Калка. Забытая и оболганная

kalka2Виктор Пушкарёв

На протяжении сотен лет в бесчисленных публикациях живописуется рейд монгольских полководцев Джебе и Субедея. Вторгшись в Среднюю Азию, великий завоеватель Чингисхан отправил весной 1220 года 20-тысячный отряд на поимку своего главного противника хорезмшаха Мухаммеда в глубину его державы.

Выдвинувшись из-под захваченного монголами Самарканда, команда  диверсантов  с боями прошла тысячи километров, обогнув с юга Каспий и выйдя к Дербенту. Хорезмшаха им захватить не удалось, но зато они завоевали много городов, включая ранее считавшиеся неприступными высокогорные  прикаспийские крепости, победили превышавшие их по численности армии, а затем ушли на север, перевалив через горы Кавказа.

Рейд, растянувшийся на несколько лет, завершился на Калке, где все те же 20 тысяч воинов в мае 1223 года разгромили объединённое русско-половецкое войско. После этого они по одной версии вернулись к Чингисхану, по другой – по дороге одержали победы над другими могущественными народами. Несмотря на явную фантастичность рассказа о кучке монгольских суперменов, три года без потерь сокрушавших лучшие армии мира, она прочно вошла в мировую историю. Учёные,  правда, разделились во мнениях  относительно того, кто же командовал столь славным походом. На основании одних свидетельств того времени первенство отдаётся Джебе, на основании других –  Субедею.

Историк Василий Никитич Татищев собрал наиболее подробную подборку летописных свидетельств о Калке. Согласно этим сведениям, русские князья, решив помочь теснимым пришедшими завоевателями половцам, собрали на Днепре армию в 103 тысячи человек, ожидали подхода других русских отрядов и половецкого хана Котяна с 50 тысячами воинов. Половцы в описании последующих боёв с монголами  упоминаются, так что против монголов выступило по крайней мере 153 тысячи.

С Днепра войска ушли на восток к Калке, на которой они были разбиты и бежали. На месте побоища остался только один великий князь киевский Мстислав Романович, собравший из бегущих несколько тысяч. В ночь было построено из подручного материала укрепление, которое обороняли три дня. На четвёртый день воевода бродников уговорил Мстислава сдаться, клялся на кресте, что ему и его воинам будет сохранена жизнь, но обманул, передал сдавшихся князей монголам, посоветовав всех убить.

В летописях отличившимся в битве показан один юный волынский князь Даниил Романович. Относительно большинства иных князей сохранились только имена в перечнях погибших.

Летописцы отметили, что домой вернулся каждый десятый. Цвет русской армии полёг на берегах Калки и при отступлении, а монголы рассеялись по беззащитной русской земле. В качестве примера обрушившихся бедствий приведено уничтожение населения города Новгорода Святополчского,  пытавшегося сдаться на милость неприятеля. Иноземные источники сообщают о захвате многих городов, после чего основная территория Руси обезлюдела. Спаслись только купцы, которые сели на корабли и переправились через Чёрное море в мусульманские владения.

Трагедия на Калке потрясла русское самосознание, чему примером служит посвящённый ей цикл былин. В них застава русских богатырей бьётся с неисчислимыми полчищами татарскими, терпит поражение и гибнет при бегстве. С этого момента наступил конец богатырской эпохи и перевелись богатыри на  Руси.  

С одной стороны, все русские источники свидетельствуют о грандиозности произошедших событий, с другой –  виновниками всего этого учёные объявили 20 тысяч воинов Чингисхана.  Несмотря на победу, монголы вскоре ушли к своему повелителю и вроде бы просто так заглянули к нам из любопытства, походя расколошматив аборигенов. Неудивительно, что Калка не пользовалась популярностью в исторической науке. Ведь разгром кучкой пришельцев многократно превосходящую армию иначе, как национальным позором, не назовёшь.

Место и иные обстоятельства сражения были установлены ещё в начале XIX века Николаем Михайловичем Карамзиным. Единственная крупная дискуссия разгорелась в середине XIX века по поводу года битвы. В разных летописях она датируется 1223, 1224 или 1225  годом. Конец дискуссии был положен обнаружением у современника событий арабского историка Ибн ал-Асира фразы: «Татары пробыли некоторое время в земле Кипчацкой, но потом в 620 году двинулись в страну русских». Дата приведена по мусульманской эре, и 620 год Хиджры продолжался с 4 февраля 1223 года по 23 января 1224 года. Кипчаками арабы называли летописных половцев. Так как день трагедии в летописях  помечен 31 мая или 16 июня, следовало, что битва на Калке была в 1223 году. На этом изучение побоища было успешно завершено.

Чтобы не травмировать сограждан сомнительной страницей истории, относительно Калки, которую совсем уж замолчать было нельзя, выработали такую острожную позицию – это было первое столкновение с монголо-татарами, прелюдия Батыева нашествия. Неудачно столкнулись, но это же не война, а так, какое-то мелкое недоразумение. В таком невнятном формате Калка известна многим. Между тем приближается 800-летие битвы и пора приступить к разбору вековых завалов  лжи, под которыми погребена и практически позабыта одна из самых величественных и славных битв русской армии.

Ближе всех к истине подошёл Татищев. По его сведениям, монголов на Калке возглавлял старший сын Чингисхана Джучи, который погиб в сражении.   При этом упоминается 16 июня 1224 года. Армия Джучи намного превышала 200 тысяч человек. Пришла она не с юго-востока из-за Кавказа, а с востока –  из-за Волги. Это была совсем иная война, к погоне за хорезмшахом никого отношения не имевшая.

Монгольский чиновник персидского происхождения Рашид ад-Дин написал самую подробную историю завоеваний Чингисхана. У него есть такие слова: «Чингисхан приказал, чтобы Джучи выступил в поход и покорил северные страны». Среди подлежащих завоеванию названы кипчаки-половцы и Русь. Согласно «Родословия тюрков», северо-запад мира, «куда достигнет копыто татарской лошади», по приказу Чингисхана был отдан Джучи. Подлежащие завоеванию народы также включали половцев и русов.

Это был не набег одного из монгольских нойонов, а крупное завоевательное нашествие во главе с наследником монгольского престола и вторым человеком в империи. Джучи был послан в поход своим отцом, так что на Калке было остановлено одно из чингисхановских полчищ, которое, по уточнённым данным, при переходе через Волгу насчитывало 270 тысяч человек. Для сравнения, при завоевании гигантской Хорезмской империи, включавшей большую часть Средней Азии, территорию современных  Ирана, Афганистана и Азербайджана, армия Чингисхана насчитывала была более 400 тысяч человек. Завоеватель выделил сыну добрую половину своих войск. 

Разбив на Дону стотысячную армию половцев, Джучи присоединил к своим отрядам около 50 тысяч местных кочевников. Несмотря на понесённые в схватках с европейскими народами потери, его армия увеличилась до 300 тысяч. С русской стороны на этапах войны действовала разная численность, но в совокупности в военных действиях приняло участие чуть более 200 тысяч, включая 70 тысяч половцев. Если мы сюда присоединим кавказские народы, включая предков осетин, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, адыгов, которые подверглись монгольскому погрому, но внесли свою лепту в уничтожение завоевателей, то участников войны наберётся под 700 тысяч человек.

Военные действия происходили на широкой полосе от низовий Волги и Северного Кавказа до Днепра. Кульминацией войны была серия крупных сражений русской армии на территории от современного Таганрога до заповедника «Каменные могилы», находящегося на границе Донецкой и Запорожской областей. Жестокие боя шли при отходе войск под современными городами Днепропетровск и Запорожье.

Из-за того что монголы скрыли половину своей армии в глубине приволжских степей, русы недооценили противника и собрали меньшее по численности войско. Но это выяснилось уже в ходе трёхдневных боёв на Калке. Никакого панического бегства не было. На вечернем военном совете князьями было принято решение об отходе, так из-за численного превосходства врага опасались гибели всей армии.  

Под прикрытием ночи отряды ушли в разных направлениях.  Великий князь с небольшим гарнизоном прикрывал отступавших, заняв оборону в возведённом укреплении на Каменных могилах. Это позволило задержать погоню, которая настигла отходивших уже на полдороге к Днепру. Отбив, хотя и с большими потерями, атаки, войска ушли за Днепр. Легче всего отход дался отрядам, ушедшим не на запад, а на север. Часть ускользнула от погони, часть разгромила преследователей. Заключительный этап войны был связан с наиболее крупными потерями. Но это не было разгромом, так как ни один отряд не был уничтожен, а монголы при преследовании понесли даже большие потери.

Из-за панических преувеличений киевских писателей считалось, что в войне русы потеряли девять десятых армии. На самом же деле вернулась половина войска, хотя отдельные отряды, тех же киевлян, потеряли гораздо больше – около трёх четвертей. Самих монголов погибло около ста тысяч, то есть в полтора раза больше, чем русов. Десятки тысяч убитых было среди воинов из покорённых ими народов.

Восточные писатели той эпохи рисовали картину ужасного разгрома после битвы всей территории Руси, захвата множества городов, истребления большинства населения. Это были распространяемые с подачи монголов мифы, которым доверяют многие современные учёные. На самом деле, хотя летучие разъезды монголов действительно проникли глубоко, существенного значения этот налёт не имел. Пострадали только жители одного городка, по наивности сами вышедшие безоружными навстречу захватчикам.

К Чингисхану вернулась только около трети отправленной в поход армии. Плоды её многомесячных завоеваний были потеряны. Давно планируемый карательный поход на восставший на границе с Китаем Тангут из-за этого похода и его последствий сдвинулся на два года. Это грозило потерей завоеваний в Китае, так как тангутцы энергично сколачивали антимонгольский союз. Западный поход Джучи был крупнейшей геополитической неудачей Чингисхана, и сведения о нём в монгольской традиции истреблялись либо искажались.

Смерть Джучи  также была легендирована, и запущена целая серия недостоверных версий. Но раскопки советских археологов в мавзолее Джучи на территории южного Казахстана показали, что у него была отрублена правая рука и раскроен череп. Это подтвердило сведения Татищева о его гибели в битве.

Чингисхан был злым гением человечества. Его обуревала мечта о мировом господстве, и он ненавидел окружающий мир. Ему удалось создать крупнейшую и сильнейшую армию на Земле того времени, спаянную железной дисциплиной, применявшую самые передовые тактические приёмы ведения войны, вооружение и осадную технику, которой заведовали китайские инженеры. Но  человеконенавистническое мировоззрение вело только к разрушению цивилизации, уничтожению народов.  Все, кто не становился воином его армии или слугой по её обслуживанию, подлежали уничтожению. Поэтому по команде завоевателя в захваченных городах сотнями тысяч истреблялись мирные жители. На роль воинов они не годились, а столько слуг ему не было нужно. По оценкам современных учёных, воины Чингисхана в Средней Азии вырезали до 80 % населения.

Одновременно Чингисхан был корифеем информационных войн. Он создал систему искусственного преувеличения успехов и преуменьшения неудач, запрета на упоминание неприятных для его власти событий. Так, погибший в ходе одной из войн с Китаем его старший сын Би-инь был вычеркнут из монгольской истории. Его имя запретили упоминать, а старшим сыном был объявлен его  младший брат Джучи. От войн с этой страной остались только победоносные эпизоды. Сама биография великого завоевателя пестрит тёмными пятнами, и историкам ещё предстоит их освещение.

 Причиной искажений событий на Калке, запутавших историков, была составленная в начале 1230 года по заказу монгольских властей талантливая, но насквозь лживая повесть о  завоевании Хорезмской империи. Она появилась для информационной подготовки покорения её южной половины, сбросившей весной 1223 года монгольское иго. Нашествие на освободившиеся территории началось в сентябре этого года.  Списки повести широко распространялись, и один из них попал в руки жившего в Мосуле ал-Асира, включившего монгольскую версию событий в своё сочинение.

Создавая миф, монголы не заботились о хронологической точности. Описание ал-Асиром завоеваний, почерпнутое из монгольской повести, грешит многочисленными временными сбоями. Ошибочное удревление на год датировки битвы на Калке –  одна из  таких погрешностей. И опять более прав был Татищев.

Задачей информационного  вброса было запугать элиту противника и их соседей удалью монгольских воинов, которые малыми отрядами громили большие армии. Одним из примеров этой непреодолимой мощи стала легенда о  рейде Джебе, составленная из реалий целого ряда разных походов, в которых он участвовал.

Джебе был объявлен предводителем войск на Калке из-за запрета на сведения о гибели Джучи. Так как Субедей намного пережил Джебе, он позднее приписал себе все их совместные успехи, что усилило дискуссии в научной среде. А поскольку известий о первенстве Субедея оказалось больше, главным суперменом при Чингисхане стали считать его.

Летописные искажения были связаны с тем, что автором основных сведений о побоище был галичанин. Выгораживая своих князей, ушедших домой ещё до основных сражений, он выдал за решающий бой одно из сражений авангарда,  чтобы показать его бегство в ходе общего отступления русской армии.

Авангард состоял из галицко-волынских отрядов, возглавляемых галицким князем Мстиславом Удатным. Так как ко времени составления рассказа писатель был на службе у князя Даниила Романовича, он сделал своего повелителя главным героем войны. Великого же князя Мстислава Романовича клеветнически показал устранившимся от битвы и не пришедшим на помощь его доблестным землякам.  На самом же деле посланное великим  князем подкрепление спасло отступавший авангард от полного уничтожения.  

 Взятое из галицкой версии событий 31 мая стало считаться днём основной битвы. В действительности оно соответствует началу отхода авангарда с полуострова под Таганрогом. Более правильна дата Татищева и ряда летописцев – 16 июня, на которое пришлась гибель Мстислава Романовича и его отряда, ставшая апогеем трагических событий завершения войны.

Северо-западные летописцы, зная от торговавших со Средней Азией  своих булгарских соседей о мстительности монголов, скрыли участие ростовского отряда в событиях на Калке, так как он был причастен к гибели Джучи. По их версии, князь Василько опоздал и вернулся с полпути домой, узнав о поражении.

Но более ядовитыми по последствиям оказалось творчество одного из киевских священников из числа участников похода. Он попал в плен и был обработан монгольскими мастерами психологического воздействия. Ему внушили, что русские князья совершили трагическую ошибку, отказавшись от мирных предложений, что Чингисхан великий милостивец и избранник Бога, а противники его получат небесное возмездие и погибнут. Подкреплением этих тезисов стали демонстрация казни тысяч пленённых защитников Каменной крепости и мученическая гибель пленных князей.

Поддавшийся на вражескую пропаганду пленник был обласкан и отпущен. Других более твёрдых  в своих убеждениях его товарищей уничтожили, и коллаборационист стал одним из главных поставщиков сведений о войне. Вернувшийся из плена носитель стокгольмского синдрома стал проповедовать греховность сопротивления монголам, и эти тлетворные осуждающие мотивы проникли не только в летописи, но даже в былины.

В результате возникших по разным причинам фальсификаций и недоверия к сведениям Татищева правда о Калке оказалось на века сокрытой.

Поразительны аналогии стародавних и современных событий. На Калке было остановлено нашествие одного из самых кровавых завоевателей всех времён и народов. Сегодня на полях Донбасса ведётся отражение агрессии коллективного Запада.  Мнящие себя тайными правителями Земли безответственные политики пытаются утвердить однополярный мир для подчинения и эксплуатации всего человечества.  

Венгерский писатель Рогерий, очевидец разорения Венгрии в 1241 году, оставил такой рассказ о действиях монголов:

«Наконец после разорения всей той земли, татары, небольшим числом своих воинов собрав множество пленённых русинов, команов и венгров, со всех сторон окружили большое поселение и выслали вперёд на битву захваченных венгров, а после того, как все они были перебиты, – русинов, исмаилитов  и команов.

Татары же, стоя позади них, смеялись над гибелью их и падением, и те из них, кто отступал, попадали в водоворот мечей. Сражаясь днём и ночью, за одну неделю засыпав рвы, они захватили поселение».

Завоеватели предпочитали быть в заградотрядах, убивая плохо сражающихся своих рабов и  веселя кровожадную душу видом их смерти. Другой венгерский писатель Юлиан также отмечал, что подневольных воинов монголы гнали впереди себя, убивали отступавших, а о храбро погибших в бою не заботились, бросая их тела без погребения.

Современные претенденты на мировое господство также предпочитают воевать чужими руками. В качестве расходного материала для своих амбициозных планов они используют в заградотрядах трусливых и жестоких  украинских нацистов, достойных преемников Гитлера и Чингисхана. Продажные украинские правители за щедрое вознаграждение готовы поставить под ружьё миллионы соотечественников и сжечь их в горниле братоубийственной войны, подрывая генофонд своего народа.

Всё это напоминает методы захватчиков на Калке,  бросавших вперёд воинов из покорённых народов, сберегая свою армию. Только действовали они не деньгами, а силой страха. Сегодня погибших солдат украинской армии также бросают на полях сражений, их гибель скрывают, чтобы сэкономить на выплатах семьям. Сотни тысяч укронацистов уже убиты, миллионы бежали на Запад, чтобы раствориться в качестве прислуги среди местного населения. Так западные стратеги расчищают плодородные восточные территории от неполноценного, по их мнению, славянского населения, попутно пытаясь поставить Россию на колени, лишить её суверенитета.

Не случайно венгры, лучше знающие свою историю, нежели заменившие её лживыми мифами украинцы, не торопятся участвовать в авантюре на Донбассе под руководством кураторов из американских спецслужб.

Наряду с военными действиями во всемирном масштабе ведётся лживая пропаганда, в которой чёрное выдаётся за белое и наоборот. Современные нацисты, палачи собственного народа, грабители, наркоманы и извращенцы, продолжающие кровавые традиции обожествляемых ими бандеровцев, выдаются за спасителей современной цивилизации, рыцарей без страха и упрёка.

Битва на Калке достойна увековечивания. Воины сражались мужественно, князья подавали пример самопожертвования, армия воевала умело и нанесла превосходящему по численности врагу урон, сорвавший все его планы.

Наилучшим местом для будущего главного мемориала является район Каменных могил, конечно, с учётом особенностей этого уникального природного заповедника. Памятников в честь стародавних событий достойны города Мариуполь, Донецк, Таганрог, Запорожье, Днепропетровск, Херсон, Киев, Чернигов, Ростов, Галич, Владимир-Волынский, Гродно, Смоленск, Рязань. Здесь шли сражения, по числу участников превышавшие битву на Куликовом поле, или происходили значимые события, либо формировались наиболее крупные отряды, участвовавшие в самой масштабной войне Киевской Руси.

Каменные могилы – ратное поле русской воинской славы, место героических боёв наших предков с пришельцами, гибели великого князя Мстислава Романовича и его соратников. К тому же это самое древнее и самое главное святилище всего Северного Причерноморья.

Природные скалы среди бесконечных степей воспринимались в древности окаменевшими богами-первопредками. Вокруг них в курганах хоронили царей, потомков этих богов. Два кольца курганов охватывают Каменные могилы. Самые древние захоронения в этом районе относятся к эпохе первых индоевропейцев Северного Причерноморья – носителей ямной культуры, которая бытовала здесь примерно с середины III тысячелетия до нашей эры. От них произошли основные народы Восточной Европы, включая славян. Так что святилищу наших предков около 45 веков, и оно ровесник пирамиды Хеопса.

В 514 году до нашей эры персидский царь Дарий, мечтавший покорить весь обитаемый мир, во главе армии в 700 тысяч человек вторгся в Скифию. В ответ на его предложения прекратить бесконечные отступления по степям и закончить войну битвой,   скифский царь Иданфирс предложил ему пройти к могилам его предков и попытаться разрушить их, чтобы персы узнали, будут ли с ними биться скифы. Согласно сведениям древнегреческого историка Геродота, писавшего всего через полвека после этих событий, священным для скифов местом были Каменные могилы, которые тогда назывались Герры, что греки переводили как Старые. Уже две с половиной тысячи лет тому назад святилище считалось древним. 

В эпоху Иданфирса Каменные могилы были храмом под открытым небом  индоевропейского бога войны Индры-Веретрагны. Его символом у скифов был устанавливаемый на высоких местах меч-акинак. В простых святилищах разных родов он был железным, но в главном святилище Скифии скалы украшали золотые мечи. У славян аналогом Индры, покровителя варны воинов-кшатриев,  был Перун, покровитель дружинников.

Дарий не осмелился вторгнуться в почитаемое скифами место, хотя находился от него неподалёку –  в низовьях Днепра, и кочевники зазывали его перейти вброд реку у современного острова Хортица, откуда вела торная дорога. Персы, измученные скифскими нападениями на отряды, искавшие пропитание, ушли обратно, потеряв по пути много воинов. Так бесславно закончился попытка предшественника Чингисхана, Гитлера и Байдена захватить священную землю Донбасса.

Следует встретить юбилей битвы на Калке прославлением всех защитников Северного Причерноморья, от глубокой древности до современности обильно проливавших свою кровь для свободы и счастья народов, ярко запечатлеть как былые отражения нашествий, так и грядущую победу в назидание всем недругам России. С нами древний бог войны, дарующий непобедимость своим потомкам. Пусть его золотые мечи вновь засияют над степью.