Фестиваль ростовской финифти. Итоги

В музее-заповеднике «Ростовский кремль» завершился фестиваль, посвящённый промыслу ростовской финифти. Музей финифти экспонировал произведения знаменитых мастеров – ювелиров и художников. Была показана как сама финифть, так и эскизы, подготовительные зарисовки, фотографии, наглядно характеризующие исторические аспекты развития промысла. Посетителям представилась удивительная возможность лицезреть процесс создания миниатюры – от раннего эскиза к оформленному образцу из эмали.

Обширная праздничная программа началась с концерта колокольного звона, а следом в Красной палате открылась выставка «Юбилеи в ростовской финифти (2012-2014)», чествующая юбиляров этого замечательного российского народного промысла. На территории ростовского Абалацкая икона Божией Матери.  Ростов. Вторая половина XIX века. Эмаль, металлАбалацкая икона Божией Матери. Ростов. Вторая половина XIX века. Эмаль, металлкремля в этот же день была развёрнута выставка-ярмарка финифтяных изделий. Гости праздника приняли участие в мастер-классах, которые с блеском провели мастера-наставники из студии «Семицветик» и музейной арт-студии «Зелёная полоса».

Ростовская финифть – промысел по созданию художественной эмали. В Ростове Великом он существует с XVIII века. Этот город является до сих пор крупнейшим центром эмальерного ремесла в нашей стране. Первоначально финифть использовалась для украшения церковной обрядовой утвари и облачений духовенства. Сергиев Посад, Москва, Санкт-Петербург – те центры, где эмаль изготавливалась ещё до того, как промысел возник в Ростове. Там финифть появилась в середине XVIII столетия при митрополите Арсении (Мацеевиче).

Финифть изготовляли мастера-кустари, объединённые в артели. Примерно около середины прошлого века всё производство было сосредоточено на территории фабрики «Ростовская финифть», которая существует и сейчас. В советские годы выпускались эмалевые портреты, шкатулки, женские ювелирные украшения. В наши дни ростовские мастера-эмальеры, продолжая традиции советского времени, вновь обращаются к религиозной теме.

«Русские чайники. Традиции отечественного чаепития»

За чайным столом. К. А. Коровин. 1888 годЗа чайным столом. К. А. Коровин. 1888 годЧетырнадцатого августа 2014 года в Великом Новгороде, в музейном цехе фарфора Десятинного монастыря, состоится культурная программа, приуроченная к православному празднику Медовый спас. Празднество «Русские чайники» на Медовый Спас – это интересная программа для всей семьи. Она знакомит с традициями российского чаепития, погружает в историю и традиции праздника, создаёт атмосферу уютного домашнего чаепития и даёт замечательную возможность познакомиться с историей новгородского фарфорового промысла.

На этом празднике посетителей ждёт увлекательный вечер. Вначале гости ознакомятся с историей Десятинной обители, которая является уникальным памятником русского зодчества XIV-XIX столетий. Примечательно, что на территории монастыря размещен Государственный музей художественной культуры Новгородской земли. Затем гости посетят занимательную экспозицию «Музейный цех фарфора». В этой экспозиции многовековая история новгородского фарфора тесно переплетена с технологиями; мультимедийные диковинки совмещены с незабываемыми авторскими инсталляциями. Характерно, что внутреннее убранство цеха выполнено в форме горна; интерьер даёт хорошую возможность перенестись в самобытную атмосферу заводских помещений.

Посетителей угостят чаем с мёдом в окружении живописных фарфоровых изделий и расскажут много интересных фактов о славных обычаях отечественного чаепития, истории Медового спаса – всеми любимого православного и народного праздника. Окончанием празднества «Русские чайники» станет редкая возможность оформить своими руками сувенир. Под наставлением художника гости разукрасят фарфоровые изделия и поставят клейма.

I Межрегиональный фестиваль «Книга в культурном пространстве региона»

Портрет М. Ю. Лермонтова. П. Е. Заболотский. 1837 год Портрет М. Ю. Лермонтова. П. Е. Заболотский. 1837 год Псковская областная научная библиотека 17 и 18 сентября этого года представит I межрегиональный форум «Книга в культурном пространстве региона». Тема форума – «Псковская осень». Из Петербурга в Псков. М. Ю. Лермонтов. Наследие». Он станет продолжением межрегионального фестиваля «Осень в Михайловском», который с успехом проходил более десяти лет в посёлке Пушкинские Горы Псковской области. Организаторами форума выступили: межрайонная централизованная библиотечная система имени М. Ю. Лермонтова (Санкт-Петербург), Псковская областная научная библиотека, Государственный комитет по культуре Псковской области.

В 2014 году фестиваль посвящён 200-летней годовщине со дня рождения великого российского поэта и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Фестивальная программа включает в себя разнообразные мероприятия: презентацию художественного выставочного проекта «Лермонтовский Петербург»; показ культурной программы МЦБС имени М. Ю. Лермонтова, касающейся жизни и творчества поэта; моноспектакль «Весело и больно…» по произведениям М. Ю. Лермонтова в исполнении актёра Михаила Морозова, представляющего Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова.

Выставка «Лермонтовский Петербург» расскажет о петербургском периоде жизни и творческом наследии великого русского поэта. В небольшом формате организаторы проекта попытаются передать наиболее яркие страницы жизни стихотворца в городе на Неве.

Жанр портрета из собрания Новгородского музея-заповедника

В филиале Новгородского музея-заповедника – Музее истории г. Боровичи и Боровичского края десятого июля 2014 года открылась выставка «Знакомство с коллекцией. Портрет в России XVIII – начала ХХ века. Из собрания Новгородского музея-заповедника». Художественный проект представляет наиболее интересную часть исторического портрета из фондов Новгородского музея-заповедника. Отметим, что большая часть произведений выставляется впервые после проведения комплексных исследовательских и реставрационных работ.

Открывают экспозицию парсуны. Этот портретный жанр стал одним из наиболее самобытных явлений в отечественном искусстве. Парсуны отчётливо выявляют основные переходные черты от жанра иконы к привычной нам станковой светской картине. В любой парсуне явственно показан интерес к личности изображаемого, внешность передана детально. Немалое значение в парсуне отводится созданию образа солидности. Этому содействуют крупный масштаб и видная горделивая поза человека, досконально передаётся орнамент костюма и соответствующая атрибутика.

Особенной представительностью образа и формы выделяются портреты российских царей и членов императорской семьи. Независимо от камерной или парадной формы этим полотнам присущи особенности «большого» стиля: величественность, безукоризненная композиция, приятный колорит и отличное воплощение фактуры.

 

«Эпоха великих воинов: Ермак и Кучум»

В рамках семидесятилетия Тюменской области и празднования дня города Тюмени музей-усадьба Колокольникова представляет выставку «Эпоха великих воинов: Ермак и Кучум». Атаман Ермак Тимофеевич и хан Сибирского ханства Кучум – ключевые фигуры сибирской истории конца ХVI века. Роль обоих персонажей в истории всегда представляла интерес для исследователей.

На выставке представлены доспехи, предметы обмундирования и оружие русского и татарского воинов: шлемы, кольчуга, бердыши, сабли, меч, наконечники копий, кистени, пушка с ядрами, лук. Несомненный интерес у посетителей вызовут бытовые предметы той давней эпохи, найденные в городской черте Тюмени и окрестностях города: ножи, топор, перстень, огниво. Очевидно, что у казаков были в наличии и деньги, поэтому будут выставлены монеты времени царствования Иоанна Грозного, бывшие в ходе в конце XVI столетия.

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX векаЕрмак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX векаПосетители увидят и атрибуты Православной веры: древнюю Библию и икону святителя Николая Чудотворца, поскольку именно этому образу молились атаман Ермак со своей дружиной. Противниками русских отрядов были идолопоклонники и мусульмане: в одной из витрин сотрудники музея разместили священную книгу ислама Коран и фигуру идола, которому молились манси и ханты, бывшие в войсках хана Кучума.

Экспозиция украшена графическими и живописными работами живописцев из Тюмени Л. Л. Коробейникова и А. В. Визеля, показывающими авторские представления о Кучуме и Ермаке; репродукциями рисунков из летописей: «Бой у Чувашского мыса», «Взятие Чимги-Туры» и «Последний бой Ермака в устье реки Вагай». Можно будет ознакомиться и с Кунгурской летописью, изданной в конце XIX столетия: в ней упоминается поход русского атамана и приводятся данные, полученные от его соратников.

Выставка рассчитана на самый широкий спектр посетителей. Она будет интересна как взрослым, так и детям.

Ермак. Неизвестный художник. XVIII векЕрмак. Неизвестный художник. XVIII векЗнамя Ермака с изображением льва и единорогаЗнамя Ермака с изображением льва и единорога

Казачество на Русском Севере

Новодвинская крепостьНоводвинская крепостьОдиннадцатого июля 2014 года в Архангельской области на территории Новодвинской крепости традиционно отмечается день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, ключевым событием которого станет открытие выставочного проекта «Казачество на Русском Севере».

Северные территории нашей страны никогда не считались регионом исторического расселения казачества. Тем не менее дошедшие до наших дней документы свидетельствуют об участии казаков в военных действиях, имевших место на севере России, о жизни представителей этого сословия в поморских селениях в XVI столетии.

Значительная подборка иллюстративного и текстового материала, представленного в экспозиции Архангельского краеведческого музея, рассказывает о казаках Вологодской, Архангельской и Олонецкой губерний, сосланных сюда в XVII-ХХ веках. Потомки вынужденных переселенцев и в наше время живут в Архангельской области.

Новодвинская крепость. Гравюра из книги художника-путешественника Корнелиуса де Брюйна «Путешествие через Московию».  Голландия, Амстердам. 1711 годНоводвинская крепость. Гравюра из книги художника-путешественника Корнелиуса де Брюйна «Путешествие через Московию». Голландия, Амстердам. 1711 годВ торжественных мероприятиях примут участие казачьи сообщества Архангельска. Посетителей Новодвинской крепости познакомят с первыми итогами реставрационно-ремонтных работ, а также проведут для них бесплатные экскурсии. Выставка будет проходить на территории форта до окончания туристического сезона, а затем её планируют использовать как передвижной проект по областным районам.

Оборонительные сооружения Новодвинской крепости.  Фотография Якоба Лейцингера. 1899 годОборонительные сооружения Новодвинской крепости. Фотография Якоба Лейцингера. 1899 годСледует отметить, что Новодвинская крепость является объектом культурного наследия федерального значения. Комплекс фортификационных сооружений находится с 2007 года на балансе Архангельского краеведческого музея. Именно с того времени музей проводит плановую, системную работу для восстановления исторического вида крепостных сооружений. Энергично идёт реставрация архитектурных объектов. Финансовая поддержка на эти цели направляется из средств государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера», а также из федеральной целевой программы «Культура России».

План Новодвинской крепости. Атлас крепостей Российской империиПлан Новодвинской крепости. Атлас крепостей Российской империи

 Фото: Министерство культуры Архангельской области