Образ священника по материалам Ярославских епархиальных ведомостей

konkurs-logoА.А. Зейферт, участница XIV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым" 

Священник-это профессия или образ жизни для второй половины 19 века? С точки зрения сословного общества, где священнослужители принадлежали к отдельному сословию, оба эти ответа являются отчасти неверными, так как быть священником означает иметь определенный статус в обществе, который предполагает определенные права и обязанности. В этой статье мы постараемся рассмотреть проблему, как соотносятся положительные черты, присущие священнослужителям в целом с индивидуальными личностными чертами священников.

Для решения данного вопроса мы используем два вида источников. Во-первых, это биографические справки о некоторых выдающихся священниках, во-вторых - некрологи по усопшим священнослужителям, которые печатались в Ярославских епархиальных ведомостях. Ярославские Епархиальные ведомости- официальная газета, выходившая в Ярославской и Ростовской епархиях еженедельно, начиная с 1860 года по 1917 год. Идея создания епархиальных ведомостей принадлежит архиепископу Херсонскому Иннокентию (Борисову) (1800-1857), который разработал проект епархиальных ведомостей в 1853 году. Он был выдающимся богословом, действительным членом Академии наук, церковным историком и археологом и очень много делал для насаждения просвещения и поэтому имел большое влияние на церковные дела своего времени. В 1859 году преемником на кафедре архиепископа Иннокентия, архиепископом Димитрием (Муретовым) этот проект предлагается на обсуждение в Синод с просьбой разрешения его осуществления в середине 1860 года (владыка был членом Синода). 11 ноября 1859 года проект был одобрен и разрешен не только в Херсонской епархии, но и признан благоприятным для распространения и была разослана епархиальным владыкам программа «Херсонских епархиальных ведомостей». Первым, кто среагировал на нововведение, был ярославский архиепископ Нил (Исакович) (1799-1874), который в январе 1860 ходатайствовал перед Синодом о разрешении с апреля того же года издавать «Ярославские епархиальные ведомости», программа которых копировала образец. В марте разрешение было получено, и уже 16 апреля выходит первая епархиальная газета в России[1].

Представляют из себя Ярославские епархиальные ведомости газету, состоящую из двух частей: официальную и неофициальную. В официальную часть входили различные указы и распоряжения Синода общего и епархиального характера и высочайшие манифесты по духовному ведомству.

Неофициальная часть представляла из себя подборку статей и выписок на актуальные темы. Мы в своей статье используем преимущественно публикации, сделанные в неофициальной части.

В первую очередь мы разберем юбилейную статью «Отец Николай Нилов-Доржев»[2]. Сначала мы обратим внимание на то, каким образом автор статьи аргументирует то, что решает о нем рассказать. Он пишет: « Имя Отца Протоирея Нилова-Доржева конечно известно многим по тому участию, которое он принимал в деле перевода Богослужебных книг на Монголо-Бурятский язык. Но нам он известен не по слухам только и по имени. Бывшим в Ярославле в продолжении нескольких лет, он имел случай быть близко и лично знаком многим не только из среды духовенства, но и из других сословий, как в Ярославле, так и в уездных городах и селах, и пользоваться расположением и любовию»[3]. Как мы можем видеть из приведенного выше фрагмента, существует два уровня аргументов в пользу того, что эта личность достойна того, чтобы информацию о ней размещали в епархиальных ведомостях. Во-первых, это общеполезное достижение, в данном случае перевод на бурятский язык богослужебных книг, во-вторых, личные качества характера, которые позволяли ему сближаться с людьми разного круга. Тут важно отметить, что автор указывает на то, что он интересен не только людям духовного сословия, но и другим сословиям. Судя по всему, для него это очень важный критерий оценки человека, принадлежащего к духовному сословию.

Особое значение имеет то, что о. Николай занимается миссионерской деятельностью. Миссионерство становиться популярным и именно в 1865 году (эта статья взята из номеров этого года) в епархиальных ведомостях появляются различные статьи и выдержки из дневников миссионеров на эту тему: «Мы имеем возможность сообщить сведения о Миссионерской деятельности Отца Протоиерея и приступаем к этому тем с большею охотою, что в настоящее время и общество и Литература начинают с вниманием и сочувствием относиться к делу наших Миссионеров вообще»[4]. В сносках к этому предложению дана следующая информация: «Свидетельством этого сочувствия служит между прочим образование в С.-Петербурге общества для вспомоществования нашим Миссионерам и обнародование в журналах и повременных изданиях известий о их деятельности»[5]. Как нам кажется автор находит это важным для напоминания потому что таким образом он стремится привлечь внимание к о.Николаю, как к герою своего времени, чья жизнь должна являться примером для остальных священнослужителей с одной стороны, а с другой стороны, прихожанам он хочет показать, что жизнь священнослужителя может быть интересна и самоотверженна.

Далее в тексте статьи рассматривается деятельность отца Николая. Организация строительства храма и устройство прихода. Автор постоянно ссылается на письма о. Николая, в которых он пишет, что у него совершенно нет свободного времени и он постоянно в делах: «Хлопот у меня довольно, а помощников нет; не удается прожить дома 10-дней...»[6]. Это воспринимается как исключительно положительное явление. Связано это с тем, что для автора таким же образом важно и то, что священник всегда занят делами, связанными с приходом и проповедью Слова Божьего, и способен разбираться в хозяйственных делах. Как нам кажется, эта статья является одним из важных средств для создания положительного образа священника. Священника, которого будут уважать и любить. И этот образ показывается священнослужителям для того, чтобы они сравнивали свой образ жизни с образом жизни отца Николая и могли правильно улавливать те нюансы, которые мешают выстроить такое же понимание и любовь между ним самим и его прихожанами.

Следующая статья приблизительно похожа на предыдущую статью и имеет такое название: «Небывалый праздник в г. Ярославле»[7] дополнением к ней служит: «Записка о службе и наградах Протоиерея Спасопробоинской церкви Иосифа Александровича Смирнова»[8].

Поводом к написанию статьи служит увольнение от должностей протоиерея Иосифа Александровича по его просьбе, причина которой заключалась в его старости и слабом здоровье после его 62-летнего служения на церковных должностях[9]. Духовенство по этому случаю решает отблагодарить благочинного и вручить ему икону.

Для нас важно, что делает, по мнению автора, достойным этого священнослужителя праздника в его честь и даров преподнесенных ему духовенством и архиепископом Нилом[10]. Во-первых, он отмечает, сколько лет отец Иосиф служил в разных должностях (этому посвящена даже вся вторая часть статьи): «О. Протоиерей И.А. Смирнов достиг в этом году уже 82 лет от роду, более 60 лет состоит в сане священника и 35 лет прослужил Благочинным над двадцатью градскими церквами. Сверх сего год и четыре месяца был диаконом, 20 лет членом Духовной Консистории и 12 лет старшим Попечителем о бедных духовного звания. О других, менее важных должностях, которыя проходил он, здесь не упоминаем»[11]. Это важно потому что, если человек в течение долгого времени занимал такие важные должности, среди которых были даже выборные, это свидетельствует о способностях этого человека, которого ценили за них и давали ответственные поручения. Во-вторых, автор указывает на следующее: «Но не можем не засвидетельствовать, что во всех своих положениях, на всех должностях он являл себя человеком прекрасных качеств ума и сердца и постоянно пользовался всеобщим уважением. О. Протоиерей И.А. Смирнов особенно расположил к себе подведомое духовенство духом кротости и братолюбия...»[12]. Это свидетельствует о том, что важным было то, чтобы человек, который брал на себя должности, проявлял христианские добродетели. Конечно это относилось не только к духовенству, а ко всем людям, но от духовенства это требовалось с большей строгостью. В-третьих, автор на протяжении всего текста отмечает, что отца Иосифа смутила оказанная ему честь, он со скромностью принял предложенные подарки, хотя и не считал, что этого заслуживает[13]. Для автора важно подчеркнуть отсутствие гордости и тщеславия. Он сознательно акцентирует на этом внимание читателя. Нам кажется, целью этого было показать священникам, которых, по-видимому, упрекали в неоправданном тщеславии, что уважают на самом деле священнослужителей за скромность.

Теперь наше внимание перейдет на другой вид источников – некрологи. Первый, который, мы разберем: «Слово при погребении Ярославской Вознесенской церкви протоирея Гурия С. Владимирского, скончавшагося 21-го Декабря 1866 года, на 79-м году жизни»[14].

И снова мы видим примерно одинаковую картину, изображающую хорошего священника. Автор некролога отмечает, что о. Гурий был усерден во всех занимаемых им должностях и когда их занимал был добрым, обходительным и внимательным к каждому: «Пятьдесят шесть лет, посвященных пастырскому служению пред Престолом Божиим, кроме других беспрерывно несенных им должностей и многих поручений, возлагаемых на него Начальством, служат непреложным доказательством безукоризненной, постоянно-исправной, можно сказать неутомимой и достохвальной деятельности его. Такие труды и поручения совершаемыя им с честию и с желаемым успехом, при долговременной, усердной и полезной службе по Церкви, конечно не оставались без внимания. Говорить ли о его смиренномудрии при всех почестях и отличиях, заслугами его приобретенных? Изображать ли обыкновенное обращение его с ближними и подчиненными ему по долгу службы? Это довольно знают те, которые близки были к сердцу его, а близки были все, кои могли знать его или иметь к нему какое-либо отношение. Они довольно знают, что обращение его всегда было просто и единообразно: кротость, которую он соблюдал, не смотря на все случавшияся в жизни неприятности от близких и дальних, от друзей и недругов, и кажется бы кем еще точнее могла свершиться заповедь Христа Спасителя: будите убо мудри, якоже змия, и цели, яко голубие (Мф.10, 16)? ...Скромность, по которой он желал лучше служить и быть полезным для других, нежели властвовать над ними»[15]. Представленный выше некролог имеет очень типичный вид. Про покойного рассказывается только то, что его характеризует как достойного человека и талантливого пастыря. Выражается скорбь от потери такого человека. Специфика некролога, как жанра предусматривает сознательное преувеличение достоинств покойного и умалчивание о недостатках. Автор выделяет две категории достоинств покойного. Первые относятся к качествам примерного христианина: умение ладить с подчиненными, кротость, терпение. Вторые к качествам хорошего священнослужителя – посвящает свою жизнь Церкви, хорошо относится к прихожанам.

Следующим мы разберем некролог о «О. Протоиерее Вениамине Алексеевиче Богословском»[16]. В этом некрологе помимо привычных к нам достойных качеств присутствует важное замечание о том, что он имел образование и хорошо учился: «По окончании курса Богословских наук в 1813 году в Ярославской Семинарии, был определен учителем сперва русских при семинарии тогда бывших школ, а потом, по преобразовании оной перемещен учителем же на низшее отделение Ярославского уездного училища, и, вместе с тем, определен инспектором онаго, откуда по прошению и уволен в 1818 году 15 июля с аттестатом»[17]. Вывод о том, что он имел неплохие успехи в успеваемости, мы делаем из того, что его оставили преподавать. В основном в некрологе отмечается то, что его с удовольствием назначали на разные административные церковные должности, а также он успешно преподавал. Также внимание уделяется наличию наград у покойного протоиерея[18]. Отмечается выслуга лет: «в продолжение 50-летней службы»[19] и забота о храме в котором он служил: «Так, между прочим, при нем и по его особенному старанию вызолочен снова весь иконостас в Мологском холодном соборе. Его усердием и деятельностию также выстроен церковный каменный дом для священно-церковнослужителей»[20]. Нравственные качества покойного представлены в некрологе не были, но автор обещает поместить в следующих номерах слово на смерть отца Вениамина, но в связи с какими-то причинами этого не делает.

Также интересен для нас некролог по отцу Иоанну Петровичу Аристову[21]. В нем не отмечаются причины смерти отца Иоанна, соболезнования по поводу его кончины. Сообщается, при каком храме он служил, факт смерти, место и время отпевания и проблемы с совершением погребения. А далее на две страницы идет послужной список отца Иоанна завершающийся тем, что после него остались вдова и дочь. Написан послужной список очень подробно, но сухо, без каких-либо замечаний о том, как он выполнял эти должности и поручения. Некролог написан отстраненным языком, без эмоций и возможно это указывает на возможные сложные взаимоотношения умершего и автора (или редактора) некролога.

В некрологе посвященном смерти протоиерея Андрея Тимофеевича Тихвинского[22] отмечается его образованность (он закончил 1 курс Петербургской академии), умение переносить утраты и принятие промысла Божьего, заботливость в устройстве храма, доброжелательность и кротость. Отмечается, что он, оказавшись вдовцом с двумя дочерьми воспитал их в страхе Божьем и для чистой, нравственной семейной жизни[23]. Надо отметить, что это первый некролог, где встречается оценка священника по тому, как он воспитал своих детей.

Последний некролог, который мы разберем это «Слово при погребении священника Ярославской градской церкви Гордия Аквилева»[24]. Первостепенное место занимает указание о сроке службы: «Двадцать восемь лет его благолепного служения в сем храме, двадцать восемь лет его неутомимого служения вашим нуждам и в этом священном месте и в домах ваших...»[25]. Отмечается, что он много заботился о благоустройстве храма. Про личные черты характера ничего не сказано.

Подводя итоги анализа выше представленных некрологов и биографических справок нужно сказать, что, во-первых, они имеют во многом общее содержание. Для автора важно указать, что данный священник обладает большой выслугой лет, получил награды за службу, его назначали на многие почетные должности, он был хорошим пастырем, со всеми вежливо обходился, следил за вверенным ему храмом. Для нас это очень важное наблюдение, так как оно позволяет нам увидеть, какими чертами должен в идеале обладать священник и что является хорошим результатом жизни для священника. Также важным выводом из рассмотренного материала является, то что священнику мало быть хорошим христианином, он должен обладать способностями к организации людей, лидерскими качествами, умением находить подход к разным слоям общества и быть хорошим хозяином. То есть быть способным отремонтировать что-то, следить за тратами и доходами и т.п. Важно отметить, что именно благодаря специфическим особенностям разбираемых нами источников нам удалось увидеть то какой образ священника проецируется епархиальными ведомостями и каких священников они хотели бы видеть везде.

Список источников и литературы:

Источники:

1. Ярославские епархиальные ведомости.

Литература:

1. Нетужилов К.Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №21-1

Список сокращений:

ЯрЕВ – Ярославские епархиальные ведомости

[1] Нетужилов К.Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №21-1 С.16

[2] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.310

[3] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.311

[4] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.311

[5] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.311

[6] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №38 С.312.

[7] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.389

[8] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №49 С.389

[9] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.389

[10] Архиепископ Нил преподнес о. Иосифу Евангелие с его дарственной надписью, а духовенство икону.

[11] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.389

[12] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.389

[13] ЯрЕВ//Ярославль, 1865, №48 С.391

[14] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №1 С.3

[15] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №1 С.3

[16] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.99

[17] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.99

[18] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.100

[19] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.100

[20] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №13 С.100

[21] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №22 С.171

[22] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №24 С.190

[23] ЯрЕВ//Ярославль, 1867, №24 С.192

[24] ЯрЕВ//Ярославль, 1869, №2 С.9

[25] ЯрЕВ//Ярославль, 1869, №2 С.10

Параметры публикации:
- Конкурсы, гранты Просмотров: 89
Печать

Лучи "Солнечного"

konkurs-logoА.Д. Климова, участница XIV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым" 

Утро. Струи фонтана, рассекая воздух, сверкают в лучах солнца. В водяной пыли играет задорная радуга. По тенистому парку прогуливаются дамы в утренних изящных платьях. В руках у них нежные ажурные зонтики, которые защищают от палящего солнца. Благородные кавалеры обмениваются последними новостями...

Это не начало исторического романа, это реальность, которая имела место быть в далеком XIX веке в дачном поместье братьев Яушевых в городе Троицке в Челябинской области. Сейчас вы можете прогуляться по сосновому бору и в глубине его найти остатки того самого фонтана. Там, где раньше прогуливались великосветские щеголи, теперь находится санаторий «Солнечный».

По словам старейшей троичанки Мариам Тагировны Абубакировой Яушевы приехали город в начале ХIХ века из деревни Сазбаш Казанской губернии. Их, как и многих людей, привлекла стремительно растущая слава торгового Троицка, как места, где можно разбогатеть. Особенно много приезжало татар, которые становились посредниками в торговле с Востоком, представителями русских купцов в Хиве и Бухаре. Еще в 1745 году, через два года после основания, Троицкая крепость была назначена местом менового торга с казахами Среднего Жуза .

Обладая огромным капиталом, совершая многочисленные сделки, Яушевы предпочитали огромные особняки, пышное архитектурно-художественное украшение фасадов, так как это давало представление о богатстве владельца, о его положении в обществе. В планировочной системе домов преобладали традиционные распространенные решения, такие как: коридорная система расположения помещений, парадные гостиные залы, лестницы, подводящие к ним.

Богатый купеческий деревянный дом находится по ул. Октябрьская, 112. Это здание возведено еще в XIX в. по заказу Шарипа Яушева, человека с консервативными вкусами, поэтому и дом построен в строгом классическом стиле. Возможно, именно здесь проводились светские балы и вечера, которые Яушевы любили устраивать.

В доме Мулла-Галея Яушева была устроена оранжерея, крышу которой венчал своеобразный купол. Двери в этом помещении украшены венецианским стеклом. В кабинете находится камин с зеркалом, который с большим трудом удалось сохранить до наших дней. Жилые помещения были отделаны со всей роскошью, которую можно себе было позволить в дореволюционном, провинциальном Троицке.

К особому виду архитектуры относят дачу братьев Яушевых, где ныне располагается санаторий «Солнечный». В конце XIX века троицкий купец Латып Яушев с братьями построил загородную дачу, целый комплекс зданий в парковом окружении. Главный особняк и дом для гостей, обильно украшенные башенками и резьбой по дереву, – образцы деревянного зодчества.

По словам местного журналиста того времени, Фомы Деревенского: «Кумысокурорт представляет собой маленький культурный уголок, со всеми необходимыми придатками, кинотеатром, купальнями, беседками, библиотекой, электросветом, водопроводом. В оранжереях цветут огурцы. В теплице распускаются бархатисто-алые розы. Цветет гвоздика. Приятно ласкают взор роскошные пальмы, фикусы, филодендроны. Собственное стадо (170) кобылиц. Своя лаборатория».

Лечение на курорте заключалось в питании, климатотерапии, «лечении лучами солнца» и в применении медикаментов. На данный момент, много строений снесено, но о былом великолепии можно судить по «Плану дачи, принадлежащей Троицкому купечеству (бывших братьев Яушевых) на бугристой пустоши на реке Уй», который был восстановлен техником Байдулиным и его коллегой в 1926 году. Здесь описание трех овощных и цветочных оранжерей, четырех жилых домов, продуктохранилища, двух столовых, двух конюшен, фонтана.

Один из домов дачи назывался – «Сказочный», здесь любил отдыхать Абдул-Валей Яушев с семьей. Неизвестные мастера украсили его затейливой пропильной резьбой – подлинным шедевром деревянного зодчества. Но в июне 2002 года дача сгорела. Причиной этого послужила замкнувшая электропроводка. Сейчас вместо стоявшей раннее красавицы находится обгоревшая рухлядь.

Исторические объекты являются не только единицами культурного наследия, но и нередко становятся местами паломничеств. На территории санатория находится интересный предмет, местные прозвали его Камнем желаний. Располагается он на небольшом живописном обрыве. Открывающийся вид очаровывает: внизу, медленно переливаясь серебряным блеском, лежит гордый Уй. «Лучи «Солнечного» и сегодня притягивают к себе множество людей, туристы не упускают возможности загадать там желания.

История жива до сих пор, и, посещая подобные места, можно ощутить эту мощную энергию веков. Яушевы были «отцами» города до революции и изгоями после. Купеческая семья оказала огромное влияние на формирование архитектурного ансамбля провинциального Троицка, который и сегодня напоминает о забытых именах.

Список источников и используемой литературы

1. Зыкова М. Дореволюционная архитектура Троицка Челябинской области (региональные черты): дипломная работа студентки 5 курса УГАИ. Свердловск, 1986.

2. История возникновения троицкой ярмарки / сост. В.И. Усанов. Челябинск, 1993. 18 с.

3. Скобелкин Е.И., Шамсутдинов И.В. / Возвращаясь к прошлому. Троицк: ТЭМП, 1993. 168 с., илл. 50.

4. Из записи интервью с М. Т. Абубакировой.

Параметры публикации:
- Конкурсы, гранты Просмотров: 99
Печать

Гордость Каслинского района

konkurs-logoВ.А. Котова, участница XIV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым"

Каслинский район – это уникальное по красоте место, известное людям много тысячелетий, о чем свидетельствуют многочисленные стоянки и археологические находки. Здесь горный край переходит в бескрайнюю равнину по долинам рек, а таежные леса соприкасаются с березовыми рощами. Это место на стыке Среднего и Южного Урала очень богато озерами. Именно на территории Каслинского района появляются первые старейшие на Южном Урале крупные села: Тюбук и Багаряк. А город Касли на весь мир прославило каслинское литье.
Село Багаряк
Багаряк – одно из первых русских поселений на территории современной Челябинской области. Село основано в 1688 году. Сначала это была Багарякская слобода, и относилось к Екатеринбургскому уезду Пермской губернии. В 1924—1959 гг. становится административным центром одноименного района. 
В поселке можно увидеть много старых зданий из камня, каменный мост через реку Багаряк, старый храм, построенный в 1818 году. В селе находится могила советского дипкурьера И. Махмасталя (1891-1942). К северо-западу от села на берегу реки Багаряк находится скала Львиная голова.
Село Тюбук
Расположено на берегу реки Синара. Село основано до 1705 года мещеряками (приуральскими татарами). Они основали 13 новых поселений, большинство из которых сохранились до наших дней.
В 1751 году в селе построили плотину, кузницу, мельницу, деревянную церковь во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Село носило второе неофициальное название – Богословское. В 1797 году была положена дорога из Екатеринбурга в Челябинск – Екатеринбургский тракт. В селе построили большой пересыльный дом, поскольку по тракту шли этапом в Сибирь осужденные на каторжные работы.

Памятники природы
Каслинский район в области самый северный. Более 95 тысяч гектаров каслинских земель покрыты лесами. Ленточные боры по берегам рек выдаются далеко в лесостепь. Это видно по Синаре, Багаряку, Боёвке, Караболке, Б. Вязовке. 
Озера – главная достопримечательность Каслинского Урала, потому и именуют его Каслиозерьем. здесь более 70-ти озер. Они расположены тремя группами: Каслинская, которая венчает столица района, в эту группу входит озеро Иртяш – третье по величине озеро в области; северо-западная – вокруг озера Синара, и восточная, где самое крупное озеро – Шаблиш. Каслинская и Синарская группы – северное завершение. 
Как и положено в краю озер, большинство памятников природы – озера. Озеро Светленькое голубеет у подножия Вишневых гор. Оно невелико – 0,24 кв. км, длина – 0,8 км, ширина – 0,3 км. Глубина не более трех метров. Единственный приток – ручей из Курочкина лога. Исток – речка Ольховка, впадающая в Сунгуль. Другой гидрологический памятник природы – Озеро Долгое, также невелико (12 кв. км) отличается родниковой чистотой воды.
Еще один озерный памятник природы – Аракуль. Озеро интересно своей природой и богатой "рыбной" историей. Озеро находится несколько в стороне от Каслиозерья – за Вишневыми горами у подножия горы шихан. 
Аракульские Шиханы, гора Аракуль, или просто Шихан, – название одного и того же скального массива. Скальная цепь тянется по вершине горы почти на 2 километра с востока на запад. Южная сторона массива напоминает стену большой старинной крепости, сложенную огромными гранитными глыбами высотой 30-40 м. Северный склон намного ниже (15-20 м) и положе. 
В 2000-е годы археологи под руководством Е.В. Тидеман изучили окрестности озера Аракуль и Аракульского Шихана. В окрестностях горы расположены древние стоянки человека (эпоха ранней бронзы и раннего железного века). Всего в окрестностях Аракуля в настоящее время известно 13 археологических памятников. С высшей точки Шихана – вершины Чемберлен – можно увидеть 11 озер. Ещё одна особенность Шихана – многочисленные каменные чаши. Летом в некоторых из них можно даже искупаться. Предполагают, что чаши образовались в результате разрушения породы из-за разводившихся нашими предками на одном и том же месте костров. В пользу этой версии говорит тот факт, что археологи нашли в чашах и рядом уголь и золу.
Также в природные памятники Каслинского района входит озеро Большие Аллаки. Озеро пресноводное. Берега плоские, невысокие, но с выходом каменистых выступов, в южной части заболоченные. Дно у берегов песчано-каменистое, в центральной части илистое. В озере водится большое количество разнообразной рыбы. 
Также, озеро удивляет своими «Каменными палатками». Два гранитных скальных выхода Бей-таш и Килен-Таш расположены на противоположных берегах озера Большие Аллаки. Они имеют естественное происхождение. Над их строительством миллионы лет трудились силы земли и воды. Археологический памятник был открыт и впервые описан в 1914 году уральским археологом Владимиром Толмачевым. В 2019 году исполняется 105 лет со дня открытия «Каменных палаток». 
Толмачев первым сфотографировал и описал фрагменты наскальной живописи (возраст рисунков 6-7 тысяч лет). Лучше всего сохранились изображения пляшущих человечков с «антеннами» на головах. Они символизируют танцы шаманов в ритуальных головных уборах. 
На прилегающей к «Каменным палаткам» территории каменные и бронзовые наконечники стрел, бронзовый наконечник копья, фрагменты керамики, медного птицевидного идола. Ученые считают, что это место являлось святилищем, вокруг которого религиозные обряды жертвоприношений.
В конце 60-х-начале 70-х годов ХХ века исследования продолжил другой уральский археолог – В. Петрин. Он описал ранее неизвестную группу наскальных рисунков. В ходе раскопок под одной из скал было обнаружено более 200 предметов из горного хрусталя. Исследования продолжаются и в настоящее время.
Зотинская пещера также является природным памятником Каслинского района. Она является самой крупной в системе карстового района по реке Багаряк. Находится рядом с селом Зотино в Виськовой горе под нависающей скалой. Пещера коридорного типа. Ее высота в начале – 6 метров, в середине – 1,5 метра, а уже в конце всего около 20 сантиметров. Общая длинна пещеры примерно 35 метров. Считается, что пещера была обитаема во времена каменного века. А позднее в ней начали останавливаться рыбаки и охотники их окрестных селений. 
На территории пещеры археологам удалось раскопать два культурных слоя: нижний слой относится к каменному веку (нашли кости зверей, каменные орудия), а верхний – к бронзовому и железному векам, удалось найти человеческие кости, черепки, наконечники стрел. 
В 2019 году исполняется 145 лет с момента посадки столетних сосен. Столетние сосны – это ботанический памятник природы, расположенный между поселком Черкаскуль и селом Щербаковкой. Его площадь – 200 га. Столетние сосны представляют из себя уникальный участок лесных культур сосны, который был посажен на землях помещика Николая Злоказова в 1874 году. Посадками руководил А. Клинков – сосны выкапывали в лесу и пересаживали. Средний возраст сосен - более 135 лет. 
Каслинский район богат православными храмами: Храм в честь Святителя Николая Чудотворца (Касли); Храм Успения Пресвятой Богородицы (Касли); Храм в честь Святого Пророка Илии (Клеопино); Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Булзи); Храм Святой Троицы (Ларино) и тд.
Храм Вознесения Господня была построена по проекту архитектора Э. Х.-Г. Сарториуса. Заложена 29 июня (12 июля) 1843 года на добровольные пожертвования граждан и ежемесячные рублевые отчисления из жалованья работников железоделательного завода. 
Руководил строительством заводской приказчик М. Дунаев. Освящение приделов храма состоялось: 28 июня (11июля) 1852 года – южной части (во имя Святого Пророка Илии); 28 июня (1 июля) 1855 года – северной части (во имя Священномученика Харлампия); 1 (14) июля 1855 года – главной части (в честь Вознесения Господня). При оформлении храма использовали каслинское чугунное литье. 
Первым священников стал отец Алексей (Серебренников, 1830-1897), который прослужил в храме более 40 лет. 
Храм был закрыт в марте 1930 года. Из него изъяли материальные ценности, разрушили иконостасы, сняли колокола и кресты. В здании поместили зернохранилище. Но в 1943 году храм был вновь освящен и возвращен верующим. 
Первые масштабные ремонтно-реставрационные работы инициировал настоятель храма Серафим (Урбановский, 1908-1996), прослуживший в храме 26 лет. На данный момент настоятелем храма является отец Георгий (Головкин, 1998 год). 
Касли
История Каслей начинается с 1747 года – с основания чугуноплавильного и железоделательного завода купцом Я.Р. Коробковым. Но уже в 1751 году завод был продан Н.Н. Демидову. Продукция завода поставлялась в центр страны с Сорокинской пристани на барках по весенней реке Уфе.
Во время крестьянской войны в начале 1774 года рабочие завода перешли на сторону Пугачева. Спустя почти два месяца правительственные войска выбили пугачевцев с Каслинского завода, но позже (29 июня 1774 года) отряд бунтующих башкир полностью сжег Каслинский завод. Восстановили завод лишь к концу 1775 года.
В 1809 году Петр Григорьевич Демидов продал Каслинский завод купцу Льву Расторгуеву. Завод стал активно развиваться.

Широкая известность к Каслям пришла в середине XIX века благодаря производству высококачественного художественного литья из чугуна. Успех объясняется качественным чугуном, превосходным формовочным песком, найденным поблизости и не уступающим лучшим европейским, а также хорошими мастерами.
Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий ХVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности. В 2019 году исполняется 195 лет с того момента, как в 1824 году каслинцы освоили немецкую технологию художественного литья, внесли в нее свои новшества и стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. С середины 1880-х по 1914 год – «золотой век» каслинского хдожественного литья. С началом Первой мировой войны производство художественного литья было прекращено, его возобновили лишь в 1920 году. С тех пор Каслинский завод выпускает большой ассортимент продукции, которая пользуется спросом. Многие предметы хранятся в музеях и домах извстных коллекционеров антикварного декора. 
На заводе работали талантливые скульпторы М.Д. Канаев, П.К. Клодт, Н.Р. и Р.Р. Бахи, В.Ф. Торокин и другие. Каслинское. Каслинским мастерам-литейщикам посвятил сказ «Чугунная бабушка» писатель Павел Петрович Бажов.
• В конце 1840-х годов стали выпускать подсвечники трех видов: черные, лаковые и бронзовые;
• Из чугуна делали даже посуду – узорчатые тарелки;
• С 1852 года начали производить ажурную мебель, решетки, скамейки;
• В 1852-1853 годах началось производство круглой скульптуры и кабинетных вещей
• В 1928 году на Каслинском заводе впервые в стране начали выпускать мясорубки. 
В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду – право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России – двуглавым орлом. 
Каслинское литье получило множество наград на ведущих выставках. Но настоящим триумфом Каслей стала Всемирная выставка в Париже 1900 года. Выдающийся чугунный павильон получил высшую награду Гран-при и Большую золотую медаль. 
Среди многочисленных высоких гостей Каслинский павильон посетил и президент Франции Эмиль Лубо. Он выразил желание приобрести павильон для республики за баснословную по тем временам цену - два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Управляющий Кыштымскими заводами П.М. Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Н.А. Лаверецкого «Россия». Торг был долгим, а ответ один: «Россия» не продается!» 
Павильон вернулся в Россию. 
Сейчас он находится в краеведческом музее Екатеринбурга. Бронзовая копия оригинальной чугунной скульптуры была изготовлена в 1900 году. В настоящее время существует ограниченное количество копий, она из них в Администрации Президента Российской Федерации. 
Скульптура «Россия» (скульптор Н. Лаверецкий, 1895 год) – фигура молодой женщины в шлеме и кольчуге, которая в правой руке держит меч, а в левой – щит. Под щитом – на тумбе с драпировкой – атрибуты российского самодержавия: скипетр, держава и императорский венец. 
В наши дни Каслинский завод архитектурно-художественного литья принадлежит компании «Мечел». По рассказам местных жителей, настоящие профессионалы своего дела перешли в небольшие частные литейные мастерские.
Достопримечательности города Касли
Каслинский заводской госпиталь построен предположительно по проекту М.П. Малахова между 1810 и 1827 годами. Когда-то красивое здание (образец позднего классицизма) ныне находится в ветхом состоянии. Каслинский госпиталь – памятник архитектуры федерального значения. 
В Каслях работает Музей художественного литья (историко-художественный музей) открытый еще в 1963 году. В фондах музея насчитывается более 30 тысяч экспонатов. С 1999 году объединяет два музея. 
Основу музея составляет уникальная коллекция художественного литья, выполненная на Каслинском заводе по моделям русских и западноевропейских скульпторов конца XIX-начала XX веков, а также архивные документы по истории зарождения и развития промысла. 
Дом-музей скульптора А.В. Чиркина. Дом, где в 1973-1989 годах проживал талантливый скульптор, член Союза художников СССР А. Чиркин, был выкуплен у его наследников. Здесь сохранена подлинная обстановка: мебель конца XIX-середины XX века, культовые старообрядческие предметы, личная библиотека. Экспонируются более 100 скульптур, живописных и графических произведений, документы, фотографии, предметы быта. 
Одна из «фишек» Каслей – Зимний сад. Единственный на Южном Урале и один из крупнейших в России. Создан в начале 1980-х годов, содержит более 150 видов растений, многие из которых относятся к редким. Здесь можно увидеть пальмы, американскую лиану, фикусы, саговник, китайскую крапиву рами, монстеру, кофейное дерево, гранаты, инжир, мандарин и многое другое. Зимний сад находится прямо внутри ДК им. Захарова. 
Иван Захаров – потомственный рабочий из Каслей, революционер, инициатор ежегодных маевок в городе, первый комиссар труда. Памятник в честь него открыт в 1957 году и находится на площади перед Дворцом Культуры. 
Из наиболее примечательных памятников города можно отметить следующие:
• Памятник борцам, павшим за революцию, скульптора К.А. Клодта (такие же памятники установлены в Верхнем Уфалее, Златоусте, Сысерти, Лысьве) и памятник на братской могиле по соседству с надписью, от которой леденеет душа...
• Памятник труженикам тыла и воинам Урала.
• Памятник погибшим землякам. Символично, что холм, на котором стоит почти пятиметровый памятник, включает в себя землю из городов-героев и мест захоронений погибших каслинцев. Это один из наиболее масштабных памятников на тему ВОВ в Челябинской области. 
Все памятники отлиты из чугуна на Каслинском заводе.
На каменном поясе России много есть городков и селений, сияющих как драгоценные камни своими делами, своей историей, своими людьми. Один из таких самоцветов – Касли. Касли – это наша малая Родина, это всемирная слава и признание страны. Это наша с тобой земля!

 Используемая литература: 

1) Касли / Б. В. Павловский – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1957;
2) История Каслинского завода 1745-1900 гг./ Свистунов В.М. Челябинск: Рифей, 1997;
3) Историческое краеведение. Челябинская область: учеб. пособие/ Н.Б. Виноградов, М.С. Гитис, В.М. Кузнецов – Челябинск: АБРИС, 2009;
4) Челябинская область: путеводитель/ Н.А. Денисова – [Изд. 4-е, испр. и доп.] – Челябинск: Книга, 2016;
5) Материалы научной конференции, посвященной 100-летию каслинского чугунного павильона. 27 апреля 2000г. г.Екатеринбург, 2001, стр 6-24,59-98,108-113.

Параметры публикации:
- Конкурсы, гранты Просмотров: 122
Печать

Интерактивная экскурсия «Казачий погребок»

2020-01-20 04-05-35В донских хуторах и станицах в условиях жаркого лета и не очень устойчивой зимы хранение продуктов являлось очень важной задачей. Поэтому одной из самых необходимых построек в хозяйстве казаков был погреб, где хранили продовольственные и кормовые запасы: летом там хранили молоко и мясные продукты, а на зиму туда спускали картофель, свеклу, морковь, капусту в кочанах. Здесь же в деревянных бочках солили огурцы, помидоры и арбузы, квасили капусту, мочили яблоки.

На интерактивной экскурсии посетители узнают, как делают погреб, чтобы в нем дольше хранились продукты, смогут узнать старинные рецепты, по которым наши бабушки и прабабушки делали заготовки на зиму, и здесь же отведать казачьих разносолов.

Дата и время проведения:
21.01 2020 с 09:00 до 16:00
22.01 2020 с 09:00 до 16:00
23.01 2020 с 09:00 до 16:00
24.01 2020 с 09:00 до 16:00
25.01 2020 с 09:00 до 16:00
26.01 2020 с 09:00 до 16:00
28.01 2020 с 09:00 до 16:00
29.01 2020 с 09:00 до 16:00
30.01 2020 с 09:00 до 16:00
31.01 2020 с 09:00 до 16:00

Место проведения: ФГБУК «Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова»

Адрес: Ростовская область, Шолоховский район, хутор Кружилинский, улица Шолохова, владение 34

Стоимость билета: 50-150 руб

Параметры публикации:
- Конкурсы, гранты Просмотров: 128
Печать

История моей малой родины

konkurs-logoС.Е. Кундус,  участник XIV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым"

Введение

Нашему селу чуть более 100 лет. Тихая, спокойная сибирская деревня. Бури войн обошли её стороной, она не связана с именами известных исторических персонажей, но вся история страны отразилась как в капельке воды в судьбах жителей нашего села. Память о тех событиях и людях сохранилась у наших ветеранов по рассказам их родителей, дедушек и бабушек, по фотографиям и письмам. Своими воспоминаниями поделились Пестряк Мария Сергеевна, Желторылова Любовь Афанасьевна, Фалины Клавдия Семёновна и Пётр Алексеевич, Желторылов Николай Сергеевич, Флейклер Александр Яковлевич, Колесов Юрий Григорьевич, Екимовы Валентина Михайловна и Иван Васильевич, Никитин Пётр Васильевич. Богатый исторический материал хранится и в архивах Тюкалинского историко-краеведческого музея, где его по крупицам собирала в Омском и Тобольском архивах Бизякина Мария Андреевна.
Очень интересно было слушать старожилов, всматриваться в лица на пожелтевших фотографиях, находить в литературе и документах упоминания о селе и его жителях. Ведь их имена и фамилии звучат в селе. Мы ходим за грибами в Макаровы леса и Симонов околок, которые были названы в честь их владельцев, сельское кладбище располагается на Бакаловской гриве (по фамилии первого умершего в селе), есть Кешины леса, названные по имени первого лесничего Солодухина Иннокентия Михайловича. Многие наши земляки, с которыми мы беседовали, очень сожалеют, что мало интересовались своими предками, не сохранили их фотографий, что немного расскажут своим потомкам о своём роде.
Работу о сборе материалов об истории села начинал Косов Егор (Георгий) Максимович, затем она продолжалась учителями и учениками школы. Мы тоже решили внести свою лепту в сохранении родовой памяти своих земляков.История села Красноусово
Из истории известно, что в 1895-1900 гг. началось переселение крестьян в необжитые районы Сибири из малоземельных краев / реформа/. В областном архиве /ф36 №3/ хранится копия документа, где его императорского Величества рукой написано: «Быть по сему», /В Петергоф 13.06.1893г/ «Временные правила для образования переселенческих и запасных участков». 1895 году был нарезан Красноусовский участок для расселения крестьян. В 1896 году прибыли первые переселенцы. Красноусовский участок облюбовали крестьяне – переселенцы из Тульской губернии, прибывшие в мае. Что их привело сюда? Местность типично лесостепная, живописное озеро. Главные природные богатства – березовые колки с ягодами и грибами и почвы, наделенные вековыми хлеборобными качествами. Такой дар природы не мог, разумеется, не служить человеку. Первая партия из 10 семей, прибывшая из Тульской губернии, поселилась у озера Красноусово (озеро названо по фамилии купца Красноусова). Новосёлы вырыли землянки и стали зимовать. Место выбрали как будто хорошее, но не было питьевой воды. И они переселяются к озеру Саусканово (Карасиное). Из воспоминаний Кротовой О. А.: « Мне было восемь лет, когда мы приехали в Сибирь. Было страшно, всё кругом незнакомое. Родители падали от усталости, мы тоже не сидели сложа руки: поливали и пололи огород, пасли гусей, собирали гусиные перья на подушки». Деревню первое время называют Саускановкой, но т. к. название Красноусово попало в список населённых мест, то она так и стала называться. В 1896 в деревне было 15 дворов, в которых жило 20 семей, переселенцев из Тульской губернии. Через два года к ним присоединяются переселенцы из Рязанской области. В архивах имеются достоверные сведения о первых переселенцах Красноусово, они дополняются рассказами сторожилов. Первые поселенцы: Симонов С.И., Пименов В.И., Макаров М.С. и др. Будущее село было разбито на усадьбы по 0,8 десятин, на целине расставили вешки. На первом сходе решили распределить усадьбы по жребию. Поэтому получилось первое расселение по двум улицам и так они до сих пор называются «Тулянка» и «Рязанка». На этом сходе избрали сельского старосту. Им стал Симонов Селиверст Ильич. На селе жили дружно, особенно ценились родственные связи. 
По результатам подворного обследования крестьян д. Красноусово, проведённого чиновниками казённой палаты Тюкалинского уезда, установлено, что население состояло из девяти фамильных династий. До сих пор выделяются дружные семейные союзы Макаровых, Екимовых, Тимошиных.
С каждым годом семей прибывало все больше и больше. Они прибывали с более весомым имуществом: рабочим тяглом и продуктивным скотом. Они быстрее освоили хлебопашество, претерпели меньше издержек при домозаведении, чем первые поселенцы. Не случайно из этой партии крестьян позже стали самые зажиточные в селе: Макаровы, Симоновы, Бакаловы и др. 
Население быстро росло как за счёт новых переселенцев, так и за счёт многодетности семей. В среднем семья состояла из 7 человек. Уже в 1903 году в деревне было 63 дома, из них 23 деревянных, с соломенными крышами по 50-250 рублей. По спискам Тюкалинского уезда посевная площадь в 1903 году составила 64 десятины, в том числе пшеницы – 20, ржи – 10, ячменя – 14, просо – 10, овса – 10. Под огородами было занято около 5 десятин, картофеля – по 5 соток у каждого хозяина. По свидетельству архивных документов видно, что с самых первых лет поселения наметилась тенденция расслоения, что подтверждается и рассказами сторожилов. Причины были разные, в первую очередь играл первоначальный капитал, Немаловажны были и сметливость, работоспособность, число рабочих душ в семье. Р. М. Желторылов рассказывал о том, как смог заработать день на переезд в Сибирь: его отец Максимов Михаил служить вместо юноши из семьи Желторыловых, Так семья получила новую фамилию и возможность поправить своё материальное положение. 
Налоги слагались из нескольких видов податей, казенной палатой начислялся налог по трем статьям: оброчная подать, земский и волостной сборы.
Внутреннее устройство жилища не отличалась и подобием какой – либо роскоши. Кроме обширной печи, деревянные нары/полати/ под потолком, где спали, вдоль стен – лавки, сундук, на нарах горой складывалась постель для всей семьи: подушки, одеяла. К потолку, возле нар подвешивалась люлька для грудных детей. В передней части избы/кути/ находились навесные шкафчики для хранения посуды. Под печью имелось пространство для хранения ухватов, сковородок, запасов дров.
Иконы были убраны вышитыми ручниками. Место для умывания было в переднем углу – кружки на лавке и тазик на полу. Большинство хозяев жилище содержали опрятно, в чистоте, но были семья, где наблюдалась сырость, холод. Большинство мужчин, подростков, женщин были крепкими, работоспособными, без хронических заболеваний. Любой мужчина запросто закидывал на плечо мешок с зерном и переносил на большие расстояния, нагрузить телегу сеном было для него привычным делом, и не составляло никакого труда. Женщины также были удивительны по своей работоспособности. С рассвета до заката солнца – по дому, во дворе, с детьми, даже в поле без них не обходились.
Если в соседних деревнях к концу 19 века были школы, то красноусовцам отказали в её открытии. Поэтому на сходе было решено арендовать дом у Симонова С. И. и просили его учить детей грамоте. Плата за обучение производилась продуктами и дровами. 
Не остались в стороне жители нашего села и от участия в первой Мировой войне. Сейчас невозможно сказать, сколько человек было её участниками, но сохранились сведения, что Симонов Гавриил Тимофеевич погиб где-то в начале войны, храбро воевали Иващенко Митрофан и Иван.
Тяжело приходилось людям, но им помогала природа. В озере Саусканово перестали бить ключи, и оно обмелело. Два года подряд сельчане получали небывалый урожай пшеницы, которая была выше роста человека. (Из воспоминаний Макаровой Александры Петровны, 1906 года рождения). Затем озеро восстановилось.
Революция расколола деревню на два противоборствующих лагеря. Во время Гражданской войны жители воевали по обеим сторонам фронта. 
Её участниками были Тимошин А. Е., Першиков Н., Симонов Т., Плошкин Д. К. и др. Василий Алексеевич Екимов пошёл против своего отца, который имел большое хозяйство, маслобойку, конюшни и воевал на стороне красных. После началась жизнь при советской власти. Первыми коммунистами были П. А. Симонов, Т. Я., М. И. Симонов, А. Г. Карпухин. Комсомольскую ячейку организовали Т. Я. Желторылов и Д. К. Плошкин. В двадцатые годы в селе организовывают первые ТОЗы, в них вступают не только бедные. В соответствии с новыми веяниями зажиточные красноусовцы старались как то приспособиться. Они отдавали часть имущества в общее пользование, иногда это было добровольно, чаще под давлением. А были случаи как у Екимовых, когда дети отделялись от родителей, деля хозяйство и затем вступая в колхозы. В 1931 году были организованы два колхоза: «Великий перелом» и им. Кирова, которые слились в 1939 г. в один колхоз им. Кирова. Первыми председателями были К. А. Чалик и В. А. Екимов.
В период коллективизации была раскулачены семьи Лошакова Семёна Васильевича Никитина Василия Алексеевича и Макарова Алексея Фомича, но они вовремя были предупреждены и уехали из деревни. 
Лошаковы в Иркутскую область, Никитины в г. Шахты,
Макаровы к родственникам в соседний район. Вернулись они в 1933-34гг., их восстановили в правах после нашумевшей статьи Сталина «Головокружение от успехов». Их имущество конфисковали, но по возвращению больше не трогали, они вступили в колхоз и работали наравне со всеми. По данным о репрессированных 18 июня 1942 года был арестован Дудин Ион Иванович, 1889 г.р., малограмотный, работник сливкоотделения маслозавода колхоза им. Кирова. Он был приговорён по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, реабилитирован в 1991 г. Дальнейшая судьба его неизвестна, т. к. он не вернулся в деревню. 
На селе было много неграмотных и в 1923 году в селе начинает работать начальная школа. Здесь учительствовали Евдокия Петровна Житкова и Андрей Яковлевич Молотников. Под помещение клуба был выделен небольшой домик, где собиралась молодёжь, пели, танцевали, давали концерты, читали газеты.
И как всегда на деревне много трудились. Отличались колхозники Е. П. Салогубов, М. С. Екимов, С. Ф. Желторылов, Н. А. Тимошин 
Кроме обычных сельскохозяйственных работ занимались заготовкой леса, как для колхозных нужд, так и для выполнения

государственного задания. Лес приходилось заготавливать зимой, в перерыве от полевых работ. Ездили в Тевризский или Усть-Ишимский районы. Там они вручную валили деревья, а потом на конях вывозили из леса. Обычно на заготовку посылали молодых парней и девчат. 
В 1941 году мирную жизнь прервала Великая Отечественная война. На фронт ушли семьдесят восемь наших земляков, из них не вернулись 18 . Погибли и многодетные отцы Першиков Григорий Тихонович, Карасёв Иван Дмитриевич, Фисун Иосиф Яковлевич, и совсем молодые 
Лошаков Василий, Желторылов Андрей, Свистов Николай 1925 года рождения. 
Очень жаль, что мы не можем поимённо их всех перечислить, но полный список героев храниться в нашем школьном музее.
В деревне остались старики, женщины и дети. Нелёгкий труд лёг на женские плечи. Председателем назначили Макарова Андрея Ивановича, пожилого, малограмотного мужчину, но никто из колхозников его не подводил, а он работал наравне со всеми. Здесь можно упомянуть и о сёстрах Екимовой Вере Афанасьевне, Никитиной Надежде Афанасьевне, Пановой Марии Афанасьевне, Першиковой Анне Семёновне, Леганцовой Елене Емельяновне, Смирновой Анне и др. Наравне с взрослыми работали и дети. Уже с девяти лет они на покосе возили копны, осенью убирали картофель. 
Солодухина Любовь, Клянчина Валентина Михайловна, Соколовы Николай Петрович и Елизавета, которым в войну было по 13-14лет, вспоминают, что им приходилось доить коров, работать в овчарне, зимой ловить рыбу, которая спасала от голода не только их, но и городских жителей. Они таскали мешки с зерном, вёдра и ящики с кормами, с рабочим временем никто не считался. 
Во время войны деревня приняла и обогрела шесть семей из Ленинграда и Ленинградской области. Все 26 человека, некоторые из которых самостоятельно не могли ходить, благополучно вернулись домой. 
Даже наше маленькое село в суровую годину дало приют 26 ленинградцам. Пять семей были размещены в домах красноусовцев, а одинокая женщина Мария Ивановна (фамилии никто не помнит) жила в пустующей избе. Сельские дома того времени состояли из комнаты и кухни или из одной комнаты. Но всем хватало места на полатях, печках, а то и на полу. Бабушка Наталья с двумя внуками жила у Симоновых, женщина с тремя детьми – Желторыловых, ещё семьи из трёх-четырёх человек – у Макаровых, Екимовых, Макаровых и Першиковых. Они были истощены, но с помощью местных жителей смогли восстановить своё здоровье и даже работали наравне со всеми. У Беляевой Натальи Владимировны жили Пучинины: мать с сыном. Эдуард Николаевич Пучинин тридцать шесть лет мечтал ещё раз посетить село, ставшее ему родным в лихую годину. Но детская память сохранила только название села. Старший преподаватель военной кафедры Фрунзенского политехнического института часто бывал в воинских частях, выступал перед солдатами и на одной из встреч рассказал о своём военном детстве. Среди солдат был наш земляк Райхель Юрий, который, написал своим родителям, и они выяснили, что, именно в нашем селе Эдуард Николаевич жил в военные годы. В июле 1981 года его мечта исполнилась, он приехал в Красноусово ещё раз поблагодарить жителей села. К сожалению, взрослых Екимовых военного времени уже не было в живых, умерла и Беляева Наталья Владимировна, а дети, друзья военного детства, почти все уехали из села.Странно было видеть во взрослой женщине Макаровой Вере Павловне маленькую девочку Веру, подругу по детским играм. Много слов благодарности , было сказано Степану Алексеевичу Макарову и его жене и другим жителям села.

Ещё об одной нелёгкой судьбе стоит рассказать. Уже в конце войны в селе появилась семья Флейклер Устиньи Людвиговны. Её муж, Флейклер Якоб Адольфович, был репрессирован в 1937 году в Саратовской области, а с началом войны поволжских немцев вывозили в Сибирь. Устинью Людвиговну с сыновьями Александром и Яковом поселили сначала в д. Климино, а затем они переехали в Красноусово. Здесь они и нашли вторую родину. 
Вернулись с победой фронтовики, жить стало немного легче. Но надо было восстанавливать разрушенное хозяйство. И опять трудятся односельчане в поле, на ферме, восстанавливают разрушенные заводы и города. И в первую очередь опять все тяготы легли на женские плечи. Солодухина Ольга Алексеевна стала вдовой через четыре года после войны. 
Чтобы поднять на ноги своих четверых детей она работала и конюхом, и дояркой, и телятницей. Старалась взять в свою группу больше число 
животных, чтобы накормить детей. За самоотверженный труд она награждена орденом Трудового Красного Знамени. 
В деревню приходит техника, стране требуются более грамотные люди, и в 1949 году открывается семилетняя школа. Директором работает Лаптев Николай Иванович. Затем более двух десятков лет её возглавлял Косов Георгий Максимович. 
В 1950 колхоз стал называться колхоз «Власть советам», и его председателем работал Мазуров Николай Иванович, затем в связи с 
укрупнением колхозов и совхозов, в 1960 году колхоз стал Красноусовской фермой совхоза «Тюкалинский». Его жена Прасковья Ивановна возглавила бригаду животноводов, в которой работали Анна Константиновна Макарова, Ольга Алексеевна Солодухина, Раиса Владимировна Афанасьева, Зоя Николаевна Гудилина, Елена Емельяновна Першикова, Раиса Семёновна Екимова, Анна Ивановна Фисунова, которая боролась за звание бригады 
коммунистического труда. Красноусовская ферма лидировала в районе по надоям молока, привесу молодняка и сохранности скота. На этой ферме была организована школа передового опыта. Красный уголок был переоборудован в класс, где проводились теоретические занятия. По графику эту школу посещали животноводы других хозяйств. Беседы проводили руководители фермы, а лекции читали специалисты района 
До села строят шоссейную дорогу, построили клуб, местную электростанцию. В 1954 году из Соседней деревни Верх-Тюкалка переводят сельский совет. 1 марта 1965 года организован совхоз «Красноусовский», первым директором был Москаленко Иван Сидорович. Быстро растёт население, срочно строятся дома для специалистов и горожан, желающих переселиться в деревню.
Появились ещё две улицы: Зелёная и им. Гагарина, построены клуб, столовая, школа, корпуса фермы. В 1970 году мимо села проводят высоковольтную линию. У жителей появилась возможность пользоваться 
электроприборами, в домах засветились голубые огоньки телевизоров. 
В связи с политикой укрупнения сёл и бесперспективностью ряда деревень, соседнюю деревню Верх-Тюкалка решают расформировать. Для этого строят улицу, которая получила название Новая. Но только восемь из 51 семьи поселились здесь. Остальные уехали либо в город, либо в другие сёла. В соответствии с постановлением правительства о мерах по развитию сельского хозяйства в 70-80 гг. в селе строятся современные механические мастерские, гараж, животноводческий комплекс. Появляются улицы 30 лет Победы и 60 лет Октября. В 1974 году открывают среднюю школу, а 1986г строят для неё новое современное здание.
Продолжаются трудовые будни села. На животноводческом комплексе трудятся доярки, которые добиваются высоких результатов.
За добросовестный труд Раиса Владимировна Афанасьева награждена орденами «Трудовой славы» III и II степени, а Анастасия Михайловна Долгорук, Любовь Петровна Трофимова, Зоя Николаевна Поликарпова орденами Трудового Красного Знамени. 
Не отставали от них и механизаторы. Тракторист Мельников Владимир – награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В. И. Ленина», имеет звание «Заслуженный механизатор сельского хозяйства РФ. 
Парни нашего села всегда достойно служили в рядах армии. Выполнить свой интернациональный долг в Афганистане выпало Сулаеву Сергею Викторовичу и Романенко Владимир. В Нагорном Карабахе во время конфликта служил Сивенко Юрий Николаевич. Участниками чеченских событий стали Панов Сергей Викторович, Карпухин Андрей Петрович, Пестряк Евгений Михайлович, Жиркин Михаил Николаевич, Жданов Сергей Викторович.
Но традиции села живы. Работоспособности и терпению учат нас первые переселенцы, терпимости жители села, которые не допустили разгула репрессий в 30-е годы, добру и милосердию люди, обогревшие в войну беженцев, верности долгу и отваге – участники войн, трудолюбию и оптимизму – наши ветераны труда. Какие страницы истории напишут в будущем жители села трудно сказать, но, надеемся, наша работа позволит лучше сохранить связь поколений. 
Природа края
Географическое положение
Красноусовское сельское поселение расположено в Тюкалинском муниципальном районе Омской области на территории Западной Сибири в юго-западной части. Общая площадь составляет 279,5 кв.км. На севере и северо-западе граничит с Атрачинским сельским поселением, на западе с Оглухинским сельским поселением Крутинского муниципального района, на юго-западе с Называевским муниципальным районом, на юге с Валуевским сельским поселением, а востоке с городским поселением Тюкалинска. Село Красноусово имеет выгодное географическое положение, так как расположено в 12 км от районного центра и в 137 км от областного центра. Дороги имеют твёрдое покрытие. 
Рельеф
Формирование рельефа Красноусовского сельского поселения шло на протяжении длительного геологического времени в результате взаимодействия внутренних и внешних сил. Ведущими внутренними рельефообразующими силами являются вертикальные колебательные движения земной коры. Территория Омской области неоднократно затоплялось морем, в том числе и наше село, затем погружение сменялось поднятием, на суше шло накопление осадочных горных пород, залегающих горизонтально. Такое геологическое строение обусловило равнинный характер местности.
Рельеф на территории Красноусовского сельского поселения – плоская равнина с большим количеством впадин, занятых озёрными котловинами и болотами, а также гривами (Бакаловская, Белая и т.д.). Гривы имеют эоловое происхождение, т.е. при участии ветра, а возможно возникновение гривных форм рельефа связано с древними погребёнными долинами рек. Красноусовское сельское поселение расположено в пределах Ишимской равнины. 
Климат

Климат Красноусовского сельского поселения типично континентальный, с обилием солнечных дней и отчётливо выраженными сезонами года. Расположение поселения на низменной равнине в центре Азии способствует тому, что климат на его территории формируется под сильным воздействием физических свойств суши, которая летом быстро и сильно нагревается, а зимой так же быстро остывает. Территория поселения не защищена горами, поэтому воздушные массы разного происхождения: арктические, умеренные и тропические. 
Общие черты температурного режима характеризуются суровой и продолжительной зимой, сравнительно коротким, но жарким летом, переходными сезонами весной и осенью, поздними весенними и ранними осенними заморозками. Средняя температура января- , средняя температура июля - 
Среднее годовое количество осадков в год составляет 338 мм. Основное количество которых приходится на летние месяцы. Коэффициент увлажнения меньше единицы, а это значит, что увлажнение недостаточное.
Преобладающие ветры зимой – западные и юго-западные, летом - северные и северо-западные.
Продолжительность безморозного периода составляет 110-120 дней.

Фауна и флора

Растительный мир Красноусовского сельского поселения разнообразен. Внешний облик и состав растений во многом определяются особенностями климата, а именно, количеством выпадающих осадков. Разнообразие флоры объясняется несколькими причинами: геологическим строением, рельефом, почвами, антропогенным воздействием. Особенно значительные изменения в растительном покрове связаны с деятельностью человека, в результате которой уменьшается площадь лесов, исчезают некоторые виды растений.
В настоящее время определённую часть на территории поселения занимают сельскохозяйственные земли.
Основное богатство являются леса. В них произрастают различные группы растительного царства: берёзы бородавчатые, осины, разнотравие ( осока, сныть, вейник, лисохвост), луговые представители (лабазник, тимофеевка, кровохлёбка, зопник), лекарственные растения ( череда трёхраздельная, тысячелистник, ромашка аптечная, одуванчик лекарственный, шиповник майский, чага (берёзовый гриб), крапива двудомная, душица обыкновенная, чистотел большой.
Также богат животный мир. Жизнь животных тесно связана с местом обитания: каждому ландшафту соответствуют свои представители. В лесах водятся лоси, лисы, косули, зайцы, барсуки; на лугах – суслики, бурундуки,

сурки, хомяки, мыши, кроты; в озёрах – ондатры, караси, карпы, гольяны; птицы, основная масса которых улетает на юг на зиму, а в тёплое время возвращается обратно (скворцы, грачи, лебеди, журавли, гуси, утки ), но есть и такие, которые постоянно зимой и летом живут в наших краях (тетерева, рябчики, куропатки); есть хищники – совы, ястребы, коршуны.
В настоящее время природа испытывает на себе влияние человека, что сопровождается разрушением природных ландшафтов. Растения - источник разнообразных пищевых продуктов для человека и животных, лекарственное сырье, строительные материалы, заготовка древесины на дрова. В лесах и лугах произрастает более сотни лечебных растений. А сколько пользы приносят лесные ягоды, которыми богаты леса и луга: клубника, смородина, шиповник, костяника, рябина, черёмуха. Ещё большее разнообразие грибов: грузди, опята, боровики, шампиньоны и др. В садах выращивают плодовые и ягодные культуры: яблони, облепиху, малину, крыжовник и множество других. 
Население

На территории Красноусовского сельского поселения самое большое село – Красноусово, которое возникло практически позже других деревень. Старожилы вспоминали, что заселялась оно довольно большим числом семей, их было двадцать. Приехали они не просто, убегая от голода, а переселились из пяти сел Тульской губернии, послав заранее разведчиков. У них имелся необходимый инвентарь, по тем временам эти семьи считались довольно зажиточными. Поэтому они быстро обустроились. Почти такие же поселенцы из Рязани присоединились к тулякам. Что отличало их от жителей Петровки и Федосеевки, которые бедные и надеялись, в основном, на помощь государства.В Красноусово в 80-е годы работающих было 512, в 2009 – 79, в 2012 – 113. В настоящее время в селе работают 44 человека. Остальные трудятся в других населённых пунктах:

- Омск и Омская область– 17 человек;
- Тюкалинск и Тюкалинский район – 25 человек;
- Тюменская область - 22человека;
- безработные –122 человека.
Основными занятиями населения в данный момент являются:
- личное подсобное хозяйство;
- работа в бюджетной сфере (почта, ДК, детский сад, сельская администрация, школа); 
- Индивидуальные предприниматели, коллективное фермерское хозяйство - 9
Остальные работают в других населенных пунктах.
В 80-годы в нашем селе проживало около 900 – 800 жителей, в данный момент население составило 654 человека.
Число жителей села


По этническому составу в Красноусово преобладают русские, их количество составляет 581 человек, казахов-55, немцев-6, татар-3, белорус-1, мордва-1, поляк-1.
По религиозному составу подавляющее большинство населения православные, лютеране -6, мусульман-58, баптисты -3. 
Долгожителями нашего села являются ветераны Смирнова Анна Сергеевна (91 г.), Захарова Александра Афанасьевна (90 лет), Вегнер Леонид Адольфович (86 лет). Ветераны войны Никитин Пётр Васильевич и Солодухин Иннокентий Михайлович, Пядышева Нина Арсентьевна, Соколов 
Николай Петрович (85 лет). В селе проживают 19 человек старше 80-ти лет.
Знатные люди села


Много интересных людей проживало и проживает на территории нашего села. Это механизаторы Фескин Петр Алексеевич, кавалер ордена Ленина, Мельников Владимир Иванович, заслуженный механизатор сельского хозяйства РФ, Антипов Алексей Павлович, животноводы Солодухина Ольга Алексеевна, Афанасьева Раиса Владимировна, Мельникова Галина Васильевна, Екимов Иван Михайлович, Бетина Клавдия Ивановна, учителя Косов Егор Максимович, Флейклер Прасковья Ивановна, Райхель Владимир Яковлевич и многие другие. 
Фескин Петр Алексеевич родился в 1933 году в Тюкалинском районе, деревне Шатайлы.
Работать начал с десяти лет, помогая старшим на полях и фермах. После войны работал скотником на ферме.
Ушел в армию в 1952году, вернулся в 1954году. С 1954 года начал работать в Тюкалинской МТС трактористом, в 
1969 году переехал в Красноусово, где также работал трактористом и все годы в поле по выращиванию силосных культур.
Рабочий стаж-54 года.

Награждён: 
- орденом Ленина;
- орденом Октябрьской революции;
- орденом Трудового Красного Знамени.
- медалью «За освоение целинных земель»;
- медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
- знаком «Победитель социалистического соревнования 1973-1980гг». 
Имеет удостоверения:
- ударника 9-й Пятилетки;
- ударника 10-й Пятилетки;
- ударника 11-й Пятилетки;
- ударника коммунистического труда.
Ушел на пенсию в 1994 году.

 Культура. Традиции

Культура – это мир, созданный человеком: мир материальный и идеальный, т.е. духовный. Здесь происходит реализация физического и умственного труда в предметах, представлениях, социальных и производственных отношениях. Она непосредственно связана с предметной средой, гармонично вплетена в утилитарный мир.
Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями. Наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций в нашем селе являются праздники улиц. Их цель не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством. Праздники национальной традиции развивают у жителей села эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всесторонне знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.
Подготовка и проведение праздников национальной традиции позволяют использовать богатые возможности народной художественной культуры для духовного развития , дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
На праздник люди приходят себя показать да на других посмотреть. Поэтому главная задача любого праздника – не развеселить участников, а дать им повеселиться самим, проявить все свои таланты. На таких праздниках демонстрируются не только результаты творческой деятельности жителей села, но и раскрывается их внутренний мир. Расхаживая по сцене с гордо поднятой головой, в русском народном костюме, играя с неподдельным азартом и юмором добрые русские сказки, выплясывая и распевая песни и частушки, угощая от души всем, чем Бог послал, они как бы говорят всем своим видом: «Посмотрите на нас! Мы - индивидуальности, мы талантливы и можем иметь успех!». ( Прил.24)
Кроме этого жители нашего села увлекаются вышивкой и вязанием (крючком и спицами).( Прил. 25)
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Наши умелицы украшали предметы быта: полотенца, подзоры, столешницы, праздничную и повседневную одежду, передники. И до сих пор этим ремеслом занимаются женщины.
Уже на уроках технологии в школе девочки занимаются вышиванием и вязанием.
Воспоминания вышивальщиц и вязальщиц:
Солодухина Л.А.
В семье было 6 детей. Вышивать научилась у мамы и старшей сестры. Ткань, на которой вышивали, называлась холстом. Изготавливали его изо льна. Вышивали салфетки с изображением цветов, геометрических узоров, полотенца, шторы, наволочки, околодки. Околодками украшали кровати. Вышивали нитками мулине. Цвет преобладал красный, черный, зеленый, синий. Научила вышивать свою дочь и внучку.
Воспоминания Красновой В.П.
В семье было 4 детей. У нас хорошо вышивала мама. Она была строгой, требовательной. Когда она меня учила, у меня часто не получалось, она хлопала меня постоянно по рукам. Я этого боялась и старалась уже при ней не вышивать. Уходила и вышивала одна как могла. Тогда мне было 15 лет. Потом у меня появилась сноха, она была очень доброй. У неё я и научилась вышивать. Обязательным было приготовление приданого. Полотенец вышивали побольше, так как они были нужны на свадьбах. Узоры были различные: растительность и геометрические. Я до сих пор люблю вышивать 
и вязать крючком. Научила вышивать своих дочерей.
Центром культурной и спортивной жизни села всегда была и до сих пор остается школа. Учителя активные участники всех профессиональных конкурсов, культурных и спортивных мероприятий села, района и области.
( Прил. 28).
Она всегда славилась не только хорошими учителями, но и спортивной работой. В 60-е годы особенно славилась лыжная команда, которую тренировал Рыжов Алексей Еремеевич. Его воспитанники не единожды становились победителями областных соревнований. (прил. 17 ) И эту славу школа не потеряла до сих пор. Более десяти последних лет наши ученики занимают первое место в районной спартакиаде школьников, а сельская команда уверенно лидирует в командном зачёте на районных олимпиадах «Королева спорта», часто обгоняя все городские команды.(Прил.18) 
История русского женского костюма Тульской губернии

Жители нашего села произрастают своими корнями из тульских и рязанских переселенцев, основавших наше село в 19 веке. В старину слово «красное» означало «красивое», следовательно, красная девица – красивая девица. А что делает девушек красивыми? – Природа! Но и одежда тоже.
Девушки тульской губернии носили скромные наряды, но и они привлекали внимание. Костюм включает рубаху, сарафан, головной убор, обувь.
САРАФАН сшит из фабричной набивной хлопчато-бумажной ткани. Это высокая юбка, закрепленная на плечевом поясе с помощью лямок. Декором служит вышивка, ленты, цветные полоски ситца, бахрома.
РУБАХА –длинная, льняная нательная одежда. Рукава, плечи, ворот не закрыты сарафаном, расшиты цветными нитками, украшены кружевами.
Завершает ансамбль нашего костюма головной убор. Это ПЕРЕВЯЗКА, оставляющая верх головы незакрытым. По своей форме напоминает полумесяц, изготовленный из картона, обшитый тканью и украшен бисером, кружевами и бахромой.
Ну и самая незамысловатая часть костюма – обувь. Это ЛАПТИ. Плетеная обувь, изготовленная из древесной коры, легкая и удобная.
Одежда сохраняет плавную текучесть линий, напоминает в движении лебедя или плывучую уточку. «Лебедушка», «Лебедь белая», «Пава», «Утушка», «А сама то величава, выступает будто пава»- вот эпитеты, которыми народ награждал русскую женщину в красивом наряде.(Прил. 26) 
Заключение

Традиции села живы. Работоспособности и терпению учат нас первые переселенцы, терпимости жители села, которые не допустили разгула репрессий в 30-е годы, добру и милосердию люди, обогревшие в войну беженцев, верности долгу и отваге – участники войн, трудолюбию и оптимизму – наши ветераны труда. Какие страницы истории напишут в будущем жители села трудно сказать, но, надеемся, наша работа позволит лучше сохранить связь поколений, привить любовь к родному краю и воспитать гражданскую ответственность за сохранение природы, культуры и традиций нашей малой родины.

 
Параметры публикации:
- Конкурсы, гранты Просмотров: 121
Печать

Заканчивается прием заявок на участие в юбилейном XV Всероссийском конкурсе на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым"

Аватарка 2019Конкурс проводится в форме индивидуального первенства на лучшую письменную работу по истории России среди граждан РФ в возрасте от 18 до 25 лет. Номинации: 
1. Военная история России; Допетровская эпоха; 
2. Переломные точки русской истории; 
3. Доходчиво и интересно о нашем прошлом; 
4. История моей малой родины Конкурсные работы вместе с заявками принимаются до 00 часов 00 минут 01 февраля 2019 года» по e-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  и/или по почте 105066 г. Москва, а/я 63 с пометкой «Русская история». 
По результатам заочного тура будут определены 12 победителей – участников очного тура конкурса, который пройдет в мае 2019 года в Москве (все участники очного тура получат денежные премии). Награждение: 
- Общий призовой фонд конкурса составляет более 250 000 рублей. 
- Победители и призеры конкурса получат денежные премии и призы от организаторов; 
- Все участники конкурса получат именной диплом; 
- Все допущенные работы будут опубликованы на сайте конкурса; 
- Лучшие работы будут опубликованы в научном издании «Русский исторический сборник»; 
- Авторы работ, допущенных к участию в конкурсе, имеют право получить рекомендательное письмо для поступления в ВУЗ или аспирантуру, а также для предоставления на кафедру учебного заведения. Спонсоры: 
ООО «Крупнопанельное домостроение», ООО «Союз маркшейдеров России» Информационные партнеры: 
Журнал «Русская история», Исторический интернет-портал «Московия» (www.moscowia.su), Интернет-портал «Русская история» (www.rus-ist.ru). Более подробная информация размещена на сайте конкурса: www.ist-konkurs.ru 
Телефон для справок: 8(499)261-22-11, e-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
Информационное сотрудничество:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Методические материалы

Положение

Заявка

Параметры публикации:
- Конкурсы, гранты Просмотров: 429
Печать