Защитники Дербента

Виктор Тороп

В 1032 году на помощь Дербенту в войне с лежащим  к югу от него  Ширваном пришло многонациональное союзное войско. Ширваном с 861 года правила династия выходцев из арабского племени Бану Шайбан.  Энергичный ширваншах Минучихр под влиянием окружавшей его ираноязычной знати  объявил себя потомком Сасанидов, правивших некогда  Ираном, и повёл завоевательные войны за восстановление державы своих новых предков. Он разгромил войско северных соседей, но взять защищённый мощными стенами Дербент не сумел. Дербентский эмир Мансур, убедившись, что не может справиться с этой арабо-иранской агрессией, обратился  за помощью к правителю Сарира, на  дочери которого был женат.

Сарир занимал западную часть современного Дагестана и прилегающие земли, его столица была в районе современного аула Хунзах. Населяли его  христиане, а  правитель носил имя Бухт-Йиш, что переводится как Спас-Иисус, его дочь носила библейское имя Сара (Сарийе). Дербент был заселён арабскими завоевателями, но большая часть окрестных горцев оставалась  христианами, что обусловило тесные отношения Мансура со Спас-Иисусом. Дербент до арабского нашествия был крупным центром христианства на Кавказе, и в нём долгое время находилась резиденция патриарха Кавказской Албании. В середине VI века она была перенесена в Партав (современная Барда). Только после водворения в крепости арабского гарнизона горцы подверглись постепенной исламизации.

Спас-Иисус взялся помочь притесняемому зятю и привлёк к союзу против его врагов царя соседней христианской Алании, занимавшей центральную часть Северного Кавказа, и черниговского князя Мстислава, владевшего Тмутараканским княжеством. Таким образом, в боевое братство вошла Киевская Русь и государства всего Северного Кавказа.

Русью  в это время правили братья-соправители Ярослав Мудрый и Мстислав, сыновья Владимира Святого. Мстислав отправил в поход черниговский отряд и правившего Тмутараканью своего сына Евстафия, Ярослав – новгородский отряд. Аланы были предками осетин. На территории Сарира помимо предков дагестанцев обитали предки чеченцев и ингушей, тюркоязычные кумыки. В Тмутараканском княжестве наряду со славянами жили тюркоязычные хазары и чёрные булгары (предки карачаевцев и балкарцев), касоги (предки адыгов и кабардинцев) и иные кавказские народы. 

В Новгородском княжестве в это время скопилось большое количество скандинавов из  числа приверженцев норвежского короля Олава Святого, которые после неудачной попытки вернуть его на престол, бежали на Русь. Среди них были норвежцы, шведы и исландцы. На помощь Дербенту устремились удальцы самых разных стран от далёкой Исландии до близких соседей.

В июне 1032 года в Дербент прибыл на ладьях через Волгу и Каспий новгородско-варяжский отряд, остальные отряды добрались по суше. Обидчики дербентцев были разгромлены, их столица Язидия (современная Шемаха) –  захвачена. Минучихр бежал в Баку, оттуда ушёл на кораблях по Каспию на юг и поднялся вверх по течению Куры и Аракса, где был настигнут русским флотом, вновь разбит и бежал в соседние страны.

Ширван подвергся разграблению, а приходом иноземного войска воспользовался правитель более южного Аррана Муса ибн-Фадл, чьей столицей была Гянджа. Он  натравил русов на поднявшего мятеж своего брата Аскария, жившего в  Байлакане. Город был захвачен, мятежник погиб.

Вскоре русские отряды спешно покинули Закавказье, потому что Ярослав и Мстислав вмешались в польскую смуту. Они отозвали войска  и в  конце лета вторглись в Польшу, где возвели на престол Бесприма Болеславича. В польском походе русы заняли Краков, который вскоре был обменян на захваченные ранее поляками западнорусские Червенские города.

В хрониках Дербента и Ширвана события подправлялись, чтобы преуменьшить победы северян, которых на обратном пути якобы удалось разгромить и почти полностью истребить. Но имеется более достоверный параллельный рассказ, размещённый под 1030 годом, по которому русы после победоносной войны в Закавказье без помех ушли домой. Успешность нападения  подтверждают русские и скандинавские известия.

Дальний поход от Новгорода до Закавказья прославил его участников. Предводителем новгородского отряда был знатный шведский эмигрант Эйлив Регнвальдсон, князь Ладоги. В летописях он именуется Улебом,  в новгородских былинах Глебом Володьевичем.

Глеб уплыл в далёкое Арабское море, в котором узнаётся Каспий, и захватил крупный город Корсунь, то есть крымский Херсонес. Под влиянием более позднего похода в Крым, в котором новгородцы с Эйливом участвовали,  незнакомая на Руси Языдия была  переиначенной в хорошо известный Херсонес.  Судя по сведениям былины, новгородцы с богатой добычей благополучно вернулись домой.

В южнорусских сказаниях Эйлив был известен под другим созвучным именем Илья. В ранних былинах его звали Ильёй Мурманом, то есть норвежцем-скандинавом. По  мере «обрусения» богатыря, он превратился в Илью Муромца, жителя Мурома. К Эйливу относится самое древнее ядро былин об Илье Муромце, позднее пополненное деяниями другого одноименного героя Ольстина Алексича, реального жителя Мурома, воспетого в былинах под монашеским именем Илья.

Поход в Закавказье в былинах представлен в виде  поездки Ильи в Индию, путь к которой лежал через высокие горы, за которыми в краю с теремами высокими он сразился с 40 тысячами разбойников. Загорский разбойничий край с высокими зданиями соответствует густонаселённому Ширвану с его крупными  городами. Илья не доехал до Индии, но её упоминание говорит о маршруте на юг. Индия появилась из-за былого именования территории Тмутараканского княжества Синдикой, населённой синдами, оставшимися индо-ариями, основная масса которых ушла на юг в будущую Индию. В этой же поездке Илья воевал под Краковом, что соответствует сведениям саг об участии Эйлива в польском походе 1032 года.

 В сагах прославлялся соратник Эйлива по закавказскому походу шведский принц Эмунд Старый, позднее ставший королём Швеции. До наших дней сохранились реликты этих саг, включённые в более позднюю сагу о его сыне Ингваре Путешественнике.

Ингвар долго плыл по большой реке до её истока. Здесь он встретил сторожившего гору золота дракона и хитростью добыл золотую глыбу. Путники Ингвара не послушались его советов и погибли от взгляда чудовища. Убивающий взглядом дракон по западноевропейским представлениям жил в Кавказской Албании около города Партав, что соответствует району войны 1032 года. В большой реке, заканчивавшейся на краю света, узнаётся Волга, а в добытом золоте – ширванские трофеи. Ширван имел сильную армию, победа над которой, судя по многочисленности былинных разбойников и гибели спутников Ингвара, далась нелегко.

Русско-кавказский поход был прославлен в былинах и сагах, но у него имелось более знаменитое и трагичное продолжение. Один из аланских отрядов возвращался из Закавказья через Дербент, в котором распродал часть своей добычи.  Выйдя из города, аланы попали в одном из ущельев в засаду и были разгромлены арабами из селения Карах (современный Уркарах), позарившимися на трофеи своих союзников. На следующий год обиженные чёрной неблагодарностью аланы призвали сарирцев и тмутараканских русов и двинулись на Карах. Далее мусульманские хроники рисуют сбивчивую и явно недостоверную картину разгрома дербентцами пришельцев. Русско-скандинавские сказания позволили восстановить ход событий.

Вчерашние союзники потребовали от дербентцев наказать виновников и возместить убытки. Те притворно согласились, предложив уладить конфликт миром, скреплённым свадьбой предводителей похода с красавицами из Семендера, столицы союзной дербентцам области Хайдак.

Знатный хазарский род, проживавший в Семендере, ранее традиционно поставлял невест хазарским каганам и был одним из двух царских хазарских родов. Арабский географ ал-Истахри в написанном в 930-е годы сочинении отмечал, что царь Семендера иудейского вероисповедования и приходится родственником хазарскому царю. Об одном из нихАдзар-Нарсе, носившем титул царя и христианское имя популярного на Кавказе христианского святого армянского происхождения Нерсеса, географ начала X века Ибн-Русте писал: «Он придерживается трёх религий: по пятницам он молится с мусульманами, по субботам с евреями, а по воскресеньям – с христианами». Хазарские по происхождению цари Семендера гибко приноравливались к политической обстановке. Адзар-Нарсе получил имя в эпоху, когда Семендер был в политической зависимости от христианского Сарира. После того, как мусульманство прочно укрепилось в Хайдаке, цари стали его эмирами. Ал-Масуди отмечал, что в 943 году они уже выдавали себя за арабов из племени кахтан, чему писатель, судя по контексту, не верил.

Русским отрядом командовал молодой Евстафий, которому было 25 лет,  аланским – неизвестный по имени молодой царь, сын погибшего в 1028 году в битве с грузинами царя Урдура. Невестой Евстафия была Мария-Марьям, имя её сестры не сохранилось.

На свадьбе двух правителей гостям подали отравленное вино, от питья которого арабы, сославшись на религиозный запрет, отказались. После того, как побывавшая на свадебном пиру христианская знать слегла от отравы, дербентцы и хайдакцы напали на обезглавленное войско противника. Нападение удалось отбить, и воины увезли домой тела своих погибших вождей.

Чудовищный поступок поразил современников, и  запечатлелся в былинах и сагах. В былине о Глебе Володьевиче правительница  Корсуня Маринка Колдаевна пытается отравить Глеба подсыпанным в вино зельем, притворно обещая выйти замуж. Богатырский конь качнул взявшего чару князя, а когда от расплескавшейся отравы загорелась земля,   коварный замысел раскрылся. Глеб перемахнул на коне через городскую стену и срубил обманщице голову.

Эйлив по весне 1033 года уехал на военную службу в Византию и к карахским событиям не имел отношения. Писатель украсил ярким  сюжетом его биографию, включив образ отравительницы в описание его участия в захвате русами Херсонеса в 1046 году.

В одной из дальних поездок Илья Муромец, объезжая синие моря, достиг златоверхого терема, окружённого высокими стенами. В этом маленьком городке  его встретила красавица-королевна  Маринка. Накормив, напоив богатыря, она предложила ему  лечь с ней на кровать из слоновой кости и позабавиться. Илья, заподозрив обман, бросил на постель прелестницу. Ложе оказалась с секретом,  перевернулось, и королевна упала в глубокий погреб. Илья освободил из погреба многих царей, королей и других знатных людей, а обманщицу казнил.

Глеб и Илья совершили литературное возмездие за злодейства Маринки, с которой связывались отравления на свадебном пиру.

Ближе к действительности были скандинавские сказания. По одному из них шведский отряд во главе с Анундом, сыном короля Эмунда Старого, погиб в краю амазонок от подмешанного ими в воде яда. Анунд погиб позднее при штурме Херсонеса, а в походе на Карах действовал сам Эмунд. Реалии походов 1032–1033 годов и 1046 года постоянно смешивались. На пиру Эмунд был дружкой своего племянника Евстафия, пил мало и потому не умер, но из-за действия яда надолго стал инвалидом.

В саге об Ингваре описан приход в лагерь его отряда женщин, похожих на ядовитых змей. Они стали поить воинов вином и завлекать их на постели, а наутро этих воинов нашли мёртвыми. Сам Ингвар вскоре после приезда к своей супруге умер. Ингвар погиб позднее при русском нападении на Константинополь 1043 года. Погибшим считался его отец Эмунд, впавший после отравления в немощь. Он ушёл в монастырь и надолго выпал из поля зрения соотечественников. Эпизоды из жизни отца перекочевали в сагу о его сыне.

Одна из тмутараканских былин о трагедии под Карахом легла в основу пушкинской «Сказки о золотом петушке». В высоких горах шемаханская царица погубила двоих сыновей местного царя Дадона. Когда царь прибыл к шатру красавицы, то не устоял перед её чарами и женился на ней, забыв о потере сыновей. В конце-концов коварная обольстительница погубила и царя.

В былине малопонятный Семендер был заменён на созвучную и более известную Шемаху. В Дадоне узнаётся Спас-Иисус, главный организатор помощи эмиру Мансуру, в двух погибших царевичах – Евстафий и аланский царь. Пушкинская сказка даёт разгадку успеха Спас-Иисуса в создании военного союза. Его сёстры были замужем за Мстиславом и Урдуром. Погибшие вожди были ему племянниками. Племянников на Руси называли сыновцами, которых  в сказаниях   переиначили на сыновей.

Выдаваемая замуж за христианина Марьям по семендерским обычаям считалась христианкой, в её былинном отчестве сохранилось указание на происхождение. Марьям из Хайдака стала Маринкой Колдаевной. Её отцом  считался Колдай, превратившийся из-за созвучия имени со словом колдун в колдуна-звёздочёта из пушкинской сказки. Эмир Хайдака ездил хлопотать о судьбе овдовевших дочерей, и одну из них сумел выдать замуж за Спас-Иисуса. Эмиры были сведущи в астрологии.

Сохранились сведения об одном из полководцев Евстафия – воеводе чёрных булгар, охранявших  восточную границу  его княжества. В летописях он назван Яном Усмошвецом и прославлен за победу в 993 году в единоборстве с гигантом-печенегом. Владимир Святой  возвысил победителя, сделав князем чёрных булгар.

Ян-Иван в 1033 году был пожилого возраста. На его могиле у села Преградное, расположенного на реке Большой Егорлык, стоял каменный крест со славянской надписью и датой от сотворения мира –  6549 год. Дата была проставлена по «эре –5516 года» и соответствует 1033 году. В надписи этот воевода на русской службе назван Иваном Швецом, русским князем. Судя по эре, процветавшей в эпоху княгини Ольги, воевода был из  старорусских христиан. В советское время крест, с уже плохо читаемой надписью, был перенесён в краеведческий музей Ставрополя.

Иван погиб  в походе на Карах и был похоронен в своей ставке. Он запечатлелся в народной памяти в образе былинно-сказочного богатыря Никиты Кожемяки. В некоторых вариантах сказаний он назван Кириллом Кожемякой, а в одном –  Ильёй Швецом, что ближе к его подлинному имени. Усма – диалектное обозначение обработанной шкуры скота, используемой для изготовления обуви и одежды, швец – портной. Прозвище Усмошвец переводится как мастер по выделке кож и изготовлению кожаных изделий, к каковым относятся сапожники, скорняки. Усмошвец и Кожемяка – синонимы.

Разнобой имён связан с обычаем принятия монашества перед кончиной. Причём особо благочестивые люди вначале становились монахами, а затем – схимомонахами. Постриг принимали по четвергам и воскресеньям. Как раз в 1033 году имеются святые с именами Кирилл и Никита, чествуемые в эти дни недели. В четверг 6 сентября отмечалась память св. Кирилла Гортинского, а 9 сентября в воскресенье – св. Никиты Хартулария.

Бытует недостоверное мнение о том, что св. Никита жил  в XII веке и был светским человеком. На самом же деле он соответствует св. Никите, игумену вифинского Мидикийского монастыря. Игумен претерпел гонения от правивших  страной иконоборцев и много лет провёл в заключении, выйдя из которого жил и скончался в Константинополе. Мощи исповедника были перенесены в родной монастырь. В его житии кончина помечена воскресеньем 3 апреля 824 года.

Хартуларии были служителями византийского патриарха. Они  заведовали  церковными книгами и были из священников или монахов.  Конец жизни Никита  провёл на службе у иконоборческого патриарха Антония, что скрывалось и привело к искажениям его биографии. Он умер 9 сентября 823 года. В следующем году его мощи 3 апреля были принесены в Мидикийский монастырь, что было запечатлено в составленном здесь житии. В константинопольском житии сохранилась дата кончины.

В сказаниях воевода был прославлен под своими монашескими именами, что говорит о его причислении к лику святых. О глубоком уважении к Ивану свидетельствует многовековая сохранность креста, несмотря на бурные события в этом регионе, включая смену верований. Под названием Богатырёва могила   захоронение упоминается в Никоновской летописи при перечислении самых примечательных мест Северного Кавказа.

Иван стал родоначальником знатного рода живших в предкавказских степях чёрных булгар или кара-булгар по-тюркски. Батыево нашествие загнало их в горные ущелья. Первая половина племенного именования дала название карачаевцам, вторая – более восточным балкарцам. У карачаевского рода урусбиевцев сохранились предания об их происхождении от Бедене. Его сына, отважного героя Рачикау, звали «русским, рожденным русским». Матерью Рачикау была служанка хазарской царицы.

Урус-бий с тюркского переводится как русский князь. Бедене – тюркское имя Ивана. Его потомки унаследовали звание русских князей, что закрепилось в названии рода. Во время свадебных торжеств под Карахом Иван-Бедене получил  красавицу, но менее знатную, нежели невеста Евстафия, которая в карачаевских сказаниях считалась хазарской царицей.

Русы вели войны в июне, Иван умер  в сентябре вскоре после девятого числа. Участники пира погибали от отравы не сразу, и вначале их соратники думали, что напасть произошла от эпидемии, что было не редкостью в те времена. С пира привезли вино в лагерь. Его затем   употребляли во время поминок по усопшим, что увеличило число смертей. Только позднее правда об отравлении стала известной. Эта задержка спасла Карах от карательного похода, так как горечь потерь успела утихнуть.

Могучий организм Ивана долго сопротивлялся отраве, и он успел зачать сына. По русскому обычаю младенца, родившегося после смерти отца, назвали его именем. Иван сын Ивана Русского князя получил прозвище Рачикау, что переводится как  сын русского.

Был ещё один участник похода. В летописях есть рассказ о русско-касожской войне июня 1023 года, которую из-за специфичной тмутараканской эры обычно датируют годом раньше. Касожский князь Редедя предложил  тмутараканскому князю Мстиславу Владимировичу решить дело поединком, сказав: «Чего ради губить  дружину между собой, но сойдёмся сами бороться. Если одолеешь ты, то возьмёшь моё имение, и жену, и детей, и землю. Если я одолею, то возьму всё твоё». Несмотря на то, что Редедя был редкостным силачом, Мстислав согласился на поединок. Будучи искусным борцом, он одолел противника и, вынув нож, зарезал его.

О судьбе доставшихся Мстиславу детей Редеди повествуют предания нескольких русских дворянских родов, таких как Белеутовы, Добрынские, Сорокоумовы-Глебовы. Мстислав вырастил их  в своей семье, крестил их, назвав Юрием и Романом, а за Романа позднее выдал дочь Татьяну. От Романа произошли русские дворяне, сохранившие память о своём прародителе. В первой половине XII века, после захвата половцами Тмутараканского княжества, часть потомков Редеди ушла на Русь. 

Считается, что Роман погиб в битве при Листвене, но это недостоверно. Битва была  в 1024 году, когда он был ещё ребёнком. Первенец Мстислава Евстафий родился в 1008 году, Татьяна родилась не ранее 1010 года и достигла брачного возраста не ранее 1028-го. Большие потери тмутараканская знать понесла в 1033 году. Роман был участником событий при Карахе, умерев от отравы. Одним из его потомков был знаменитый флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков, причтённый в 2001 году в качестве праведного воина к лику святых.

Почти 1000 лет тому назад произошли примечательные события, оказавшие большое влияние на культуру разных народов. Защита Дербента всеми державами  Северного Кавказа наглядно  показала глубину взаимных связей между его обитателями.