Открытие первой экспозиции федерального музея-заповедника «Владивостокская крепость»

2019-09-04 19-57-58Пятого сентября в 14:00 во Владивостоке состоится торжественное открытие первой экспозиции федерального музея-заповедника «Владивостокская крепость». Мероприятие пройдет в рамках в рамках Восточного экономического форума. В церемонии примут участие заместитель Министра культуры Российской Федерации Павел Степанов и директор Музея-заповедника Виктор Шалай. 

Новая экспозиция посвящена истории Владивостокской крепости и будет развернута в визит-центре музея-заповедника.

Место проведения: Визит-центр федерального музея-заповедника «Владивостокская крепость»

Адрес: Владивосток, ул. Петра Великого, 6

Аккредитация СМИ: Евгений Горохов, тел.: +7 914 697 56 58, e-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Параметры публикации:
- Предстоящие события Просмотров: 155
Печать

Диверсионно-разведывательная группа «Максим-66»: подвиг и память

konkurs-logoА.А. Влохов. Призер XIV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым"

История поселка Орловский Ростовской области неразрывно связана с подвигом диверсионно-разведывательной группы «Максим-66». Но мало кто знал о нем, пока в начале 60-х, находившемуся в командировке в Вашингтоне журналисту и писателю Овидию Александровичу Горчакову в одном из книжных магазинов не попалась на глаза специфическая литература. В основном это были воспоминания бывших немецких офицеров, в годы Второй мировой преданно служивших Третьему рейху.
Внимание писателя привлекла книга некоего Петера Ноймана с интригующим названием «Чёрный марш. Воспоминания офицера СС» . В ней офицер полка «Нордланд» дивизии «Викинг» повествует о своем «славном» пути, начиная со взросления в Германии тридцатых годов. Естественно, Восточный фронт произвел на него неизгладимое впечатление.
Особо Горчакова заинтересовал эпизод, в котором говорилось о том, как зимой 1942 года в Сальских степях на эшелон, перевозивший «Нордланд», напал партизанский отряд — под полотно железной дороги была заложена взрывчатка. Атаковавших поймали, оказалось, что тренированной солдатской элите около часа противостояла примерно дюжина человек. Их раздели догола, пытались истязаниями выбить сведения, но так ничего и не добившись, эсэсовцы сожгли одного из партизан из огнемета, других расстреляли .
Горчаков «проглотил» книгу за ночь и никак не мог прийти в себя. Автор повести «Вызываем огонь на себя», прототип майора Вихря из книг Юлиана Семенова, сам в прошлом был партизаном и сражался против бойцов «Викинга» в далеком 1943-м.
Прочитав книгу, он твердо решил сделать то единственное, чем мог бы помочь погибшим: — вернуть им имена. Писатель провел масштабную работу, в процессе которой сначала последовала публикация в журнале «Новый мир» (статья «Группа "Максим"» вышла в №8 за 1963 год), а затем в 1966 году появилась документально-художественная повесть «Максим... не выходит на связь». Подзаголовок звучал так: «повесть о невыдуманном подвиге». В ней автор вольно рассказывает о бое около полустанка Куберле, недалеко от одноименной реки и поселка городского типа Орловский Орловского района Ростовской области.
Горчаков делает вывод, что максимовцы около часа вели бой с превосходящими силами противника, задержка, связанная с необходимостью починки путей и паровоза составила около 4 часов. Время было выиграно, а между станцией Двойная и разъездом Куберле направляющаяся на Сталинград для поддержки сил генерала Гота дивизия попала под жесточайшие бомбардировки советской авиации .
Произведения как советского писателя, так и немецкого офицера изобилуют массой неточностей. Ключевой проблемой становится то, что Горчаков, не являясь профессиональным историком, цитирует документы без каких-либо ссылок на них, и как следствие, задачей данного исследования становится заполнение насколько это возможно существующих лакун в истории о подвиге отряда «Максим-66 и реактуализация данного подвига.

Поиски героев
Книга Горчакова делится на две части: изобилующий деталями рассказ о встрече отряда с немцами и история поисков группы. Наиболее информативной является именно вторая часть книги, в которой рассказывается, как восстанавливался ход трагических событий.
Вряд ли советский офицер стал бы умышленно лгать и искажать факты, если в его историю и вкралась ошибка, то она была неумышленной, вытекающей из мемуаров Ноймана.
Согласно словам Горчакова, первым делом он отправился в архивы. Когда мы говорим о партизанах, то часто представляем себе добровольцев, сражающихся за свою землю в лесах Беларуси, Смоленщины или Брянщины. Мало кому придёт в голову, что партизанская деятельность в условиях зимней степи в принципе возможна. Заснеженные овраги, или как их называют местные жители «балки», слабо приспособлены для схронов или относительно комфортных времянок. Тем не менее, существует несколько примеров успешной деятельности диверсионных групп в степной зоне, сохранились истории о партизанах Тамаре Хахлыновой и Юрии Клыкове.
Ориентируясь на текст Ноймана, Горчаков сузил критерии поиска: место (Сальские степи около полустанка Куберле) и время (Нойман говорит, что нападение было совершено в ночь со 2 на 3 декабря, задержка эшелона для устранения повреждений позволила ему похоронить своего друга, причем в качестве места захоронения он указывает село рядом с рекой Куберле ).
Сначала писатель предположил, что это могли быть члены местных партизанских отрядов «Степной орел» или «За Родину». Далее он допустил, что действовала именно диверсионно-разведывательная группа на подобие тех, которые засылались в тыл врага для нападения на железнодорожные и шоссейные магистрали . Примерная численность таких отрядов составляла 9-10 человек, их вооружение и одежда совпадала с описанием, данным Нойманом.
Горчаков говорит, что нашел в «папке одного из архивов» сведения о том, что в течение ноября 1942 года партизанский штаб Сталинградского фронта послал в тыл 73 партизанские группы общей численностью 360 человек . Писатель отмечает, что запросы в региональные архивы ничего не дали, те отсылали его в Москву, куда партизанские штабы пересылали свои документы. Он упоминает «архив на Советской площади» и сомнений не остается — это Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), в то время именовавшийся Центральным партийным архивом института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Здесь возникает некоторая путаница: в каком архиве изначально были найдены сведения? Ведь архив Центрального штаба партизанского движения хранится именно в РГАСПИ.
Писатель цитирует разведсводки, сведения о дивизии «Викинг», в качестве места дислокации штаба дивизии в донесении была указана «Пролетарская», станица рядом с полустанком Куберле . Там гитлеровцы расстреляли 150 человек под предлогом принадлежности к партизанам, что Овидий Александрович связывает с местью командующего подразделением за нападение на «Нордланд» . Стоит отнестись к этому утверждению с сомнением, поскольку ни подтвердить, ни опровергнуть это пока не представляется возможным.
31 декабря 1942 года ЦПШД предлагал «для улучшения управления и связи с отрядами разделить оккупированные зоны», и направить в сектор №8, куда попадали Орловский и Пролетарский районы, диверсионную группу для действий на ж/д участке Куберле — Пролетарская . 12 декабря генерал-майор Т.П. Кругликов доложил о переброске 47 групп . Из них вернулось 27.
Выяснилось, что в интересующий Горчакова район был в зоне ответственности астраханской спецшколы, которая подготовила 8 групп численностью 112 человек для засылки в Сталинградскую и Ростовскую области . Круг продолжал сужаться, разгадка была близка.
В документах он нашел упоминание о группе, которая действовала в районе Пролетарская — Орловская — Куберле примерно в этот период времени . Это была группа «Максим-66» под руководством Леонида Матвеевича Черняховского, который считается сыном расстрелянного в 1937 году комбрига Матвея Черняховского.
В ночь на 18 ноября 1942 года отряд из 15 бойцов был на машине переброшен через линию фронта . Горчаков говорит, что в конце месяца Черняховскому было приказано передислоцироваться в район Пролетарская — Куберле, а последние записи в деле гласят, что отряд вошел в тыл противника благополучно. Сведений о боевых действиях не поступало» .
Здесь автор данной работы, который поставил цель подтвердить документально написанное Горчаковым, дав ссылки на конкретные архивные дела, позволит вставить свои исследовательские «пять копеек». Пока что время работы в архиве было найдено лишь одно дело, касающееся непосредственно отряда «Максим-66». Это дело № 408, опись 1, фонда 69, который носит название «Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования (ЦШПД) (1942-1944)». Само же дело озаглавлено как «Учетное дело партизанского отряда № 66 под командованием Черняховского и план Калмыцкого ШПД по организации и засылке отряда на железнодорожный участок Пролетарская — Такмацкий (ж.д. Сальск — Сталинград) Ростовской области» и содержит 12 листов. Здесь стоит поправить данные, которые нам оставил писатель — астраханская спецшкола подготовила отряд, но подчинялся он не Южному, и не Сталинградскому партизанским штабам, а Калмыцкому. Пунктом базирования указывались хутора «Верхне-Зундов» и «Нижне-зундов» . Документ содержал список личного состава группы, фамилии (как и некоторые топонимы в деле) были записаны с ошибками. К пункту 3 «состав группы» было от руки дописано «№66 "Максим"». Вот имена тех, кто вступил в бой с нацистами, средний возраст бойцов – 17-18 лет:
1. Черняховский Леонид Матвеевич, 1914 г. р. — командир.
2. Быковский Василий Максимович, 1913 г.р. — комиссар
3. Солдатов Владимир Яковлевич, 1921 г.р. — зам. командира по разведке
4. Киселев Степан Михайлович, 1922 г.р. — подрывник, комсорг
5. Кулькин Николай Степанович, 1923 г.р. — снайпер-подрывник
6. Лунгор Николай Семенович, 1923 г.р. — снайпер-подрывник
7. Сидоров Иван Дмитриевич, 1925 г.р. — подрывник
8. Клепов Иван Дмитриевич, 1922 г.р. — подрывник
9. Владимиров Владимир Владимирович. 1925 г.р. — подрывник
10. Анастасиади Владимир Фемистоклович. 1925 г.р. — подрывник
11. Заикина Валентина Ивановна, 1923 г.р, медсестра
12. Хаврошин Николай Федорович, 1925 г.р. — подрывник
13. Шарыгина Нона Никифоровна, 1925 г.р. — подрывник
14. Васильев П.Н. 1920 г.р. — подрывник
15. Печенкина З.Ф. 1922 г.р. — радистка.
Вооружение группы состояло из 6 автоматов, 4 винтовок, 4 карабинов (в документе записано через «о» ), 2 револьверов, 42 ручных гранат, 65 противопехотных мин, всего свыше 4000 патронов, 1 бинокль, 3 компаса, 39 единиц толу , а также три «прибора "БРАМИТ"» (это был первый советский глушитель) . Пароли для явки («Иду к родным»), связи («Воронеж») и отзыв («Винт») совпадают с тем, что указываетв книге Горчаков. Это означает, что именно из этого архивного дела он взял часть информации .
В деле содержался план организации и засылки группы «на участок железной дороги Пролетарская — Такмацкий Ростовской области, в скобках было указано: «ж.д Сальск — Сталинград» . Руководством ставились довольно масштабные общие задачи: организация борьбы широких масс с врагом «путем создания новых партизанских отрядов, разрушении немецкого тыла, создавая для противника невыносимые условия, разрушать его коммуникации, не давая возможности подбрасывать к линии фронта живую силу, вооружение и боеприпасы», увозить в Германию награбленное; да и попросту физически уничтожать нацистских солдат .
Также указывалось, что связь отрядом поддерживалась с группой т. Беспалова связными, с представителями ЦШПД через рацию. Беспалов руководил группой 67, расположившейся на ж/д направлении Сальск — Ростов . В ее деле даже сохранились донесения командира, однако пока что никаких упоминаний о контактах с людьми Черняховского найти не удалось . Для успешного выполнения задач предписывалось осуществлять регулярные налеты на железнодорожные и грунтовые дороги, чтобы парализовать переброски живой силы и вооружений по направлению в Сталинград . Это все, что содержалось в деле №408.
В 1962 году писатель пишет письмо в Дом пионеров посёлка Орловский с вопросом, известно ли кому-либо о группе Максим-66. Завязалась переписка, параллельно Горчаков направил запросы в архивы, а кроме того кинул клич по всему Советскому Союзу в поисках родственников бойцов.

...Почти через 2,5 года с начала поисков, в октябре 1963 года Горчаков встретился с начальником астраханской спецшколы номер 5, в которой проходили подготовку максимовцы, Алексеем Михайловичем Доброседовым. У него сохранились списки групп и отрядов партизан, по которым и были установлены настоящие фамилии и имена диверсантов .
Доброседов рассказал как шла подготовка, подтвердил район действия группы как Пролетарская — Куберле, а также сообщил, что связь держалась до 1 декабря 1942 года, то есть 13 дней с момента отправки отряда . В Орловскую школу №1 бывший военный выслал список группы «Максим-66».
В тоже время Горчаков получил ответ от пионеров-туристов Дома пионеров посёлка Орловского. Весной 1965 года, готовясь к юбилею победы те, под руководством учителей Г.П. Сердюковой и Г.С. Татаренко решили провести поисковую работу с целью отыскать место захоронения партизан.
Дважды была изучена местность у трёх лесополос, из которых партизаны могли атаковать эшелон. Одна из них проходила перпендикулярно, а не параллельно, как было отмечено у Ноймана. Во время войны горело только две: у разъездов Куреный и Таврический. Под описание попадала полоса на 335-м километре у разъезда Куреный, сгоревший участок которой восстанавливал один из местных мелиораторов. Именно там и были найдены останки 12 человек, около могилы были разбросаны гильзы, что подтверждает существование боя. Позже двое местных жителей рассказали о том, как они предали земле останки убитых. Чуть поодаль было найдено захоронение ещё троих — двое мужчин и женщина, тела которых весной 1943 года обнаружил местный житель по фамилии Пащенко.
Местные жители сообщали и о бое, а главное — о горящей лесополосе. Нойман в своих записях вспоминал горящий лес. Одна из жительниц хутора Нижнезундова в 20 километрах от Орловского сообщила, что видела группу солдат, среди которых были и женщины, когда уже выпал снег. Это подтверждало движение отряда из Заветинского района.
1 октября 1967 года найденные останки были перезахоронены, а на деньги местной комсомольской организации был воздвигнут обелиск. Торжественную церемонию посетили родственники героев: жена и сын командира Черняховского, родители В.Ф. Анастасиади, а также мать и сестры В.И. Заикиной . На памятнике выбиты слова, без которых с тех пор не обходится ни один серьезный разговор о максимовцах: «Они шли на смерть, обрели бессмертие».
Деятельность школьного музея общеобразовательной школы №1 поселка Орловского представляет собой замечательный пример сохранения памяти о героях войны. Именем «Максим-66» названа одна из улиц поселка, сами юные диверсанты стали в один ряд со знаменитыми героями, самоотверженно пожертвовавшими своими жизнями ради того, чтобы остановить врага: молодогвардейцами, Зоей Космодемьянской.
Школьная коллекция собиралась в 1985 — 1987 годах педагогом Лидией Петровной Александровской. Основываясь на воспоминаниях учителей школы, местных жителей и ином материале и создавался музей. Особый раздел составляют сюжеты, связанные с освобождением поселка 14 января 1943 года, деятельности партизанского отряда «Степной орёл» и, конечно, группы «Максим-66».
Долгое время историко-просветительная деятельность поддерживалась сыном Л.П. Александровской Сергеем Владимировичем, ставшим хранителем музея. Под руководством местных краеведов ежегодно совершаются походы к обелиску. Артефакты, относящиеся к подвигу, фотографии, переписку с родственниками героев бережно хранит уже третье поколение. В соседней Донской СОШ также есть музей, в его фонде содержится гильза с запиской с места обнаружения павших.

Черные вихри степей, белые пятна истории
Вся художественная часть повести «Максим...», связанная с боевым путем советских солдат является по большей части своеобразной фантазией на тему, поскольку материала, на котором можно было бы построить повествование, было чрезвычайно мало — лишь некоторые сведения об убитых и сам факт боя. Нельзя точно вычленить, в каких эпизодах автор вкрапляет рассказанное им руководителем спецшколы Доброседовым, а в каких полагается только на свое воображение.
Кроме того, Горчаков, вероятно, использовал для наполнения истории собственный опыт разведчика — он проходил обучение в схожей спецшколе, только в Подмосковье. Возможно, в уста диверсантов и их командира он вкладывает и некоторые свои соображения. К примеру, в ночь перед боем, который Черняховский «предчувствует», командир произносит следующие слова: «помните: в ночном бою главное — это собрать в кулак всю энергию, волю и нервы. Немец боится ночи. Ночь — союзница партизана. Первое дело — внезапность, быстрота и натиск» .
Вот так автор описывает движение группы «Максим-66» в условиях снежной бури, шургана:
«...Как один человек, в едином порыве шли они вперед наперекор этой черной зимней грозе, они перестали существовать по отдельности, и имя им было — «Максим». Он был великаном, былинным богатырем этот «Максим», и было у него не пятнадцать человеческих сил, а гораздо больше ».
Речи партизан пропитаны гражданским пафосом, присущим военной литературе 50-60 годов, они цитируют Пушкина и Блока, вспоминают мирную жизнь до войны, произносят гневные тирады в отношении гитлеровских захватчиков. Автор допускает порой очевидные ошибки и анахронизмы, так в одном из эпизодов один из членов отряда вслепую разбирает и собирает ППШ, напевая «Темная ночь, только пули свистят по степи..», чего не могло быть в принципе, действие развивается в ноябре — декабре 1942 года, а фильм «Два бойца», в котором и прозвучали полюбившиеся советским гражданам строки появится только в 1943-м .
Вместе с тем, О.А. Горчаков дотошно описывает всё то, что связано с бытом и спецификой деятельности диверсантов.
Споры об аутентичности мемуаров немецкого офицера ведутся с момента их появления. Часто о «Черном марше» говорят именно как о «дневнике» эсэсовца, но дневником это можно назвать с большой натяжкой. В книге присутствуют искажения фактов, хронологические неточности, кроме того ощущается чересчур беллетризированный характер текста в целом.
Сама сцена боя с бесстрашными «иванами» занимает чуть больше нескольких страниц, и какие-то детали, которые могли бы помочь с реконструкции тех событий, представлены в весьма скудном объеме. Нойман называет лесополосу лесом, не указано ни число противников, ни какие-то отличительные черты, по которым можно бы было идентифицировать членов группы. Разве что немец говорит о двух крупных типично русских женщинах, что могло подходить под описание Вали Заикиной и Зои Печенкиной.
Если допустить, что мемуары эсэсовца фальсификация, то выходит, что обе книги и «Ноймана», и Горчакова — антифашистская пропаганда. В первом случае омерзение к нацистским прислужникам возникает вследствие натуралистического изображения зверств «от первого лица». Горчаков почти без изменений берёт сцену боя под Куберле, эпизоды становления Ноймана, добавляя эпизоды из разведшколы в Астрахани. Советский писатель возбуждает в читателе ненависть к захватчикам, вызывает сочувствие к юным диверсантам. Драматургически это сделано более выверено, чем топорный рассказ Ноймана. В повести «Максим...» история будто представлена читателю с двух точек зрения: с точки зрения зверей-нацистов и противостоящих им партизан.
Как уже упоминалось, Горчаков познакомился с книгой во время поездки в Вашингтон. На тот момент это было уже не первое издание, под заглавием «Чужие могилы (в оригинале «Other Men's Graves: Diary of an SS Man») опус вышел в английском издательстве, а самый первый вариант текста вышел во французском издательстве и имел название «SS!».
Высказывались мнения, что труд не автобиографичен или более того — является художественным произведением за авторством французского романиста Жоржа Бернажа . Правда автор публикации «Черный марш, черная легенда», который высказывает данную идею также ссылается на историка Б. Соколова, который утверждает, что «викинги» не подходили к Харькову , что опровергается с легкостью: стоит лишь посмотреть на боевой путь дивизии. Выходит, что Горчаков был знаком уже с английским переводом, с которого и списал значительную часть «немецкой» части «Максим не выходит...».
Надо заметить, что и по сей день «Черный марш» остается бестселлером, привлекающим внимание и российского читателя (о чем свидетельствуют регулярные переиздания от издательства «Центрполиграф»), и интересующихся военной историей на Западе. Отмечается ее литературная ценность. Ее в своих работах упоминают некоторые зарубежные исследователи истории войны и Третьего рейха.
Но есть одно существенное замечание: даже если предположить, что советский писатель и переводчик для поисков отряда опирался на фальсификацию, то почему останки двенадцати солдат в одной могиле и трех в другой были найдены именно по зацепке, содержавшейся в книге «немецкого офицера»?
Да и вряд ли в выдуманной истории фигурировала бы конкретная река Куберле, название которой порой не знают и местные жители. В других мемуарах нет указаний на крупные сражения в этой местности в декабре 1942 года — январе 1943 года. В «дневнике» Нойман пишет о том, что похоронил своего боевого товарища близ реки Куберле, а сам бой датируется 2-3 декабря .
Однако опять же изучение боевого пути дивизии позволяет сказать, что эта датировка неверна. Задача о прикрытии сил 4-й армии генерала Гота появилась только в 20-х числах декабря, когда была сдана осетинская трасса и «викинги» оставили Кавказ, выдвинувшись в сторону калмыцких степей .
Прибыв в Ремонтное, южнее Сталинграда, они убедились: ситуация сложилась таким образом, что подкрепление уже явно запоздало. Кавказский фронт оказался под угрозой, подразделения откатывались на запад в направлении Ростова и переправы через Дон. Напрасно 4-я танковая армия пыталась прорвать кольцо вокруг Сталинграда. Чтобы самим избежать окружения, она стала незамедлительно отступать назад к Ростову-на-Дону. Дивизия «Викинг» стала прикрывать отход сил Гота, при этом она терпела чудовищные потери.
Если держать в уме то, что тела были найдены зимой — весной 1943 года, а дивизия следовала через тот участок железной дороги в конце декабря ¬— начале января (запасов еды у отряда было на 18 дней, однако, возможно он перешел «на самообеспечение», добывая продовольствие в окрестностях), то необходимо сдвигать хронологические рамки боя.
Из вышесказанного следует, что для полноценного восстановления хода событий того грозового времени, необходима повторная сверка источников с привлечением материалов федеральных (РГАСПИ, РГАЛИ, возможно, ЦАМО и ЦА ФСБ) и региональных (Астраханский) архивов.
Ситуацию могли бы прояснить документы Овидия Горчакова, находящиеся в Российском Государственном Архиве Литературы и Искусства, однако в настоящий момент работа с ними невозможна, поскольку не истек предусмотренный для таких дел срок давности в 75 лет. В рабочих материалах писателя может содержаться переписка с родственниками максимовцев, ответы на запросы в архивы и иные наработки к книге.
В отдаленной перспективе возможна также работа с документами непосредственно дивизии «Викинг», и материалами американских, английского и французского издательств, выпускавших книгу Ноймана, чтобы прояснить вопрос с его личностью. Стоит провести и работу с имеющимися письменными источниками — свидетельствами немцев, в которых также могла бы содержаться ценная информация.
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо продолжить изучать деятельность партизанского движения на Юге России в целом и обстоятельства гибели группы «Максим-66», в данном эпизоде всё ещё есть множество вопросов, которые возникли по прошествии времени.
Подвиг группы служит наглядной иллюстрацией того, как деятельность малочисленных партизанских отрядов влияла на ход масштабных операций. Он требует актуализации в реалиях настоящего времени. Удивительно, но несмотря на стотысячные тиражи книги Горчакова, героизм максимовцев по сей день остаётся больше в локальном инфополе, местной историей, дорой сердцу каждого жителя Орловского района Стране, население которой претендует на гордое звание «народ» необходимо помнить своих героев.
С другой стороны, понятно, почему именно деятельность диверсионной группы не столь известна широкой публике — слишком много горестных, героических, страшных эпизодов содержит в своей истории Великая Отечественная.
Возможно, мы никогда не сможем узнать судьбу отряда «Максим-66» во всех подробностях, но мы не имеем морального права не пытаться. Ясно одно — всем нам ещё предстоит тяжелая работа по «возвращению имен» тех многих, кто погиб на полях сражений.

Список использованных источников и литературы:
1. Акунов В. Чёрный марш и чёрная легенда // Международная военно-историческая ассоциация : [сайт]. Дата обращения: 15.10.2018. Режим доступа: http://www.imha.ru/1144536674-chernyy-marsh-i-chernaya-legenda.html
2. Александровская Л.П. Истории строки. Очерки истории Орловского района Ростов-на-Дону, 2004
3. Александровский С.В. Мифы и правда о группе "Максим-66" // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24.
4. Батлер Р. SS-Wiking. История пятой дивизии СС «Викинг». 1941—1945. — М., 2006
5. Горчаков О.А. Группа «Максим» // Новый мир, №8, 1963.
6. Горчаков О.А. «Максим» не выходит на связь. Ростов н/Д: Кн. изд во, 1968.
7. Нойман П. Чёрный марш. Воспоминания офицера СС. 1938—1945. М.: Центрполиграф, 2012.
8. Пинчук М.Н.Советские партизаны. Мифы и реальность. , 2014.
9. Разведшкола № 005 / В.И. Пятницкий; История партизанского движения / И.Г. Старинов. — М., ООО "Издательство АСТ"; Минск, "Харвест", 2005. Разведшкола № 005 / В.И. Пятницкий; История партизанского движения / И.Г. Старинов. — М., ООО "Издательство АСТ"; Минск, "Харвест", 2005.
10. РГАСПИ (Фонд Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования (ЦШПД) (1942-1944)) Ф. 69. Оп. 1. Д. 408.
11. РГАСПИ (Фонд Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования (ЦШПД) (1942-1944)) Ф. 69. Оп. 1. Д. 409.
12. Татаренко Г. Они обрели бессмертие // Знамя победы №144 (6479) 2 декабря 1982 г.
13. Топчигречко В. Родственники «Максимовцев» — гости орловчан // Знамя победы. №147 (6794) 8 декабря 1984 г.
14. Черкасов В. По боевому пути группы «Максим-66» // Знамя победы №58 (4679) 15 мая 1971 г.
15. Обелиск партизанской группе Максим-66 // Знамя победы — 22 сентября 1972 г.
16. Хоффман Т. Дивизия СС «Викинг». — М., 2009.

Параметры публикации:
- Конкурсы, гранты Просмотров: 114
Печать

«Политический терроризм в России: истоки, последствия, методы противодействия»

2019-09-04 19-30-57Четвертого сентября в 15:00 в Воронежском областном краеведческом музее состоится встреча «Политический терроризм в России: истоки, последствия, методы противодействия». В программе мероприятия беседа об истории политического терроризма в России, о серии покушений радикальных социалистов на императора Александра II, о терроризме как методе оппозиционной деятельности и о противостоянии власти и общества в XIX – ХХ вв. Перед гостями выступят научные сотрудники Воронежского областного краеведческого музея и преподаватели Воронежского института МВД России.

В завершении вечера для гостей будет организована экскурсия по новой экспозиции музея «Воронежский край и Великие реформы Александра II».

Место проведения: Воронежский областной краеведческий музей

Адрес: г. Воронеж, ул. Плехановская, 29.

Параметры публикации:
- Предстоящие события Просмотров: 139
Печать

«Кровавые псы Берии» или надёжные защитники тыла?! Ярославское областное управление НКВД в годы Великой Отечественной войны

konkurs-logoП.И. Холодякова. Призер XIV Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым". 

 

ВВЕДЕНИЕ.


После того, как СССР распался, у многих историков, публицистов, журналистов возникло чувство, что пришёл долгожданный конец и цензуре, и многолетней и порой чрезвычайно острой идеологической борьбе, делившей страны и людей на «своих и врагов», как пел В.С. Высоцкий. Казалось, что наконец-то мир обрёл общую ценностную систему, которая основывалась на всеобщих либеральных ценностях, и новая Россия эти понятия освоила и сделала основополагающими, причём это мировосприятие было настолько всеобщим, что на приёме в 1991 г. глава российской службы безопасности

Подробнее: «Кровавые псы Берии» или надёжные защитники тыла?! Ярославское областное управление НКВД в годы...

Параметры публикации:
- Конкурсы, гранты Просмотров: 327
Печать

В день рождения Толстого выйдет альбом со звуками «Ясной Поляны»

2019-08-13 21-32-18Альбом с записями звуков музея-усадьбы «Ясная Поляна» и голоса Льва Толстого выйдет на стриминговых площадках в день рождения писателя — 9 сентября.

Музыканты и саунд-дизайнеры с помощью специального оборудования в течение недели фиксировали звуки яснополянской усадьбы: голоса птиц, шелест листвы, жужжание насекомых, бой часов XVIII века, скрип половиц, рояль, на котором играли писатель и его гости. В их распоряжении были также архивные записи. Для фиксации звуков использовались профессиональные микрофоны «Октава», созданные на одноименном тульском заводе Ростеха, который расположен в 15 км от Ясной Поляны.

«Мы хотим, чтобы слушатель будущего альбома воспринял как музыку те звуки „Ясной Поляны", которые мы не всегда замечаем. Итогом коллаборации станет музыкальное произведение, созданное из самого фона жизни писателя», — сказала заведующая отделом международных проектов музея-усадьбы «Ясная Поляна» Юлия Вронская.

Участниками арт-проекта «Ясная Октава» стали пять российских музыкантов и звуковых художников — музыкальный продюсер, звукорежиссер, создатель лейбла Asyncro и заметный представитель российской электронной клубной сцены Олег Буянов, звукорежиссер и электронный музыкант Иван Меркулов, композитор, пианист и сооснователь промогруппы Idle Conversation Дмитрий Устинов, электронный музыкант Карина Казарян, ведущая сольный проект KP Transmission, и эмбиент-музыкант Дмитрий Люшаков.

Реализация проекта стала возможной благодаря сотрудничеству музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», госкорпорации «Ростех», электроакустического завода «Октава» и интернет-платформы Syg.ma.

Параметры публикации:
- Предстоящие события Просмотров: 170
Печать

Куда ушли хазары: этническое и культурное наследие Хазарского каганата

konkurs-logoА.И. Шушлебин. Призер IV Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым"

Введение
На протяжении истории человечества происходили процессы образования и распада государств, этногенеза. Все они оказывали существенное влияние на последующие события и явления. Территория современной России в течение тысяч лет была полигоном серьёзных и многочисленных процессов этногенеза, возникновения и распада государств.
В раннем Средневековье на территории современной юго-западной России существовало достаточно крупное государство Хазарский каганат. В ходе истории этой державы его политические институты претерпевали серьёзные изменения. Ряд факторов в середине 10 века привёл к падению каганата. Хазарский этнос взаимодействовал с другими народами путём войн, торговли, путешествий и смешения.
Хазары были многочисленным и развитым по тем временам народом, активно взаимодействовали с соседями. Хазарский этногенез, эволюция и разрушение их политических структур не могли не оказать влияние на социальные, культурные, политические и исторические процессы в Восточной Европе. Исследование падения каганата и истории хазар после краха государства важно для изучения этих процессов.
Не менее важен факт культурного влияния Хазарского каганата на восточноевропейские народы. Объектами культурного наследия хазар явились материальная культура, некоторые традиции, поговорки, социальные практики.
В отечественной историографии хорошо описан процесс разгрома Хазарии князем Святославом. После 965 года этноним «хазары» пропадает из учебников по истории России (за исключением упоминания тмутароканских событий конца XI века), остаётся предметом исследования узкой группы специалистов. Однако к середине 10 века хазары были многочисленным народом, вряд ли небольшая дружина Святослава могла уничтожить такой этнос (Вокруг похода Святослава существует и ряд других загадок. Например, интересен факт бездействия большей части хазарской армии во время взятии Итиля русами). В летописях можно найти упоминания этнонима «хазары» в последующих столетиях. Следовательно, хазарский народ не исчез, его история продолжилась после походов Святослава.
Историю Хазарского каганата следует рассматривать как один из этапов истории России, последующий за эпохой Великого переселения народов (и Тюркского каганата) и предшествующий этапу Киевской Руси. Вокруг истории хазар существуют определённые стереотипы (например, убеждение о том, что все хазары были иудеями, тогда как иудаизм в 809 году приняла лишь верхушка). Эти стереотипы используются в пропагандистских целях, в информационной войне. Теория хазаро – иудейского заговора не имеет никакого отношения к исторической реальности. Одна из причин таких стереотипов: проблема низкого уровня исторической грамотности населения относительно данного периода. Для решения этой проблемы, популяризации наследия каганата автором данной работы был реализован проект «Окно в Хазарию» (с 29 сентября по 12 ноября 2018 года). В рамках проекта были организованы 3 лекции и одна экскурсия. (открытая лекция В. А. Сарапулкина по теме: "Исторический образ Хазарского каганата: критический анализ", лекция А. З. Винникова "Экскурсия в прошлое: Хазарский каганат глазами исследователя", лекция С. И. Владимирова «Северное пограничье Хазарского каганата», экскурсия в музей-заповедник «Дивногорье»).
Объектом исследования является история хазарского этноса и хазарской культуры после падения каганата.
Предметом исследования является этническое и культурное наследие хазар.
Цель исследования: доказать, что Хазарский каганат оказал значительное культурное влияние на последующие восточноевропейские народы и государства, определить этносы, которые могут являться этнокультурными наследниками хазар.
Задачи исследования:
1) Выявить факторы, приведшие к краху хазарского государства
2) Изучить историю хазар в постгосударственный период
3) Выявить народы, которые являются этно-культурными наследниками хазар.
В работе также анализируется процесс распада Хазарии, так как он оказал влияние на рассматриваемые явления. Исследование опирается на ряд различных исторических источников: арабские источники (ал-Истахри, Ибн-Хаукал, Мукадасси и др.), византийские источники («Об управлении империей» К. Багрянородного), Повесть временных лет. Также используются данные этнографии, антропологии и археологии. В исследовании используются компаративисткий и системный методы. Привлекаются данные антропологии, археологии, этнографии.
Крах хазарского государства
Государство Хазарский каганат было образовано в 650 г. в результате распада Западно-Тюркского Каганата – державы Ашины. На территории Приволжских степей, Северного Кавказа и Закавказья жили племена савиро-хазар. После падения Тюркского каганата хазары завоевали Великую Болгарию, расширив свою территорию. Войны с арабами конца 7 – начала 8 веков существенно ослабили каганат, однако Хазария оправилась от поражения 737 года, и в государстве начался экономический подъём. В этот период наблюдается расцвет ремёсел, строительство крепостей, там впервые на территории современной России начали чеканить монеты. В 809 году бек Обадия совершил переворот, ограничив власть кагана в пользу бека (который получил титул царя) и принял иудаизм. Иудаизация верхушки привела к гражданской войне начала 9 века и победе группировки Обадии.
В течение VIII в. территория Хазарии расширилась:, на западе в него вошло правобережье Северского Донца, на востоке –территория каганата могла продвинуться до р. Урал, на севере верховья Дона и Донца, средняя Волга. Хазарское влияние укрепилось в Крыму. Был построен на нижнем Дону город Саркел, возникла Салтово – Маяцкая археологическая культура. Волжские болгары, некоторые мордовско-мерянские (буртасы, черемисы) и славянские племена (северяне, радимичи, вятичи и на короткое время поляне) стали платить дань Хазарии (изначально это мог быть натуральный побор с населения, в дальнейшем система налогообложения усовершенствовалась). Столицей каганата стал город Итиль (существуют проблемы с его локализацией, однако большинство исследовалей считают, что город располагался на нижней Волге).
Материальная культура Хазарского каганата идентифицируется с салтово-маяцкой археологической культурой (данной точки зрения придерживались С. А. Плетнёва, М. И. Артамонов; скептически относился к ней Ляпушкин).
Хазарский каганат как государство исчез в середине 10 века. Поход князя Святослава в 965 году и набеги печенегов и гузов в 965 – 969 годах привели к разорению страны, разрушению городов и падению каганата. Однако причины краха Хазарии находились внутри самого каганата, а не в нападениях соседей. Неспособность хазарского государства к отражению внешней угрозы была симптомом кризиса системы. Гражданская война начала 9 века и войны с Арабским халифатом были более масштабными событиями, но хазарское государство сохранилось после этих потрясений.
Существует ряд версий относительно причин падения каганата.
Одна из наиболее популярных, но в тоже время, не единственная, это теория экономического кризиса Л.Н. Гумилёва. С точки зрения Гумилёва, торговые пути нарушились по причине появления государства Буидов. В 945 году Ахмет захватил Багдад. Буиды были дейлемитами и шиитами. Их политика была направлена как против Багдада, так и против Хазарии. Торговля Хазарии с Арабским халифатом от этих событий на некоторое время прекратилась.
Гумилёв указал на то, что в Китае в на рубеже X века произошла дестабилизация, из-за которой был нарушен шёлковый путь. Также по мнению Гумилёва, на торговую деятельность радонитов (купцов, связанных с Хазарией) оказала влияние война во Франции между герцогами Иль-де-Франс и последними Каролингами.
Учёный также обратил внимание на засуху в Хазарии в X веке, которая привела к упадку сельского хозяйства.
Ещё одной причиной краха каганата с точки зрения теории этногенеза Гумилёва стала потеря хазарами своей пассионарности. Следствием этого стало поражение от более пассионарных соседей.
Мы видим, что Л. Н. Гумилёв выделил ряд факторов кризиса: нарушение торговых путей, проходящих через Хазарию; засуха в Восточной Европе ; потеря хазарами пассионарности ( обскурация).
Теория экономического кризиса описывается в работе А. П. Толочко «Очерки начальной Руси», где указывается на серебряный кризис начала 10 века, который отрицательно сказался на Волжском торговом пути. Толочко отрицает завоевание Хазарии Святославом, считая единственной причиной краха каганата серебряный кризис, нарушение торговых путей.
Тема причин падения Хазарского каганата недостаточно изучена. Существуют версии, согласно которым фактором ослабления Хазарии стала иудаизация. Принятие верхушкой хазар иудаизма в 809 году ( фактически переворот) привело к появлению культурных противоречий между элитой и народом, гражданской войне начала 9 века, ухудшению отношений с соседями. Так М. И. Артамонов отмечал, что в ходе гражданской войны было разрушено Правобережное Цимлянское городище.
Также есть мнение об ослаблении хазар в ходе Хазаро – арабских войн конца 7 – начала 9 века. С этой точки зрения войны хазар с арабами были очень разорительными для обоих народов. Победа арабов в 737 году была Пирровой победой, распад халифата начался уже в 750 году после свержения Омейядов Мерваном ( знаменитым арабским полководцем, который в 737 году разгромил хазар).
Проанализировав вышеизложенные версии, можно выделить следующие причины краха Хазарского каганата: экономический кризис, спровоцированный войнами, засухой и нарушениями торговых путей; несовместимость религии верхушки ( иудаизма) с культурой хазар; потеря хазарами пассионарности, обскурация.
На основании анализа исторического процесса мы можем выдвинуть другие версии падения Хазарского каганата.
Могущество, стабильность и целостность государства базируется на определённых основаниях. Например, таким основанием может послужить религия. Князь Владимир прекрасно понимал эту функцию религии, когда в 988 году выбрал христианство. Военная сила служила основанием власти ряда государств, например монгольской империи. Основанием ряда моноэтнических систем была традиция. В Хазарии существовало множество конфессий. Военная сила хазар не была основным аргументом подчинения соседей. Каганат являлся полиэтническим государством, значит, традиция не могла служить основанием господства хазар. Исходя из веротерпимости хазар, существования внутри каганата различных конфессий, можно сделать вывод о религиозном плюрализме как главном основании их господства. В 10 веке элита Хазарии отказывается от плюрализма. Об этом свидетельствуют война с аланами, носящая антихристианский характер, гонения на мусульман в Итиле. Эти события привели к ликвидации вышеобозначенного основания и появлению центробежных сил.
Можно предположить, что причиной краха Хазарии стал внутриполитический сговор. В каганате в 10 веке произошёл экономический кризис. Подобные явления приводят к увеличению внешнеполитической активности и желанию части элиты или котрэлиты сменить власть в стране. Мы видим усиление внешнеполитической активности хазар: переговоры с Испанией, война на Кавказе с дейлемитами и др. Возможно, что внутри Хазарии возник заговор для смены власти. Заговорщики призвали князя Святослава для достижения своей цели. Это было частым явлением в 10 веке. Варягов использовали как наёмников в войнах и во внутриполитических интригах. Аргументом в пользу этой конспирологической версии также служит практическое отсутствие отпора со стороны хазарской армии. Итиль от Святослава защищали ополченцы. Однако данная версия на настоявший момент является только гипотезой, так как наука не располагает достаточным количеством источников о внутренней политике Хазарского каганата в X веке.
Также фактором падения Хазарии могло стать поражение в дипломатической игре. Хазары проводили активную внешнюю политику, использовали принцип «разделяй и властвуй», однако просчёты верхушки привели к дипломатической изоляции в середине 10 века.
Следует отметить, что каждая великая держава имеет 4 исторических этапа. Это подъём, движение по плату могущества, имперское перенапряжение и упадок. Данную схему описал П. Кеннеди в работе «Взлёты и падения великих держав». Подъём в Хазарии был после разгрома Великой Болгарии в 7 веке. Война с арабами ослабила хазар, но они оправились от кризиса и на 9 век приходится движение по плату могущества. В 10 веке началось имперское перенапряжение, а в середине 10 века страна пришла в упадок.
Уничтожение хазарского государства история хазар после падения каганата
Процесс падения Хазарского каганата начался с похода Святослава в 965 году. Эта военная кампания хорошо описана в Повести Временных лет, а также в работах историков. Повесть Временных лет не содержит указаний на уничтожение Хазарского государства в 965 г., а лишь свидетельствует о поражении хазар, разорении главных городов и потере земли вятичей. В 964 году Святослав совершил поход на вятичей, плативших дань хазарам. В следующем году он разгромил хазар на нижней Волге и разорил, судя по всему, прикаспийские области и район нижнего Дона. Больше о военных действиях против хазар не сообщается. Поход скорее напоминал грабительский набег, который мог ослабить страну или явиться толчком к распаду государства, находящегося в состоянии кризиса
О падении Хазарии пишут в основном восточные источники, однако их интерпретаций множество. Некоторые, используя преимущественно труд Ибн Хаукаля, пришли к выводу, что было два похода русов (965 и 969), и каганат пал в результате последнего. Другие полагают, что похода 969 года не было. Для обозначения возможных сценариев рассмотрим некоторые арабские источники.
Будет использован перевод источников с арабского языка, произведённый А.П. Новосельцевым в работе «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа». Ибн Хаукаль пишет:
Первый отрывок. "Булгар - маленький городок, и нет у него большого числа округов. Он был известен как пристань для этих государств, и опустошили его русы, а (затем) пошли на Хазаран, Самандар и Атиль (и случилось это) в 358 г. И отправились сразу после этого в страну ар-Руми и ал-Андалус, разделившись на две группы. Русы же - варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и славянами на реке Атиль".
Второй отрывок. "И ал-Хазар - сторона и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем многочисленные сады (...), но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма. Населяли этот город мусульмане, группы людей, исповедовающих веру, и идолопоклонники и они покинули его, но благодаря достоинствам их земли и хорошему их доходу не пройдет и трех лет и все станет как и было. В Самандаре были мечети, церкви и синагоги, и совершили они (русы) свой набег на всех, кто обитал на берегу реки Атиля из хазар, булгар, буртасов, и овладели ими, и искали люди Атиля убежище на острове Баб ал-Абваб, и укрепились они там, а некоторые на острове Сийах-кух, и оставались они там в страхе".
Третий отрывок. "Внутренние булгары - христиане и мусульмане, но в наше время народ русы не оставил (ничего) этого ни у булгар, ни у буртасов, ни у хазар, кроме разбросанной неполной (части страны, земли?), выслеживали (их) в ней, те же, кто (уцелели), надеялись остаться в соседних областях. Дошло до меня, что большинство из них вернулись в Атиль и Хазаран при могущественном Мухаммеде б. Ахмаде ал-Азди, владетеле ширван-шахе, который оказал им помощь мужами и людьми, и они надеялись, просили, чтобы (те) заключили с ними договор и они были бы покорны им (ширванцам) за благодеяния по отношению к ним".
Другие авторы:
Ал-Мукаддаси: "Слышал я, что ал-Ма'мун совершил на них поход из ал-Джурджании, овладел (Хазарией) и обратил ее в ислам. Затем я слышал, что войско из ар-Рума, которых (воинов) зовут ар-Рус, напало на них и овладело их страной".
Ибн Мискавейх: "И стало известно, что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: вы иудеи и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, исключая их царя".
Ибн ал-Асир: "И в этом (году) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам".
Проведя анализ арабских источников, можно проследить три этапа хазарской трагедии: поход Святослава, опустошение им главных городов Хазарии; набег гузов (половцев) и печенегов; обращение за помощью хазарами к Хорезму. Единственным отклонением в изложении этой цепи событий выступает отрывок Ал – Мукаддаси, где указывается на поход мусульман ал - Джурджании, предшествовавший кампании русов.
«В год, когда русы захватили Итиль и Самандар (969 г.), в Дагестане происходили события, в которых активную роль играл дейлёмитский правитель (Южного) Азербайджана Ибрагим б. Марзубан (960-983 гг.), сын Марзубана б. Мухаммеда, который воевал с русами в Закавказье в 945 г. (имеется в виду поход русов на Берда в 945 году, последовавший за войной Игоря с Византией). В 968/969 гг. Ибрагим занял Ширван и приказал эмиру Дербента Ахмаду прибыть к нему, т. е. подчиниться. Однако Ахмад отказался выполнить требование. Попытка Ибрагима продвинуться на север к Маскату не удалась из-за сопротивления жителей города. Эмир действовал в союзе с государством Серир, но затем Дербента перебил серирцев, что привело к войне между серирцами и мусульманами, закончившуюся страшным поражением мусульман у самого Дербента в 971 г.» Мы видим, что на южных границах Хазарии также была дестабилизация.
Большинство источников повествуют о набегах кочевников в X веке на Поволжье и установлении патроната Хорезма над хазарами. Эти политические акции были следствием ослабления Хазарии, которая не могла уже противостоять экспансии соседей. Поражения X века окончательно раскололи общество каганата, делегетимировали его власть. Государство распалось и перестало существовать. Проблема падения государства дискуссионна, о ней нет единого мнения в науке.
Упоминания хазар после 969 года в исторических источниках
Аргументом в пользу утверждения, что история хазарского этноса не закончилась после трагедии 965 – 969 года, являются упоминания этнонима хазар в письменных источниках последующих столетий. К сожалению, подобных упоминаний не много, однако их наличие свидетельствует о существовании хазар как народа в постгосударственный период.
Средневековые историки Иаков Миних и Мукадасси сообщают о войне князя Владимира с хазарами. По их свидетельствам князь покорил вятичей, затем начал войну с болгарами и хазарами. Данный эпизод описан в работе М. И. Артамонова «История хазар». Сопоставляя сообщения о войне Владимира с хазарами и об установлении протектората Хорезма на Волге можно сделать вывод о возможном распаде каганата после 969 года на западный и восточный.
Упоминания о хазарах можно встретить в Повести Временных лет: рассказ о пленении Олега Святославовича хазарами в 1079 году. Тмуторакань была присоединена русами после похода Владимира на хазар в 985 году. В 1079 году правивший в Тмутаракани Олег Святославич Черниговский был схвачен восставшими хазарами.
Арабские источники свидетельствуют о сохранении хазарского населения в XI веке на Кавказе. У Мюнаджим-Баши встречаем такое сообщение (1064): "В том же году и остатки хазар численностью в 3000 семей (домов) прибыли в город Кахтан из страны хазар, отстроили его и поселились в нем».
Д.В. Васильев считает, что наследником Итиля являлся город Саксин, населённый гузами, хазарами и булгарами. Васильев и Зивилинская идетифицирует Самосдельское городище в низовьях Волги с Итилем и с Саксиным. Также Васильев опирается на труд путешественника Ал-Гарнати, описавшего Саксин в XII веке (хазары названы одним из народов, населяющих Саксин).
Из упоминаний хазар в письменных источниках видно, что в XI веке хазарское население сохранилось на Дону, Таманском полуострове и на северо – западном побережье Каспийского моря.

Этнокультурное наследие хазар
Этносы – потомки хазар
Анализ арабских источников свидетельствует о том, что хазарский этнос сохранился после походов Святослава и войны с кочевниками. Упоминаний этнонима «хазары» в письменных источниках последующих столетий мало, однако в предыдущей главе были выявлены источники, упоминающие хазар. Следовательно, существование хазарского этноса после 969 года доказано. Трудность выявления этнических потомков хазарского народа также обусловлена расхождением в понимании хазар: хазары как этнос; хазары как суперэтнос, конгломерат народов; хазары как этносоциальная группа. Арабские источники по-разному трактует термин ал-хазар, одни пишут, что это государство, другие, что это есть вид людей. Возможно, что житель каганата, совершивший путешествие в Арабский халифат или в Византию, рассматривался там принадлежащим к хазарскому этносу, но внутри каганата народы имели свою идентичность, использовались этнонимы «хазары», «болгары» («оногундуры» и в-н-н-т-р в источниках), «аланы» и др.
Собственно хазары на протяжении большей части истории каганата жили в Дагестане (своей исторической родине) и, возможно, в нижнем Поволжье (имеются большие трудности с выявлением собственно хазарской археологической культуры). Климатические изменения, войны с арабами привели к миграции хазар на северо – запад в середине 8 века, где проживали аланы, славяне и болгары. О переселении хазар на Дон и в Северное Причерноморье свидетельствуют основание Саркела в начале 9 века, постройка Маяцкой крепости, Салтовского и Семикаракорского городищ. Этногенез и культурная диффузия хазар, алан, болгар и славян на Дону привела к появлению Салтово – Маяцкой культуры. Во время войн с болгарами в 7 веке хазары также поселились в Крыму и на Таманском полуострове.
К середине X века хазары жили на северо – западном побережье Каспийского моря, в междуречье Дона и Северского Донца, на Таманском полуострове и в Крыму. В науке традиционно идентифицируют этносы салтово-маяцкой культуры по погребениям: катакомбные с аланами, ямные с булгарами. Имеются трудности с идентификацией хазарских погребений. Большинство исследователей относят к хазарам подкурганные захоронения.
После падения каганата хазары достаточно быстро ассимилировались (именно поэтому последнее упоминание о них в летописях датируется XI веком) по двум причинам: хазары принадлежали к той расе, к которой относились и большинство их соседей); у хазар не было запретов на смешение с другими народами.
Трудность выявления этнических родственников хазар обусловлена небольшим количеством антропологических исследований, поэтому изучение данной проблемы возможно преимущественно путём исторических гипотез и исследования культурных особенностей.
В одном из антропологических исследований происхождения хазар (таковых проведено очень мало) использовался анализ ДНК, взятый из погребений этнических хазар (это условно) Салтово-Маяцкой культуры: «Кутейниковский II, курган 2 погребение 1 (раскопки 1994 года Новочеркасской археологической экспедиции) и Таловый II, курган 3, погребение 1. Раскопки 2004 года экспедиции Археологического научно-исследовательского бюро (АНИБ, Ростов-на-Дону)» . Схожие результаты анализа можно увидеть и у тюркских, кавказских народов, и у индоиранских народов.
Антропологические исследования В. В. Гинзбурга показали что в Салтово- Маяцкой культуре проживала смешанная монголоидо-европиоидная раса. Имеются типы хазар, болгар, алан, реже славян и половцев.
Результаты антропологических исследований содержатся в монографии Ляпушкина «Памятники Салтово-Маяцкой культуры», где названы 2 антропологических типа. Один соответствует земледельческому населению Восточной Европы, другой (Зливки и Правобережная крепость) кочевникам тюркского происхождения.
Данных антропологии недостаточно для определения этнических потомков хазар. Таковыми могут являться как кавказские и тюркские народы, так частично и русское и украинское население Восточной Европы. Однако это скорее гипотезы, чем научные истины.
В современном Афганистане проживает народ, называющий себя хазарами (хазарейцы), но происхождение их от хазар сомнительно, так как хазарейцы представляют собой остатки афганских моголов. Серьёзных исследований относительно преемственности между хазарами и хазарейцами не проводилось.
Существует ряд версий относительно этносов - потомков хазар.
Евграф Петрович Савельев предположил, что потомками хазар являются донские казаки. После падения Хазарии часть хазар, живших на Дону стали называться бродниками, а бродники явились предками казакам. Эта идея противоречит сообщениям арабских историков о принятии хазарами ислама. Однако проанализировав арабские источники и сообщения Повести временных лет, мы пришли к выводу о распаде каганата на западную и восточную части. Восточные хазары попали под протекторат Хорезма, а западные христианизировались и могли стать предками казаков.
Одной из наиболее правдоподобных версий относительно этнических потомков хазар можно назвать мнение, что хазары являются предками кумыков.
Некоторые топонимы кумыков могут восходить к хазарам. Кумыкский топоним «Гелбак» мог произойти от титула хазарского военоначальника.
До походов Тимура Тамерлана фиксируется такой этноним, как «казы-кумук («хазар кумыки») .
Другим возможным этническим наследником хазар стали аварцы. Аварцы ведут своё происхождение от раннесредневекового государства Серир, которое стало хазарской провинцией.
Известной версией потомков хазар является мнение об этнической преемственности между караимами и хазарами.
Мадьяры в течение долгого времени жили на территории Хазарии (или в прилегающих странах). Следовательно, есть вероятность того, что венгры являются косвенными потомками хазар.
Этнические смешения хазар с гузами ( предками турок) говорят о том, что турки могут быть косвенными потомками хазар.
Расселение хазар на Дону, образование Салтово – Маяцкой культуры, смешение со славянами свидетельствуют об этнической преемственности русских, украинцев с хазарами, ведь постоянный этнический контакт со славянами не мог не породить смешения. Аналогично смешение с аланами говорит о возможной родственности хазар с современными осетинами, ингушами и чеченцами.
Мы видим, что длительные этнические контакты путём войн, смешения, торговли и путешествий привели к тому, что многие народы Восточной Европы и Передней Азии родственны хазарам. В плане выявления этносов-наследников хазар следует согласиться с мнением Пиотровского о наследниках этноса урартов. В работе «Ванское царсчтво Урарту» Пиотровский доказывает, что невозможно и не нужно определять чистых потомков того или иного этноса. Урарты являлись одним из многочисленных этносов царства и, потеряв статус титульного народа, быстро ассимилировались. Важен не генофонд, а культурное наследие. Аналогичную ситуацию наблюдаем в отношении хазар. Хазары, будучи не изолированным этносом (как тасманы, айны или андаманцы, дошедшие до современности с неизменённым генофондом) и потеряв статус титульного народа, ассимилировались. Поэтому этническими потомками хазар могут быть большинство народов Евразии. Однако чистых потомков быть не может. По этой причине более важно культурное наследие хазар, их вклад в развитие цивилизации.
Культурное наследие хазар
Хазарское культурное наследие существует в форме духовной культуры, объектов материальной культуры и социальных практик.
Археологические раскопки свидетельствуют о самообеспеченной и самодостаточной культуре. В междуречье Дона и Северского Донца находился крупнейший центр выплавки железа. Была развита чёрная металлургия. Её продукция – орудия ремесла и сельского хозяйства. Археологи нашли полные наборы инструментов кузнечного и других ремёсел. Это молоты и молотки, наковальни, ножницы по металлу, щипцы, пробойники, напильники, пилы, тёсла. Вооружение: сабли (были основным оружием хазарской армии), наконечники копий и стрел. Найдены стремяна, удила, железные оковки сёдел, подпружные и иные пряжки сбруи.
Вооружение воинов Хазарского каганата было достаточно прогрессивным. В частности, активно использовались сабли. Летописец в ПВЛ, рассказывая о дани мечами, видел преимущества обоюдоострого оружия, однако история доказала обратное.
В военных кампаниях хазары часто использовали укрепления из повозок. Эта тактика перешла на Русь. Русы называли её «гуляй-город».
На территории современного Донбасса был цент по выплавки меди, которую добывали на Кавказе. Серебряная, бронзовая, медная гарнитура конской упряжи, воинских поясов, а также украшения были продукцией собственного производства.
На территории каганата было развитое пашенное земледелие. Найдены сошники, плужые ножи, косы, серпы, жернова. На среднем Дону была развита деревообработка. Найдены топоры, долота, ложкорезы.
С IX века каганате активно строились крепости. Ряд хазарских крепостей (Белая Вежа, Тмуторокань) в дальнейшем использовались русскими.
Хазары впервые на территории современной России начали чеканить монету. Технологии чеканки монет могли перейти от хазар к другим народам Восточно – Европейской равнины.
Существует дискуссия относительно контактов между Салтово-маяцкой культурой и славянами в сфере домостроительства. Н. М. Савицкий считает, что славяне повлияли на появление у хазаро-алано-болгарского населения наземных жилищ и полуземлянок, тогда как Г. Е. Афанасьев полагает, что салтовцы использовали аланские технологии домостроительства
Серьёзное влияние оказала Салтово-Маяцкая культура на развитие гончарства, производства керамики. Например, у донских славян существовала лепная, достаточно грубая керамика. Однако в IX веке на славянских городищах появляются горшки и кувшины другого типа. А. З. Винников и А. Н. Москаленко идентифицируют их с салтовскими. Использование славянами салтовской посуды и гончарных технологий отмечал также Ляпушкин.
Состав скота у представителей Салтово-маяцкой культуры и у донских славян был схож (преобладание крупного рогатого скота). С территории Хазарского каганата к славянам попали такие экзотические для Восточной Европы животные, как верблюд (кости найдены в Титчихе на Боршевском городище).
Интересно то, что к 8 веку хазары активно добывали полезные ископаемые. У Константина Багрянородного («Об управлении империей», глава 53; X в.) в списке нефтяных источников Таматарха стоит 1-й: «Должно знать, что вне крепо-сти Таматарха имеются многочисленные источники, дающие нефть» – нефть использовалась в Византии для изготовления греческого огня и в окрестностях Керчи и на Тамани имеются многочисленные находки остатков византийских амфор со смолистыми.
Распространена версия о том, что через Хазарию на Русь попали шахматы.
Хазарское наследие сохранилось в поговорках и пословицах на Кавказе. «О богатстве хазарского царя до сих пор говорят пословицы кумыков: "Ушли хазары (потерпели поражение) – ушла (иссякла) казна Кумыкии"; "что у меня хазарская казна есть что ли? "»
Показателен и факт существования в кумыкском фольклоре целого жанра «къазакъ йыров», время зарождения которых специалисты относят к времени существования на Северном Кавказе Хазарского каганата, а также к предхазарскому периоду (хазаро-савирского сюза племён). Подобный жанр есть и у ногайцев, история которых тоже связана с историей Хазарии.
А. М. Аджиев пишет: «хазарских элементов особенно много сохранилось у южных кумыков, что обусловлено не только характерной вообще для микрорегиона консервацией фольклорно-этнографической архаики, но, по-видимому, и более значительной ролью древних тюркских племен в этногенетической истории южных кумыков. Так, в плаче героини из предания «Окаменевшая Аймеседу» упоминается Цемендер, где покупали парчу, — это, несомненно, Семендер, столица Хазарии, располагавшаяся в районе нынешней Махачкалы, и которая, кстати, была известна, в частности, как центр производства различных изысканных тканей, торговли ими».
И ещё один обычай, который может восходить корнями к Хазарии: сейчас плохой приметой считается дарить ножи. Нож можно только поменять на монету, деньги. Хазары никогда не брали дань мечами, кинжалами и вообще оружием. Они его только покупали. (это мы знаем из сообщения ПВЛ о полянской дани)
Известны русские сказки, где действующим лицом является Казарин, с которым борются русские богатыри. Встречаются предположения, что Кошерище (Кощей), похищающий царевну, – это название Хазарина (Кагана), которого боялись, ибо в некоторых источниках встречаются упоминания, что хазары часть дани со славян брали девушками.
Хазары – первое государство на территории России, которое официально приняло политеистическую религию.
Интересны политические традиции и социальные практики. В Хазарии существовали типичные для тюркской политической системы черты: институт соправительства (каган и бек) и, возмождно, разделение страны на крылья (Признак описан в работе Трепавлова «Государственный строй Монгольской империи». Восточное крыло населено преимущественно кочевниками, западное земледельцами. Восточное крыло главенствует над западным. Можно предположить, что восточным крылом каганата было Поволжье, западным междуречье Дорна и Северского Донца). Данные признаки мы наблюдаем в дальнейшем в Монгольской империи. Институт соправительства смуществовал в Киевской Руси (возможно, Олег и Игорь; Ольга и Святослав; Ярослав и Мстислав Владимировичи; триумвираты и дуумвираты Ярославичей) и в Московском государстве. (великий князь и его старший сын).
Можно предположить, что в Хазарском каганате была развита по меркам раннего Средневековья бюрократия. Существовали таможни, взимавшие десятины с купцов. В городах были наместники тудуны (возможно, древнерусское «тиун» происходит от хазарского «тудун»)
В Хазарии использовались практики типичные для раннесредневековых государств: религиозный суд (коллегия из семи судей разных религий) и ордалии. Вероятно, это были заимствования из других обществ, которые в дальнейшем транслировались из Хазарии по всей Восточной Европе.
Можно предположить, что практика полюдья была заимствована Русью из Хазарии. В каганате существовало раннее кормление: царь Иосиф в своём письме арабскому сановнику писал об объезде своей территории в тёплом времени года.
Существует версия, что некоторые слова закрепили в исторической памяти народов хазарскую систему налогообложения. Так на Кавказе применительно к налогам в ряде языков употребляется слово «челек», идентичное летописному «шелягу», которое могло произойти от еврейского «шекел».
В Хазарии существовало неравенство, социальная дифференциация. Это мы видим как в письменных источниках (например, Истахри делил хазар на сословия: чёрных и белых ), так и по салтовским погребениям. Даннические отношения с народами Восточной Европы стимулировали становление у последних классового общества, давали толчок к появлению у славян государства.
Также можно отметить геополитическую роль Хазарии. Главная заслуга хазар в этой сфере заключается в остановке арабской экспансии. Мобилизационные ресурсы халифата были огромны: его воины в VIII веке сражались на Волге, в Центральной Азии (Талас) с Китаем, В Пуатье с французами. Каганат явился щитом от исламской экспансии для восточноевропейских народов. Хазария также играла роль буфера между кочевым миром Азии и осёдлыми земледельцами Европы. В эпоху стабильности каганат контролировал «зелёный коридор»: кочевники не могли грабить жителей Восточной Европы. Это отмечал Артамонов в статье «Первые страницы русской истории в археологическом освещении», считая стабильность, установленную хазарами, предпосылкой славянской колонизации. При ослаблении каганата в ходе гражданской войн начала 9 века на территории Восточной Европы появились печенеги и мадьяры. Уничтожение Хазарии как буфера очень быстро почувствовал Святослав, когда ему пришлось возвращаться в Киев из Болгарии для войны с печенегами. Интересна роль Хазарии в обретении родины венгров. Мадьяры были призваны хазарами во время гражданской войны. Они получали земли (Лебедия у Багрянородного). Хазары назначили Арпада первым венгерским королём. Важную роль каганат сыграли важную роль в формировании торговых путей. Они контролировали волжский путь. А. Толочко, рассматривая происхождение Руси из торговой фактории, отмечал важность этого взаимодействия.
Заключение
Процесс упадка и гибели Хазарии остаётся достаточно туманным. Однако изучение этих событий имеет значимость для исследования постгосударственного периода истории народа. Существуют различные точки зрения на причину краха Хазарии: теория экономического кризиса, несовместимость иудаизации элиты с единством государства, ослабление в ходе войн. Можно выдвинуть и другие предположения: утрата правящей верхушкой легитимности в результате неграмотной внешней и внутренней политики и неповиновение (возможно, и заговор) элиты и войска, который позволил Святославу нанести болезненный удар по стране. Наиболее вероятной представляется версия о закономерном процессе упадка государства: нарастали внутренние и внешние противоречие, на которые система не реагировала вовремя и адекватно.
Упоминания этнонима «хазары» после 969 года свидетельствует о том, что население каганата сохранилось. Хазары как этнос могли остаться на Дону, на Таманском полуострове, на нижней Волге и в Дагестане. Лишённые собственного государства, они быстро ассимилировались, поэтому искать их этническое наследие бесполезно и не нужно. Больший интерес представляет культурное наследие. Оно существует в виде объектов материальной и духовной культур, а также политической традиции и социальных практик. Материальная культура Салтово-Маяцкой культуры была достаточно развитой сравнительно с культурами соседних народов. Она граничила с миром славян, с которым происходил интенсивный культурный обмен. В духовной культуре хазарское наследие сохранилось в виде пословиц, поговорок, традиций. Интерес представляют политическая традиция и социальные практики. К хазарскому наследию в этой сфере могут относиться: институт соправительства, бюрократический аппарат раннесредневекового государства, раннее кормление, налоговая система. Стоит отметить и геополитескую роль Хазарии: остановка арабской экспансии, роль буфера в степном коридоре Евразии.
В заключение хочется сказать, что факт существования культурного наследия свидетельствует о преемственности эпох. История Хазарского каганата (как и история Скифии, Тюркского каганата, Древней Руси) является одним из этапов истории России.
Список использованных источников и литературы:
Источники:
Ал-Истахри «Книга путей государств» // Калинина Т. М., Флёров В. С., Петрухин В. Я. Хазария в кросскультурном пространстве: историческая география, крепостная архитектура, выбор веры / Т. М. Калинина, В. С. Флёров, В. Я. Петрухин. – М.: Рукописные памятники древней Руси, 2014. – 208 с.
Ал-Мукаддаси «Лучшее разделение для познания климатов» // Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / И. П. Новосельцев. М.: Наука, 1990. – 264 с.
Ибн Хаукаль «Книга путей и стран» // Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / И. П. Новосельцев. М.: Наука, 1990. – 264 с.
Ибн Мискавейх «Книга испытаний народов» // Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / И. П. Новосельцев. М.: Наука, 1990. – 264 с.
Константин Багрянородный «Об управлении империей» // режим доступа: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Konstantin_bagrianorodni.pdf
Нестор Повесть временных лет / Нестор // Режим доступа: http://librebook.me/povest_vremennyh_let/vol1/2
Письмо царя Иосифа Хасдаю ибн Шапруту (в переводе Коковцева) // режим доступа: http://сувары.рф/ru/content/kokovcev-p-k-evreysko-hazarskaya-perepiska-v-x-veke
Литература:
Аджиев М.А. Древнетюрские элементы в кумыкском фольклоре // Дагестан в эпоху Великого переселения народов (этногенетические исследования). — Махачкала, 1998. — С. 154—158
Артамонов М. И. История хазар / М. И. Артамонов Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. – 521 с.
Артамонов М. И. Первые страницы русской истории в археологическом освещении // Советская археология,1990, № 3, С. 271-290.
Васильев Д. В. Город и область Саксин в свете новых данных археологии / Д. В. Васильев // Поволжская археология. – 2015. – № 2 (12). – С. 189–267. Винников, А. З. По дорогам минувших столетий : археологи о древней истории Воронежского края / А. З. Винников, А. Т. Синюк ; авт. предисл.: А. Д. Пряхин. - Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1990. - 318 с.
Винников А. З. Загоровский В. П. Шахматная фигурка с Маяцкого городища / А. З. Винников, В. П. Загороский // Археология Восточно-европейской лесостепи. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1980, С. 159 -161
Гинзбург В. В. Антропологические данные по этногенезу хазар. Советская этнография, 1946, №2, стр. 81-86
Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь /Л. Н. Гумилёв М.: Изд. «Астрель», 2012. - 770 с.
Казиханова А. А. Этапы расселения тюркоязычных народов на территории Приморского Дагестана в раннесредневековую эпоху : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Махачкала, 2000. - 32 с.
Калинина Т. М., Флёров В. С., Петрухин В. Я. Хазария в кросскультурном пространстве: историческая география, крепостная архитектура, выбор веры / Т. М. Калинина, В. С. Флёров, В. Я. Петрухин. – М.: Рукописные памятники древней Руси, 2014. – 208 с.
Клёсов А., Татьяна Ф. / А. Клёсов, Т. Фадеева. Вестник Академии ДНК-генеалогии, 2016, декабрь, том 9, №6, стр. 913-922.
Кеннеди П. Влёты и падения великих держав / Пол Кеннеди. Изд. Гонзо, 2018. - 848 с.
Ляпушкин И. И. Памятники салтово-маяцкой культуры / И. И. Ляпушкин // Труды Волго-донской археологической экспедиции. Материалы и исследования по археологии СССР. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958 С. 85-151
Москаленко А. Н. Городище Титчиха / А. Н. Москаленко Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1965, 311 с.
Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа / И. П. Новосельцев. М.: Наука, 1990. – 264 с.
Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту) / Б. Б. Пиотровский. М.: Изд. Восточной литературы. – 284 с.
Савицкий Н. М. Домостроительство населения лесостепного варианта Салтово-Маяцкой культуры и домостроительство восточных славян (к проблеме контактов и взаимовлияний) / Н. М. Савицкий // Дивногорский сборник: труды музея заповедника «Дивногорье», 2016. С. 255-269
Толочко А. П. Очерки начальной Руси / А. П. Толочко. Киев; Санкт-Петербург: Лаирус, 2015. – 336 с.
Трепавлов В. В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: Проблема исторической преемственности. / В. В. Трепавлов // М.: «Восточная литература», 1993. 168 с.
Шихалиев Д. М. Рассказ кумыка о кумыках // Д. М. Шихалиев Тифлис: газеты "Кавказ", 1848, №№ 37-44 Режим доступа: http://kumukia.ru/article-1503&page=1
Щавелев С. П. Новые соображения о славянской дани / С. П. Щавелев //Дивногорский сборник: труды музея заповедника «Дивногорье», 2016. С. 159-173

Параметры публикации:
- Новости Просмотров: 240
Печать