Боевое братство

Виктор Пушкарёв

Поход 1032 года на Ширван русских и кавказских  воинов стал ярким примером боевого братства в деле защиты от могущественных врагов. Продолжением его стал поход следующего года на Карах, современный аул Уркарах соседствующий с более знаменитым аулом Кубачи. В походе приняли участие предки основных современных народов Северного Кавказа.

Маршрут войска шёл от Тмутаракани, стоявшей у современной станицы Тамань, до Дербента, а уже оттуда к Шемахе и далее. Обилие созданных на основе этих событий скандинавских и русских сказаний  свидетельствует о большом впечатлении, произвёденном ими на современников, и незаурядности их участников.

Двое вождей похода стали историческими прототипами самых знаменитых русских былинных богатырей: швед Эйлив Регнвальдсон – Ильи Муромца, булгарин Иван Усмошвец – Никиты Кожемяки. Эмунд Старый позднее стал  шведским королём, его кавказские приключения легли  в основу образа одного из самых знаменитых героев скандинавских саг Ингвара Путешественника. Правитель дагестанского Сарира был воспет Александром Сергеевичем Пушкиным в образе царя Дадона из  любимой многими поколениями российской детворы «Сказки о золотом петушке».

Поединок между Перуном и змееобразным Велесом был в числе основных религиозных представлений русских дружинников, чьим небесным покровителем был Перун. После крещения Руси поединок со змием-драконом стал непременным атрибутом наиболее популярных богатырей. Никита Кожемяка, победив змия и освободив княжескую дочь, запряг чудовище в плуг и провёл борозду, образовавшую знаменитые Змиевы валы в южнорусских степях, а затем загнал его в Чёрное море, в котором оно утонуло.  

Иван Усмошвец под своим монашеским именем был прославлен в Тмутараканском княжестве в качестве святого покровителя народов Северного Кавказа, чем объясняется его включение в круг главных былинных богатырей.

Оба похода возглавлял тмутараканский князь Евстафий Мстиславич. Он  имел необычное для Рюриковичей той эпохи имя, взятое из святцев. Обычно князья были известны под славянскими княжескими именами. Странности объясняются былой популярностью св. Евстафия Апсильского.

Предками абхазов были абасги,  населявшие западную  часть подчинённой Византии Абхазии, и апсилы, жившие в её восточной части. Столицей абасгов была Анакопия (Никопсия, современный Новый Афон), апсилов – стоявший на реке Кодори Цибилиум (Цибил, Цебельда, современное село Цабал). Евстафий был правителем Апсилии и защищал восточную границу страны. В 738 году арабы, враждовавшие с Византией, вторглись в Апсилию, захватили её столицу, которая носила также греческое название  Сидерон, то есть Железная. После этого Цибилиум пришёл в упадок, и столицу апсилов перенесли на запад к морскому побережью в Цхум (современный Сухуми), где ранее была древнегреческая колония Диоскуриада (Себастополис).

Евстафий  попал в плен, а в 740 году, во время гонений в мусульманских странах на христиан, принял мученическую кончину в месопотамском городе Харран, где затем хранились его чудотворные мощи. Из-за места кончины в источниках его зачастую именуют мучеником Харранским. Он стал первым святым из уроженцев Северного Кавказа.

Евстафий Апсильский при крещении принял имя в честь более раннего св. Евстафия Плакиды, и его память отмечается в один день с его ангелом 20 сентября (3 октября по новому стилю). Сейчас Евстафий Апсильский почитается только в Абхазии, но пример Евстафия Мстиславича говорит о том, что ранее он был одним из главных небесных покровителей всего Северного Кавказа.

После падения Тмутараканского княжества часть славянского населения ушла на Русь, часть растворилась среди адыгских племён. Письменные источники княжества пропали, а от его летописей сохранились только редкие известия, включённые в летописные своды.  Это привело к тому, что наши представления о нём искажены, а его размеры в исторической науке преуменьшены.

На западе княжество занимало всю восточную половину Крыма, вплоть до Судака. На севере доходило до низовий Дона с мощной хазарской крепостью Саркел, древнерусской Белой Вежей. На востоке, судя по включению в его территорию района села Преградное, у которого был похоронен князь чёрных булгар Иван Усмошвец, простиралось несколько далее меридиана, проходящего через Преградное и Очамчиру. Абхазия, как и более северные территории, входила в него и только позднее оказалась в составе Грузии. В войске Евстафия были предки абхазов и черкесов.

Последним из известных тмутараканских князей был Олег Святославич. Он  именовался на своих печатях правителем ряда областей, включая Зихию. Зихами в античности называли предков адыго-абхазских народов, а в раннее Средневековье в состав Зихии включали город Анакопию, то есть  территорию Абхазии. В преданиях о гибели апостола Симона Кананита (Зилот) сообщается об его убийстве в 55 году   зихами в Анакопии. Абхазов в это время знали как зихов.  Мощи апостола хранятся в сохранившемся до нашего времени древнем храме в Новом Афоне.

Включение западной половины Северного Кавказа вместе и  прилегающих предкавказских степей  в одно государство объясняет миграцию в горы чёрных булгар в эпоху Батыева нашествия. Освоение горных ущелий началось значительно раньше, а соседями были хорошо знакомые по совместной жизни в одной державе народы. После устроенной монголами резни произошла убыль горского населения, что позволило мирно восполнить его жителями степей.

Даже такой выдающийся историк, как Василий Татищев, Тмутаракань отождествлял с Рязанью. Только позднее с находкой знаменитой надписи на Тмутараканском камне её стали помещать на Таманском полуострове. На мраморной плите князь Глеб Святославич написал, что в 6576 (1078) году измерил по льду расстояние от Тмутаракани до Корчева, то есть до современной Керчи. Пролив был шириной 14 тысяч сажень или 24 километра, что равно расстоянию между двумя главными храмами этих городов. Стало ясно, что Тмутаракань лежала на восточном берегу Керченского пролива.

Народная память оказалась крепче. Родственные связи кабардинских князей, потомков Редеди, с московскими дальними родственниками, объясняют загадочную на первый взгляд женитьбу Ивана Грозного на жившей вблизи Тамани кабардинской княжне Кученей-Марии, многие иные факты русской истории.

Особое почитание кавказскими горцами апостола Симона было воспринято в Тмутараканском княжестве. Так родившегося в Тмутаракани Ингвара Путешественника, сына шведского короля Эмунда Старого, назвали при крещении Симоном  в честь апостола Симона Канонита. Его сын, Симон Варяг, построил Успенский собор в Киево-Печерском монастыре, был прославлен в качестве святого, но со временем его имя также исчезло из святцев. Сокровища, позволившие возвести гигантский по тем временам собор, были привезены из Швеции. Симон-Анунд был шведским королём, а после свержения с трона вернулся на Русь, стал монахом и использовал свои богатства на богоугодные дела. Его потомок Степан Кучко стал основателем Москвы.

Участники похода стали героями саг и былин, святыми или предками святых. Святость и мужество соседствовали с подлостью и предательством. Этот конгломерат  противоположностей был по накалу не ниже шекспировских страстей и характерен для той героической эпохи. Семендерские царевны не  догадывались о предстоящей карахской трагедии. А вот сказочная шемаханская царица вобрала черты реальной шемаханской правительницы, злодействовавшей вполне сознательно.

Ширваншах Минучихр после ухода из Ширвана нападавших, вернулся в Язидию, но через год погиб. Смерть подстерегла его в собственном доме, а убийцей стал его брат Абу Мансур, которому помогла Ситт, супруга ширваншаха.  Ситт была достойной сестрой правителя соседнего Аррана Мусы ибн-Фадла, погубившего при помощи русов своего непокорного брата. Она и  Абу Мансур были любовниками и задумали избавиться от Минучихра. Ситт доставила своего сообщника в женские покои дворца в кухонном ящике, а пришедший к жене ширваншах   подвергся нападению. Абу Мансур не справился с ролью убийцы, и тогда правителя добил слуга Ситт по приказу своей хозяйки.

Реалии погубившей мужа в угоду любовнику шемаханской царицы добавили остроты сказаниям о трагедии под Карахом.

От предательства погиб ещё один участник той давней войны. Эмир Мансур в предшествующее походу на Ширван время был трижды изгоняем из Дербента своевольной арабской знатью города – так называемыми раисами. Пришлая военная вольница жаждала новых земельных наделов и ратовала за войны. Нападать на более сильный Ширван она не решалась, поэтому под прикрытием насаждения веры, поддерживаемая религиозными фанатиками,  провоцировала столкновения с западными и северными соседями. 

Очередное восстание раисы подняли после разгрома под Карахом аланского отряда. Вместо того чтобы призвать к ответу разбойников из этого селения, испортивших отношения с соседями,  они убили Мансура, а позднее отправили под Карах ополчение во главе с раисом Анаком, ставшим правителем Дербента. Не надеясь на свои силы, Анак затеял ложную свадьбу. Участие в ней хайдакцев  было обусловлено тем, что Анак был женат на дочери их эмира. После ухода противника перепуганные раисы, опасаясь возмездия, сдали Дербент ширваншаху.  

В дербентской хронике предводителем войск под Карахом ложно назван погибший  к этому времени Мансур, а следы переговоров и свадьбы отсутствуют. Дербентцы скрывали грязную историю и выставляли Мансура героем, победившим наглых завоевателей-иноверцев в «честном бою».  У Мансура остался сын Абд ал-Малик, который стал эмиром Дербента, после того  как женился на сестре ширваншаха. Его сын Мансур женился на дочери раиса Анака. Из-за переплетения судеб основных участников конфликта и их потомков  хроники были подправлены, чтобы сгладить остроту прошедших событий.

Погребение Ивана Усмошвеца было разорено. Местные крестьяне при распашке места захоронения привезённых из-под Караха воинов находили обломки мечей, шлёмов, боевые топоры, стрелы. Память св. Никиты Кожемяки отмечалась в день памяти его ангела, но в  современных святцах утрачена. Все эти утраты следует восполнить, также как включить в русские святцы память св. Евстафия Апсильского и св. Симона Варяга.

Завеса забвения над Тмутараканским княжеством только начинает приподниматься. Многое об этой кавказской Атлантиде ещё предстоит узнать.   Между тем княжество было достойным предшественником современных Краснодарского и Ставропольского краёв  и показало пример мирного проживания на своих просторах самых разных народов. Оно лежало на перекрёстке цивилизаций, в нём были древние городские центры, что обусловило расцвет культуры, обогатившей культуру как Киевской Руси, так и народов Кавказа.

Возданием памяти русско-кавказскому боевому братству тысячелетней давности могло бы стать сооружение мемориалов и памятных знаков. Символом преодоления стародавней вражды могли бы стать часовен примирения под Карахом и у Шемахи. Для вовлечения молодёжи в живую историю родного края возможна организация ежегодного летнего автопробега от Тамани до Дербента. Драматические события достойны живописных полотен и исторических кинолент. Но главным для поминовения  памяти предков будет сохранение добрососедских отношений между всеми обитателями Кавказа и мужественности в отражении общих внешних напастей.