Разное Просмотров: 2419
Печать

Газета «Архангельск» за 1914 год на сайте библиотеки Н. А. Добролюбова

Материалы из газеты «Архангельскъ» 1914 года теперь доступны на сайте Архангельской областной научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова. Любой пользователь может узнать, когда в северном городе появились автомобили и трамваи, какими в начале прошлого века были увеселения и реклама, как откликалось городское издание на события в стране и за рубежом.

В фондах библиотеки хранится достаточно значительное число редких исторических документов – журналов, книг, газет, информативная составляющая которых довольно впечатляет. Благодаря применению современных мультимедийных технологий получить доступ к ним становится гораздо проще. Оцифровка и открытый доступ к документам – одна из тех первостепенных задач, которые стоят сегодня перед главной библиотекой Архангельской области.

По словам министра культуры области Льва Вострякова, приоритетами в работе ведомства, обозначенными в плане его деятельности, являются сохранение исторического и культурного наследия; расширение доступа жителей к информации и культурным ценностям. Примечательно, что в самое ближайшее время будет запущен в работу и масштабный интернет-портал «Библиотеки Архангельской области», который станет единой точкой доступа к электронным ресурсам и услугам региональных библиотек общей доступности.

Отметим, что комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие культурных учреждений, повышение качества предоставляемых ими услуг, реализуется в соответствии с указами Президента Российской Федерации; они получают помощь в рамках государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера».

Архангельское издание вековой давности публиковало достаточно разнообразные материалы. Практически в каждом номере газеты несколько полос было отведено стачкам в Санкт-Петербурге. Июльские забастовки 1914 года проходили в знак солидарности с бастующими работниками нефтяных промыслов в Баку. Такого количества протестов и стачек не было со времён первой русской революции 1905-1907 годов. Выступления рабочих прокатились по всей стране, а его отзвуки оставили след и в провинциальной печати. Архангельская газета не стала в этом плане исключением.

Газета «Архангельскъ» от 3 июля 1914 годаГазета «Архангельскъ» от 3 июля 1914 годаВ ряде номеров довольно подробно освещается официальный визит в Российскую империю президента Французской республики Раймона Пуанкарэ. Нашли отражение также и материалы о смотре императором Николаем II войск на маневрах в Красном Селе, тогда же монарху был представлен отряд аэропланов «Илья Муромец». Стоит отметить, что авиационная тематика в то время достаточно широко освещалась в печати. Авиационное дело переживало бурный период становления и развития. На страницах газет и журналов публиковались отчёты, фоторепортажи о соревнованиях и конкурсах, статьи о заслуженных конструкторах и пилотах.

На страницах газеты «Архангельск» опубликованы сенсационные сведения о Григории Распутине. В конце июня 1914 года в Сибири, в Тобольске произошло покушение на Распутина. Все желающие могут ознакомиться с бюллетенем о его состоянии здоровья, критическими отзывами о Распутине известных исторических деятелей того времени.

Двенадцатого июля 1914 года в газете «Архангельск» в первый раз появилось упоминание о покушении и убийстве наследника австро-венгерского трона, эрцгерцога Франца Фердинанда с супругой в Сараево, послужившем поводом для начала Первой мировой войны.

Из региональных новостей стоит выделить упоминания об открытии памятника императору Петру I, театральную афишу и заметки о памятных мероприятиях в честь десятилетней годовщины со дня смерти писателя Антона Чехова. Расписание движения пароходов и поездов, северные морские экспедиции, заморозки и лесные пожары, происшествия и частные объявления – городская и губернская жизнь во всем её разнообразии.

Выставки Просмотров: 2220
Печать

«“Храбрый наш казак Крючков…” Первая мировая война в образах и событиях»

Накануне юбилейной даты столетия начала Первой мировой войны 1914-1918 годов в Омске, в музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля начинает работу выставка «“Храбрый наш казак Крючков…” Первая мировая война в образах и событиях».

В экспозиции размещены ранее не показывавшиеся коллекции военных лубков и плакатов, созданных в самом начале войны. Отметим среди них композиции «Первый Герой» и «Храбрый наш казак Крючков», на которых запечатлен Козьма Крючков – легендарный донской казак, ставший, благодаря русской печати, символом непобедимости и доблести российской армии.

Плакат «Богатырское дело Козьмы». 1914 годПлакат «Богатырское дело Козьмы». 1914 годПлакат времён Первой мировой войны стал уникальным явлением отечественной культуры, соединившим в себе особенности классического, авангардного и народного искусства. Для плаката тексты чаще всего создавались на основе официальных сообщений журналов и газет. В такого рода информации указывались сведения о месте события, дате, а также о потерях неприятеля. Художники, литераторы, композиторы, артисты, окрылённые единым стремлением поддержать фронт, зачастую создавали творения искусства, исполненные мифологическими ассоциациями и патриотической символикой. К подобным образцам следует отнести эскиз «Замок» к полотну Н. К. Рериха 1914 года «Град обречённый». В экспозиционное пространство включена и акварельная работа Е. Е. Лансере «Саракамыш», написанная им в январе 1915 года по свежим впечатлениям от победоносной Саракамышской операции русских войск против турецкой армии. Примечательно, что Евгений Лансере был одним из многих живописцев, работавших военными корреспондентами на театре боевых действий.

Сатирический лубок. В. В. МаяковскийСатирический лубок. В. В. МаяковскийОсобенное место на выставочном проекте занимает подборка литографий художницы-авангардистки Н. С. Гончаровой «Мистические образы войны», созданная в 1914 году в Москве. Панорама этих работ содержит образы архистратига Михаила, великомученика Георгия Победоносца и князя Александра Невского. В годы войны они должны были подчеркивать исключительную роль нашей страны в борьбе добра со злом.

К числу редких экспонатов надо отнести серию рисунков небольшого формата, повествующую о боевом пути германского солдата Морица. Эта занимательная подборка, созданная в годы войны безвестным русским автором и похожая на комиксы, напоминает известный литературный шедевр «Похождение бравого солдата Швейка» чешского писателя Ярослава Гашека.

На выставке представлены также книги, открытки, фотоснимки жителей Омска – ветеранов Первой мировой войны и другие ценные экспонаты.

Плакат о подвиге лётчика П. Н. Нестерова. 1914 годПлакат о подвиге лётчика П. Н. Нестерова. 1914 годБлаготворительный плакат «День святого Георгия». Н. С. СамокишБлаготворительный плакат «День святого Георгия». Н. С. Самокиш

Выставки Просмотров: 2032
Печать

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Двадцать пятого июля 2014 года в выставочном зале Государственного мемориального и природного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» начинает работу выставка «Путешествие из Петербурга в Москву».

Образ и тема дороги занимали немаловажное место в творчестве многих российских литераторов. Так, одно из самых известных и лучших лирических творений Ивана Тургенева «В дороге» (более известное читателям по первым строкам, как «Утро туманное») было написано великим русским писателем в начале его творческого пути.

Более трёх столетий путь из северной столицы в первопрестольную – главная дорога нашей страны. Пожалуй, самым популярным литературным творением, посвящённым этому маршруту, стал роман писателя А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», вышедший в свет в 1790 году.

Дорога. А. П. Рябушкин. 1887 годДорога. А. П. Рябушкин. 1887 годВ музее-заповеднике за последнее время собрана уникальная подборка редких литографий, гравюр, живописных произведений декоративно-прикладного искусства, предметов крестьянского и дворянского быта, иллюстрирующая не только знаменитый труд Радищева, но и показывающая то, каким образом проходило дальнее путешествие в XIX столетии и что брали с собой в путь вояжёры. Виды Санкт-Петербурга, Москвы, Царского села, Пскова, Павловска и Твери, почтовые узлы и постоялые дворы, бытовые сцены из русской жизни отражены на литографиях и гравюрах, выполненных французскими, русскими, британскими мастерами XVIII – первой половины XIX столетий. Показанные в экспозиции образцы изданы в передовых мастерских своей эпохи – братьев К. и Г. Поля, издательствах Лемерсье и Д. Дациаро. Многие из представленных на выставке работ, к примеру «Русская почта» по оригиналу живописца А. И. Зауервейда или «Прогулка Екатерины II в саду царского села» М. Ф. Дамам-Демартре, работы художника К. П. Беггрова, выполненные по рисункам мастеров К. Ф. Сабата и А. О. Орловского, уже давно стали классикой европейской и русской литографии. Русские пейзажи отражены и на раритетах из фарфора, выпущенных заводами А. Попова, Ф. Батенина.

Большая дорога осенью. М. К. Клодт. 1863 годБольшая дорога осенью. М. К. Клодт. 1863 годМузей-заповедник представит из своих фондов и редкие издания произведений Ивана Тургенева, Василия Жуковского, Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Якова Полонского и Николая Некрасова. Гости выставки увидят несессеры, дорожные сундуки, колокольчики с Валдая и многие другие экспонаты, без чего невозможно представить поездку позапрошлого века.

Выставки Просмотров: 1858
Печать

Народный лубок из фондов Новгородского музея-заповедника

В здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника работает выставка «Русский лубок в собрании Новгородского музея-заповедника».

Лубок – особенный вид изобразительного искусства. Народная гравюра родилась в Европе в XV столетии почти в одно время с печатной традицией. Начиная с XVI века народная гравюра становится известной и на Руси. В XVII веке её именовали «потешными листами», в XVIII столетии – «московскими картинками», «печатными листами», «забавными историческими листами», «панками»; торговцы XIX века называли её «простовики» с делением на «конницу», «праздники» и «балагурник». В научный оборот термин «лубочные картинки» ввёл в 1820-е годы профессор Московского университета И. М. Снегирёв; издатель и крупнейший исследователь лубочных картинок Д. А. Ровинский переименовал их в 1881 году в «русские народные». В XIX веке возникло и существует до сих пор наименование «лубок», в XX столетии добавились словосочетания «народная гравюра» и «народный лубок».

Изобразительные и литературные сюжеты лубочная иллюстрация брала в фреске, иконописи, рукописных сборниках шуточных рассказов XVII-XVIII веков, рыцарском переводном романе, русских и итальянских песнях и сказках, в классике литературы, позже – в журнальных и газетных текстах.

В XVII столетии лубочная картинка украшала как избы сельских жителей, так и государевы хоромы, в XIX веке она становится достоянием только крестьянства и представителей городских низов. Для этих категорий населения лубок был и книгой, и песенником, и отчасти газетой.

Внимание к русской культуре и её обычаям, обращение эстетического сознания к прошлому, а также кризис стиля в отечественном искусстве 1980-х годов снова вызвали интерес к лубочной тематике, причём не только у мастеров изобразительного искусства.

Илья Муромец и Соловей-разбойник.[br]Лубок, вторая половина XIX века Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Лубок, вторая половина XIX века
Примечательно, что народные картинки из собрания Новгородского музея-заповедника довольно позднего времени. Эта подборка неполна, фрагментарна и случайна. Но и она даёт неплохую возможность ознакомиться с настоящими примерами этого уникального вида художественного искусства, оценить исключительное многообразие его тематики.

Термин «лубок» достаточно широк в смысловом отношении. Произведения прикладного характера, родственные народной гравюре по художественному языку, изобразительным принципам и выбравшие её образцом для подражания, приобрели особенности, которые не могут быть названы по-другому как «лубочные». Этим объяснено расширение экспозиции выставки за счёт удивительных резных шкафов городецкого умельца Г. Е. Токарева-Казарина начала XX столетия, скульптуры из фарфора частных российских предприятий XIX века и авторского фарфора конца XX века.

Новости Просмотров: 2336
Печать

Фестиваль ростовской финифти. Итоги

В музее-заповеднике «Ростовский кремль» завершился фестиваль, посвящённый промыслу ростовской финифти. Музей финифти экспонировал произведения знаменитых мастеров – ювелиров и художников. Была показана как сама финифть, так и эскизы, подготовительные зарисовки, фотографии, наглядно характеризующие исторические аспекты развития промысла. Посетителям представилась удивительная возможность лицезреть процесс создания миниатюры – от раннего эскиза к оформленному образцу из эмали.

Обширная праздничная программа началась с концерта колокольного звона, а следом в Красной палате открылась выставка «Юбилеи в ростовской финифти (2012-2014)», чествующая юбиляров этого замечательного российского народного промысла. На территории ростовского Абалацкая икона Божией Матери.  Ростов. Вторая половина XIX века. Эмаль, металлАбалацкая икона Божией Матери. Ростов. Вторая половина XIX века. Эмаль, металлкремля в этот же день была развёрнута выставка-ярмарка финифтяных изделий. Гости праздника приняли участие в мастер-классах, которые с блеском провели мастера-наставники из студии «Семицветик» и музейной арт-студии «Зелёная полоса».

Ростовская финифть – промысел по созданию художественной эмали. В Ростове Великом он существует с XVIII века. Этот город является до сих пор крупнейшим центром эмальерного ремесла в нашей стране. Первоначально финифть использовалась для украшения церковной обрядовой утвари и облачений духовенства. Сергиев Посад, Москва, Санкт-Петербург – те центры, где эмаль изготавливалась ещё до того, как промысел возник в Ростове. Там финифть появилась в середине XVIII столетия при митрополите Арсении (Мацеевиче).

Финифть изготовляли мастера-кустари, объединённые в артели. Примерно около середины прошлого века всё производство было сосредоточено на территории фабрики «Ростовская финифть», которая существует и сейчас. В советские годы выпускались эмалевые портреты, шкатулки, женские ювелирные украшения. В наши дни ростовские мастера-эмальеры, продолжая традиции советского времени, вновь обращаются к религиозной теме.

Предстоящие события Просмотров: 2249
Печать

«Русские чайники. Традиции отечественного чаепития»

За чайным столом. К. А. Коровин. 1888 годЗа чайным столом. К. А. Коровин. 1888 годЧетырнадцатого августа 2014 года в Великом Новгороде, в музейном цехе фарфора Десятинного монастыря, состоится культурная программа, приуроченная к православному празднику Медовый спас. Празднество «Русские чайники» на Медовый Спас – это интересная программа для всей семьи. Она знакомит с традициями российского чаепития, погружает в историю и традиции праздника, создаёт атмосферу уютного домашнего чаепития и даёт замечательную возможность познакомиться с историей новгородского фарфорового промысла.

На этом празднике посетителей ждёт увлекательный вечер. Вначале гости ознакомятся с историей Десятинной обители, которая является уникальным памятником русского зодчества XIV-XIX столетий. Примечательно, что на территории монастыря размещен Государственный музей художественной культуры Новгородской земли. Затем гости посетят занимательную экспозицию «Музейный цех фарфора». В этой экспозиции многовековая история новгородского фарфора тесно переплетена с технологиями; мультимедийные диковинки совмещены с незабываемыми авторскими инсталляциями. Характерно, что внутреннее убранство цеха выполнено в форме горна; интерьер даёт хорошую возможность перенестись в самобытную атмосферу заводских помещений.

Посетителей угостят чаем с мёдом в окружении живописных фарфоровых изделий и расскажут много интересных фактов о славных обычаях отечественного чаепития, истории Медового спаса – всеми любимого православного и народного праздника. Окончанием празднества «Русские чайники» станет редкая возможность оформить своими руками сувенир. Под наставлением художника гости разукрасят фарфоровые изделия и поставят клейма.