения Волгоградской области за последние несколько лет для объяснения процессов и проблем в существовании и развитииотрасли. Исследователь предлагает собственный комплекс мер, необходимых для динамичного развития системы социального обеспечения медицинских работников и улучшения материально-технической базы больничной инфраструктуры на период до 2025 года.

1. Система здравоохранения Волгоградской области в 1960-1970-х гг.
В послевоенное время, в Сталинграде и области быстрыми темпами происходило строительство лечебно-профилактических учреждений. Всего в 1946-1955 гг. были введены в эксплуатацию стационары на 1511 коек, в т. ч.городской онкологический диспансер, городская туберкулезная больница, городская станция скорой помощи, детская инфекционная больница. Были восстановлены и построены онкологический диспансер, областная больница, психиатрическая больница, санэпидстанция[2, л. 112]. В районах области новые типовые больницы появились в Михайловке, Камышине, Фролово и Калаче-на-Дону. Были восстановлены и расширены ведомственные больницы водного и железнодорожного транспорта.Увеличивались бюджетные денежные поступления на бесплатное лечение туберкулезных больных с 111 тыс. руб. в 1963 г. до 243 тыс. в 1964 г.[2, л. 129]. Было развернуто строительство 3 больниц (п. Красный Яр х. Зимники, п. Соподяга) для лечения больных туберкулезом. Также был открыт санаторий «Волго-Дон» для лечения туберкулезных больных на 200 человек. По состоянию на 1 января 1965 г. в области было 20190 больничных койко-мест. Велась работа по ликвидации участковых сельских больниц с количеством койко-мест менее 25, расширены 10 центральных районных больниц (Нехаевская с 75 до 100 койко-мест, Николаевская с 100 до 150 койко-мест, Октябрьская с 75 до 100, Суровикинская с 60 до 85) [2, л. 17]. В итоге, к 1966 г. в области было 6036 врачей (27,9 на 10 тыс. населения), средних медицинских работников – 18100 (83,7 на 10 тыс. населения). Больничных коек было развернуто около 22000; акушерских коек – 1998. Сеть лечебных учреждений включала в себя 29 городских больниц; 30 районных больниц с центром в городе, 14 районных с центром в селе, 126 участковых больниц,16 медико-санитарных частей, 36 диспансеров, 218 женских и детских консультаций, 334 врачебных и фельдшерских здравпункта, 895 фельдшерско-акушерских пунктов,30 станций скорой помощи, 33 колхозных родильных дома, 59 санэпидстанций [2, л. 115].Результат борьбы с инфекционными болезнями отразился на снижении показателей распространения малярии (ликвидирована в 1965 г.; в 1913 г. регистрировалось 480 случая на 10 тыс. населения), трахома (спорадические случаи в 1960-х гг.; в 1913 г. приходилось 89 на 10 тыс. населения), полиомиелит и т.д. Так, если в 1903-1907 гг. смертность от туберкулеза составляла в среднем 22,2 на 10 тыс. населения, то в 1961-1965 гг. она снизилась в 6 раз [2, л. 124].
К началу 1970 г. Волгоградская область достигла крупных успехов в здравоохранении, которые выразились в большом количестве медицинских кадров, борьбе с заболеваниями, в первую очередь – с инфекционными[1, с. 76]. Однако, наряду с этим, оставались насущными вопросы, связанные с слабым развитием инфраструктуры в сфере образования, высокой степенью заболеваемости онкологическими, сердечнососудистыми заболеваниями. В области перестали регистрироваться случаи заболевания малярией, полиомиелитом, туляремией; снижена заболеваемость дифтерией, острыми кишечными инфекциями, коклюшем, корью; улучшилась профилактическая работа среди детского населения с целью осуществления медико-санитарного обслуживания советских колхозников в периоды посевных работ. Для доукомплектования вакантных должностей для сельских врачебных участков и улучшения медицинской помощи местному населению в весенне-летний период направлялись 100-130 врачей изобластных и городских лечебно-профилактических учреждений на 30-45 дней [3, л. 76]. Для продажи медикаментов, предметов гигиены и средств для оказания первой медицинской помощи функционировали специализированные грузовые машины.На каждый сезон посевных работ аптечное управления Волгоградской области изготавливалооколо 20 тыс. аптечек для оказания первой медицинской помощи гражданам. С целью повышения санитарно-гигиенических знаний населения, областной дом санпросвещения направлял на места литературу, в летний период на полевые работы выезжали агитационные автомобили для организации лекций, бесед, демонстрации фильмов о соблюдении гигиены. К 1970 г. увеличилась сеть лечебных учреждений за счет ввода в строй новых зданий. Сельские фельдшерские пункты ежегодно пополнялись медицинскими кадрами. Массовая и широкомасштабная работа проводилась по повышению квалификации работников здравоохранения. За 1969 г. проведено 50 конференций по актуальным вопросам отрасли, прошли специализацию и усовершенствование на иногородних и местных базах 327 средних медицинских работников и 218 врачей[4, л. 278].
С целью модернизации медицинского обслуживания отдел здравоохранения Волгоградского обкома КПСС постановил предпринять следующие меры для реализации в 1970-х гг.:
- всячески обобщать опыт работы лучших отечественных медицинских учреждений по медицинскому обслуживанию детского и взрослого населения;
- освоить ряд современных методов диагностики и лечения больных: создание центра «искусственная почка» в г. Волжский, в областной клинической больнице начать использованиеметода искусственного кровообращение для лечения больных с врожденными пороками сердца, регионарную перфузию с целью лечения больных остеомиелитами и тромбофлебитами, а также организовать подготовку врачей для работы на аппаратах искусственного кровообращения [7, л. 220].
Общие итогами работы комитета здравоохранения Волгоградского обкома КПСС к концу 1970-х годов стали:
- снижение уровня инфекционных заболеваний;
- улучшение культуры и качества санитарно-эпидемиологического и лечебно-профилактического обслуживания населения;
- дальнейшее укрупнение городских и сельских больниц, организация крупных специализированных лабораторий, отделений;
- систематическое повышение квалификации и профессионального мастерства медицинских кадров, работа по рациональной их расстановке.
- совершенствование методов и форм работы аппарата областного отдела здравоохранения по рассмотрению и решению вопросов,выдвигаемых местными органами здравоохранения, улучшению работы с жалобами, и заявлениями населения;
- усиление пропаганды медицинских и гигиенических знаний.
Несмотря на достигнутые успехи, организация медицинского обслуживания в сельской местности оставалась на низком уровне. Так, в Иловле и Новоаннинске велось строительство центральных больниц 9-й год, в г. Серафимовиче 7-й год, выделяемые ежегодно денежные средства на эти объекты не осваивались[4, л. 198].
Для ускорения темпов строительства медицинских учреждений привлекались средства многих промышленных предприятий (заводов химкомплекса г. Волжского, Волгоградского химкомбината), их обязывали строить санатории-профилактории [5, л. 65].В худшем положении находились фельдшерские пункты, участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты. Всего в регионе по состоянию на 1980 г. действовало 940 фельдшерско-акушерских пунктов, где первичную медицинскую помощь получали 70-75 % сельских жителей. Множество пунктов размещались в нестандартного рода помещениях, которые не отвечалисанитарным требованиям, кроме того, 60 % данных пунктов не ремонтировались и находились в аварийном состоянии [7, л. 124].
Сельские лечебные учреждения были плохо укомплектованы специалистами, в том числе и узких профессий. Во многих районах (Старополтавский, Октябрьский, Палласовский, Клетский, Нехаевскийи др.) была отмечена огромная текучесть врачебных кадров. Только за 1979 г. из сельской местности в Волгоград выбыло 87 врачей[4, л. 239]. В тоже время районные организаторы, слабо изучали причины текучести кадров, не уделяли внимания закреплению специалистовв сельской местности. Они не выполняли свои обязанности – не выезжали в закрепленные районы, плохо использовали резервные возможности на местах.В районах области не хватало специалистов-хирургов. К примеру, в 7 больницах не было хирургов, в т.ч. в крупных районах, как Новоаннинский.[3, л. 187]. Подготовленные хирурги уезжали из района, т.к. работа очень трудная, ненормированная, в том числе и в ночное время, к тому же большинство хирургов подлежало обязательному призыву в армию.
В последующие годы рост обеспеченности населения врачами и обуславливался широкими масштабами подготовки соответствующих кадров. В годы десятой «пятилетки» прием в вузы на специальность «Здравоохранение» возрос с 57 тыс. до 60,9 тыс., в т.ч. на педиатрический факультет – с 11,8 тыс. до 13,9 тыс.; на фармацевтические – с 5 тыс. до 5,8 тыс.; на стоматологические – с 4,1 тыс. до 7,5 тыс.[7, л. 280]. В медицинских институтах создавались новые факультеты: 12 стоматологических и 6 педиатрических. Прием в медучилища увеличился в эти годы на 22,5 тыс. и в 1980 г. достиг 163,7 тыс. человек[7, л. 280]. Улучшались формы подготовки квалифицированных кадров посредством введения ординатуры и интернатуры в медицинских вузах, расширялась подготовка клинических ординаторов на базе крупных стационаров.
Важное значение в системе медицинского образования придавалось общегигиеническому направлению подготовки будущих специалистов. Освоение профилактических дисциплин (микробиологии, социальной гигиены, гигиенической эпидемиологии и организация здравоохранения) стало обязательным для всех студентов-медиков независимо от профиля их будущей подготовки. В практических и лекционных курсах преподавание данных дисциплин широкое освещение получила основы теории и организации здравоохранения, санитарно-эпидемиологическая служба (административное руководство, методы и формы диспансеризации больных)[6, л. 45]. Подготовка специалистов велась так, чтобы они выполняли социально-профилактическую работу в должном объеме, совершенствовать методы и формы лечебного обслуживания населения.
Таким образом, система здравоохранения Волгоградской области в советское время имела тенденцию общего успешного развития, однако, тем не менее, существовало множество проблем отрасли, в частности, в развитии сельской медицины, что выражалось в острой нехватке профессиональных медицинских кадров. В начале 1980-х гг. ситуация начинала выправляться в сторону улучшения положения сельской медицины, однако, начавшаяся «перестройка» 1985-1991 гг. и последовавший за ней развал СССР затормозил этот процесс.

2. Развитие сферы медицинского обслуживания в Волгоградской области в 2011-2012 гг.: достижения и проблемы
Средняя продолжительность жизни населения Волгоградской области за последние несколько лет увеличилась на три года. Растет уровень рождаемости, смертность постепенно снижается, но данные показатели не выигрывают на фоне общероссийских.
Очереди в лечебных учреждениях, требующие от людей мобилизации физических ресурсов и огромных запасов терпения, явление привычное не только для Волгоградской области, но и для всей страны. Данная ситуация объясняется дефицитом медицинских кадров: в Волгоградской области в 2010 г. на 10 тыс. населения приходилось 45,1 врача. Это меньше, чем было в 2009 г. - 45,3 врача на 10 тыс. населения. Однако сюда входят и непрактикующие специалисты - врачи, находящиеся в декретных отпусках, работники органов здравоохранения, медицинских учебных заведений.Обеспеченность жителей Волгограда врачами в 2010 г. составила 35,1 специалиста на 10 тыс. человек. Это ниже нормы, которая была установлена Правительством РФ - минимум 41 врач на 10 тыс. населения [8].
Медицинские учрежденияВолгограда и области в 2010 г. были укомплектованы специалистами на 92,5%. В предыдущие два года картина наблюдалась немногим более благоприятная - около 94% в 2008 г. и 93,5% в 2009 г.. При этом, по данным 2011 г., в поликлиниках врачи работают в среднем на полторы ставки, в стационарах - и того больше - почти на две.В Камышине вакантными остались 12% штатных мест участковых терапевтов, в Михайловке - свыше 37% [8]. В регионе не хватает онкологов - штат в поликлиниках укомплектован только на 85%. Гастроэнтерологов в 2010 г. было менее 80% от необходимого числа. В г. Волжском при 100% укомплектованности штата гастроэнтерологи работают в на 2 ставки. Все врачи узких специальностей совмещают работу в нескольких медицинских учреждениях. Чтобы исправить данную ситуацию, в 2011 году Волгоградская областная дума приняла закон, согласно которому большая часть специалистов стала принимать пациентов по предварительной записи или по талону[8]. Талоны с точным временем и датой визита выдавались и на многие виды диагностических исследований.Запись на приём стала вестись через интернет, небольшая часть регистратур и приёмных отделений были переведены в автоматизированный режим работы. Ожидалось, что в 2012 году записаться на приём к врачу можно будет с помощью информационно-справочных сенсорных терминалов –инфоматов, но существуют они далеко не везде.
Программа модернизации здравоохранения области, предусматривала повышение зарплаты врачам узких специальностей, работающим в поликлиниках. В 2011 году прибавка врачам составила порядка 4400 рублей, среднему медперсоналу - 2200 рублей, что на сегодняшний момент крайне мало и недостаточно для обеспечения нормальной жизни и удовлетворения насущных потребностей человека[8].
Национальный проект «Здоровье» предусматривал дополнительные выплаты для специалистов первичного звена - участковых, работников фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи. За 11 месяцев 2011 года 5185 медработников этой категории в Волгоградской области получили из федерального бюджета в общей сложности 342 миллиона 157 тысяч рублей. Кстати, мера оказалась эффективной, она была введена в 2006 году - за это время служба участковых в регионе увеличилась на 35%.[8].
Средняя зарплата врача в Волгоградской области на сегодня составляет 20,8 тысячи рублей, среднего медперсонала - 11,8 тысячи рублей. По сравнению с 2010 г. врачи стали получать больше в среднем на 2,1 тысячи рублей, средний медицинский персонал - на 0,9 тысячи рублей [8]. Тем не менее, реальность существенно отличается от официальных правительственных отчетов – уровень заработной платы низшего и среднего медицинского персонала не превышает 6-7 тыс. рублей в месяц.
Продолжительность жизни сегодня в Волгоградской области составляет почти 70 лет, но в 2005 году этот показатель достигал 67 лет. По состоянию на начало 2011 г. в регионе проживало около 2 млн 600 тыс. человек. Финансирование национального проекта «Здоровье» в Волгоградской области за 11 месяцев 2011 года составляло - 1 млрд 533 млн 240 тыс. рублей из федерального бюджета (план финансирования был выполнен на 83,5%), 228 млн 264 тыс. рублей из консолидированного бюджета Волгоградской области (выполнение данного плана было обеспечено на 60%).На различные вакцины для иммунизации населения региона было потрачено почти 72 миллиона рублей [8].
По национальному проекту в 2011 г.было куплено почти 50 единиц медоборудования для организации помощи пострадавшим в ДТП, на это было израсходовали почти 119,5 миллиона рублей. Новое оборудование для развития службы крови обошлось региональному бюджету в 43,5 миллиона рублей [8].
В рамках национального проекта в Волгоградской области повышалась популярность здорового образа жизни - отказ от вредных привычек, интерес к здоровому питанию и занятиям спортом специалистами рассматриваются как главное средство профилактики заболеваний. В 2012 году в федеральном бюджете для реализации нацпроекта «Здоровье» в целом по России было предусмотрено порядка 490 млрд рублей [8]. Среди новых направлений, которые частично реализовывались в Волгоградской области, - оснащение наркологических кабинетов, а также профилактика и лечение туберкулеза.
Заболеваемость гриппом и ОРВИ в Волгоградской области пока не носит характера эпидемии. По информации регионального комитета здравоохранения, в настоящий момент ситуация не выходит за пределы сезонной нормы. На особом контроле медиков региона до сих пор остаётся и ситуация с Лихорадкой Западного Нила, а также с африканской чумой свиней. Напомним, с июля по октябрь 2010 г. в Волгоградской области произошла первая крупная вспышка заболевания - было зарегистрировано 413 случаев ЛЗН, 5 из них - с летальным исходом. Эта статистика превышает показатели 1999 г., когда данной лихорадкой заболели 380 человек, 38 из них скончались [8].
В целом, развитие системы здравоохранения в Волгоградской области в период начала действия национального проекта «Здоровье» выглядит весьма впечатляющим. Однако, данный проект и его реализация на региональном уровне носили противоречивый характер. На фоне общих успехов в деле борьбы с инфекционными заболеваниями и частичным восстановлением и развитием больничной инфраструктуры, неразрешенными остались вопросы по достойной оплате труда медицинских работников – она так и осталась на низком уровне, хоть и несколько отличалась от уровня 1990-х годов.

3. Перспективы развития системы здравоохранения Волгоградской области
На сегодняшний день существует множество прогнозов относительно развития системы здравоохранения и качественного медицинского обслуживания населения Волгоградской области. Период расцвета отрасли в 1960-1970-х гг. сменился резким падением периода «перестройки» и последующим «скатыванием вниз» отрасли в 1990-е годы. Начало 2000-х годов показало необходимость реформирования системы здравоохранения на местном, региональном уровне, поскольку комплекс проблем – изношенность медицинского оборудования, ветхая инфраструктура, малое количество больниц и поликлиник в областном центре и районах, низкий уровень заработных плат, бесконечные очереди в врачам-специалистам – не позволяли нормально функционировать отрасли. Другой проблемой медицинской системы области является практически полное отсутствие ее финансирования со стороны промышленных предприятий региона – если в советское время, как было сказано выше, шел процесс финансирования лечебных учреждений, то в постсоветскую эпоху этот процесс фактически прекратился.
Реализация национального проекта «Здоровье» в Волгоградской области подарила много надежд для специалистов отрасли на возрождение и рост благополучия. Тем не менее, как показывали многие журналистские расследования, деньги, выделяемые области для реализации данного проекта, использовались руководством региона не по целевому назначению, львиная доля денежных средств оказалась оставшихся средств не смогла покрыть текущие расходы на содержание отрасли. Несомненно, деньги, перечисленные на завершение строительства больниц-«долгостроев» и на приобретение вакцин для борьбы с вирусными и другими инфекционными заболеваниями, на развитие электронной системы талонов, облегчили жизнь местному населению. Но, с другой стороны, это показало полное отсутствие заинтересованности частного бизнеса и капитала в инвестировании отрасли, государство сегодня не может «вытянуть» ее, и старается всяческими методами передать сферу медицины в частные руки, что происходит крайне противоречиво.
Перед развитием системы здравоохранения региона стоят две перспективы:
1) медицинская сфера переходит под контроль частного бизнеса, что повлечет за собой неминуемый рост цен на лекарства и усложнит доступ простых людей к медицинским специалистам;
2) система здравоохранения продолжает оставаться прерогативой государства, которое обеспечивает отрасль всем необходимым, и расширяет ее доступность для всех нуждающихся граждан;
3) медицинская отрасль Волгоградской области существует за счет своеобразного симбиоза государственных и частных структур, финансирующих ее, при этом государство освобождает частный бизнес от множества налогов, тем самым привлекая частных инвесторов в процесс развития системы здравоохранения, развивая в дальнейшем материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений.
В связи с вышеизложенным, авторский проект развития медицинской отрасли Волгоградской области, предлагаемый нами, рассчитан вплоть до 2025 года и базируется на следующих ключевых пунктах:
1) доступ частного бизнеса в систему здравоохранения посредством разрешения на строительство больниц, лечебно-профилактических учреждений, освобождения частных предпринимателей от налогов при осуществлении данного строительства, и организация доступа бизнеса к финансированию здравоохранения;
2) реформирование медицинских государственных образовательных учреждений и медучилищ, а именно – полная ликвидация образования на договорной основе, повсеместное возвращение советской модели обучения по специальностям здравоохранения исключительно за государственный счет;
3) увеличение доли подготовки узких специалистов для лечебно-профилактических учреждений городского и районного уровней;
4) расширение и модернизация баз практик медицинских государственных образовательных учреждений и медучилищ, привлечение ведущих специалистов лечебно-профилактических учреждений к процессу обучения молодых специалистов;
5) перевод всего населения области на электронные полисы ОМС;
6) увеличение заработной платы младшему и среднему персоналу медицинских учреждений до 20-25 тыс. рублей в месяц, высшему медицинскому персоналу до 60-70 тыс. рублей в месяц, организация бесплатного прохождения повышения квалификации данных специалистов;
7) полная ликвидация медицинской бюрократии, бесчисленных и бесполезных справок, отчетности, приписок;
8) сокращение численности АУП (административно-управленческого персонала) медицинских учреждений, руководитель учреждения не должен и не имеет морального права получать заработную плату, пятикратную средней з/п, установленной в медицинском учреждении;
9) изменение уголовного законодательства РФ в отношении врачебных ошибок и произошедших летальных исходов, вызванных подобными ошибками –установление наказания от пожизненного тюремного заключения в колониях особого режима вплоть до смертной казни через повешение или расстрел в отношении лиц, совершивших данные преступления;
10) внедрение советской системы распределения выпускников медицинских учреждений в другие регионы страны, для восполнения отсутствующих на местах специалистов.
Таким образом, выполнение пунктов данного проекта приведет к качественному реформированию системы здравоохранения, существенно повысит качество оказываемых медицинских услуг в Волгоградской области. Существенное привлечение частного капитала в отрасль также будет способствовать этому процессу.

Заключение
В целом, политика нынешней власти в Российской Федерации по отношению к системе здравоохранения включает в себя как элементы логичности и последовательности, так и определенной противоречивости. В частности, было установлено, что на протяжении ряда лет начала 2000-х годов государство не уделяло должного внимания развитию регионального здравоохранения, многие отдельные структурные элементы этой отрасли, такие как материально-техническая часть, комплекс зданий и иная инфраструктура, денежное довольствие медицинских работников – все это оставалось на уровне конца 1990-х годов и не подвергалось реформированию. Национальный проект «Здоровье», объявленный правительством Российской Федерации несколько улучшил ситуацию, но не привел к долгожданному улучшению по всем проблемным вопросам. В итоге, в процессе исследования были выявлены положительные элементы в развитии советской региональной медицины на примере Волгоградской области, а именно – своевременная выплата заработных плат, социальная защищенность специалистов-медиков, развитие больничной инфраструктуры. Несомненно, нельзя забывать о вкладе советской системы в дело строительства системы здравоохранения, и необходимо использовать ее опыт. Однако, тем не менее, важно отметить, что привлечение частного капитала в дело развития отрасли крайне важно, и даже жизненно необходимо. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что будущее системы здравоохранения Волгоградской области находится в руках государства и частного бизнеса, их симбиоза, при этом государство должно самым суровым и жестким образом контролировать данную отрасль для блага жителей региона, и всего российского народа, в целом.
В статье выявлены важнейшие этапы и особенности развития медицинской отрасли Волгоградской области, как в советскую эпоху, так и на современном этапе. Исследователем было определено, что развитие системы здравоохранения Волгоградской области в советский период (1960-1970-е гг.) определялось факторами государственной поддержки отрасли и внимательным отношением местных властей к подготовке качественных квалифицированных медицинских кадров и обновлению материально-технической базы медицинских учреждений. Автор пришел к выводу, что современный этап развития системы здравоохранения на современном этапе полон противоречий и ошибок действующей политической власти, необходимо коренное реформирование системы, при этом исследователь подчеркивает неэффективность национального проекта «Здоровье» и обосновывает это, опираясь на статистические данные. Автором предлагается собственный проект качественного реформирования медицинской системы Волгоградской области, ядром которого является взаимодействие частного бизнеса и государственных структур, привлечение инвестиционного капитала в медицинскую отрасль.

Список источников и литературы
1. Воробьев, А.Ф. Развитие службы здравоохранения Царицына-Сталинграда-Волгограда. Волгоград., Упринфомпечать, 1994 – 165 с.
2. ГАВО. Ф. Р-686. Оп. 23. Д. 735.
3. ГАВО. Ф.Р -3969. Оп. 7. Д. 267.
4. ГАВО. Ф. 686. Оп. 23. Д. 851.
5. Кузнецова, Л.В. Очерки о провинциальной медицине. Волгоград., 1993 – 210 с.
6. Сабанов В.И., Грибина. Л.Н. Вехи памяти (Очерки истории медицины и здравоохранения): Монография.Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005 – 323 с.
7. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 92. Д. 48.
8. URL: http://rosmedportal.com/index.php?catid=25:the-project&id=1618:-15-httpwwwregnumrunewsmedicine1482788htmlixzz1hv7mwdda-&option=com_content&view=article (дата обращения 25.04.2016 г.)

Параметры публикации:
Конкурсы, гранты Просмотров: 173
Печать