Калка. Глава 1. Рейд Джебе. Враги неведомые
Виктор Тороп
В летописи включены рассказы о первом сражении у реки Калки русов с монголами, которых летописцы знали преимущественно как татар. В Продолжении Суздальской летописи по Академическому списку в статье 6731 (1223) года происхождение новых кочевников определено так:
«Того же лета побиша татарове князеи руских. По грехом нашим приидоша языци незнаеми при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. И прииде неслыханая рать безбожнии моавитяне рекомии татарове. Их же добре никто же весть ясно, кто суть и отколе приидоша, и что язык их и котораго племени суть, и что вера их. И зовут их татары, а иние глаголют таурмени, а друзии печенези, инии же глаголют яко же суть о них же Мефодии епископ патаромскыи свидетельствует яко сии суть вышли ис пустыни Етривския сущи межи востоком и севером, ко скончанию времени явися им, яже загна Гедеон, и попленять всю землю от востока до Евфрата и от Тигра до Понтийского моря кроме Ефиопия. Бог же един весть их. Но мы же вписахом о них памяти ради рускых князей и беды яже бысть им от них». (19, 503–504)
Погоня за султаном
Виктор Тороп
Чингисхан напал на Хорезмскую империю осенью 1219 года. (23, 198) Хорезмшах Мухаммед, которого восточные авторы зачастую называли султаном, не решился на генеральное сражение. Он, расставив в крупных городах гарнизоны, понадеялся, что нападение восточных дикарей разобьётся о крепкие городские стены. Но правитель не учёл приобретённый монголами опыт штурма китайских городов и усвоение ими китайского искусства осады крепостей. В их армию перешло много китайских мастеров по строительству самых современных для того времени осадных машин и ведению осадных работ. Монголы успешно брали крепости и даже предпочитали загонять врага в укрепления, нежели сражаться с ним в чистом поле. Без значительного численного преимущества монголы редко добивались успеха в полевых сражениях.
Современник событий Ан-Насави, одно время служивший секретарём у султана Джелал ад-Дина, старшего сына и наследника Мухаммеда, писал:
Вокруг Каспия
Виктор Тороп
Во время рейда 1220 года Джебе обходил города, стараясь не вступать в битвы с местными правителями. Позднее он частично повторил маршрут этого рейда, но его поведение было уже иным. Он вёл завоевание с осадой и захватом крепостей. С обычной для монголов жестокостью вырезалось население взятых городов, по всему их пути сеялись смерть и опустошения. Самой дальней страной, достигнутой ими на западе, была Грузия.
Ибн ал-Асир даёт такую последовательность событий. После захвата Мавераннахра монголы переправились через Аму-Дарью и овладели Хорасаном, после чего пошли на запад:
«Эти враги неверные, татары уже попрали земли Мавераннехра, завладели ими и опустошили их – тебя ограждает от них (только) обширность земель. Толпа эта переправилась через реку в Хорасан, овладела им и сделала (там) подобное же. Потом двинулась на Рей, землю Джебаль и Адзербейджан, дошла уже до грузин и одолела их в землях их». (30, 16)
В страну алан
Виктор Тороп
Себастаци после сообщения о том, что монголы уклонились от сражения с грузинами, пишет:
«…хотели (монголы. – В. Т.) со всем своим имуществом пройти через Дербент в свою страну, а войска турок, которые были в Дербенте, не пропустили их, тогда они пересекли труднопроходимые места Кавказских гор и ушли. Предводителем их был Субэдэ-багатур». (2, 23)
Монголы решили уйти к себе на родину через Кавказ. Гарнизон Дербента, состоявший из тюрок, их не пропустил, тогда они перешли горы в ином месте. Их предводителем недостоверно назван Субедей, который был вторым после Джебе человеком в монгольском войске.
Грузинский хронист Киракос Гандзакени также писал о том, что после того как Лаша собрал более многочисленное войско, монголы уклонились от сражения и, взяв с собой жён, детей и имущество, отправились к Дербентским воротам, намереваясь вернуться домой. Владетели Дербента не пропустили их. Тогда монголы через труднопроходимые места перешли Кавказ, заваливая пропасти деревьями, камнями, имуществом, лошадьми и военным снаряжением. (2, 107) Заваливание горных пропастей имуществом чересчур фантастично.
Возвращение
Виктор Тороп
Пройдя Кавказ, монголы вступили в борьбу с местными народами. Ибн ал-Асир:
«Потом, управившись с Адзербейджаном и Арранией, они идут к ущелью Ширванскому и овладевают городами его. Уцелела только крепость, в которой (находился) царь их (ширванский). Оттуда они перебрались в земли аллан, лезгин и различных народов (живущих) в этих местах и наделил их резнёй, грабежом и опустошением.
Потом они направились в земли кипчаков, одного из самых многочисленных племён тюркских, и избили (там) всех тех, которые сопротивлялись им. Остальные бежали в болота и на вершины гор, покинув землю свою, и ею овладели татары.
Сделали они это в самое короткое время, с теми только проволочками, которые потребовались для переходов их, не более». (30, 3)
Калка. Глава 2. Засекреченный поход. Мавзолей Джучи
Виктор Тороп
Иоанн Плано Карпини, или по именованию на родине Джованни дель Пьяно-Карпини, возглавил посольство римского папы Иннокентия IV к монголам. Посольство отправилось в поездку из Лиона 16 апреля 1245 года. (45, 110) В Каракорум оно прибыло 22 июля 1246 года, участвовало в торжествах по поводу избрания 24 августа в великие ханы (кааны) Гуюка. Вернулось оно в Лион осенью 1247 года. (9, 13 и 76 и 78)
В составе посольства был польский францисканец Бенедикт Поляк из Вроцлава, знавший русский язык. Проезжая через Польшу, Карпини включил его в свою миссию в качестве переводчика, так как далее путь проходил через Русь. Бенедикт составил отчёт о своей поездке. Краткий вариант этого отчёта был известен под его именем, а более полные выдержки из него опубликовал другой польский францисканец Ц. де Бридиа в сочинении «История Тартар». Тартарами по созвучию с античным миром мёртвых Тартаром назывались татары, то есть монголы империи Чингисхана, которых приравнивали к исчадиям ада. В полном виде его имя, скорее всего, звучало как Цезарь. Де Бридиа писал:
Соперник Чингисхана
Виктор Тороп
Причины крупных искажений в сочинении Ибн ал-Асира, бывшего современником событий, становятся понятными из сообщения ан-Насави:
«Когда я ознакомился с тем, что сочинено из летописей прежних народов, историй минувших веков и рассказов о них, начиная с распространения потомства Адама, отца рода человеческого, – благословение и привет над ним – вплоть до нашего времени, за исключением немногого, то увидел, что конечная цель каждого историка – повторить то, что рассказал его предшественник, с незначительным добавлением или сокращением, а затем довести повествование до своего времени и рассказать о современных ему событиях.
О них он повествует старательно, подробно, но и это далеко от надёжности и уверенности. Как велика разница между слухами и точным знанием! От следования преданиям до видения воочию далеко!
Улус Джучи
Виктор Тороп
В «Сокровенном сказании монголов» описана передача земель Лесных народов Джучи:
«В год Зайца Чжочи был послан с войском правой руки к Лесным народам. Проводником был Буха. Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки, со своими тумен-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим тумен-ойратам и ввёл в Шихшит. Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжочи подступил к тумен-киргизам. Тогда к Чжочи явились киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами, да белыми же соболями. Чжочи принял под власть монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: шибир, кесдиин, баит, тухас, тенлек, тоелес, тас и бачжиги. Взял он с собою киргизских нойонов-темников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом своими белыми кречетами, да белыми ж меринами, да белыми ж соболями...
Наказ
Виктор Тороп
Рашид ад-Дин после описания взятия Ургенча сообщает:
«Чагатай и Угедей направились к отцу и прибыли к (нему) к крепости Таликан. А Джучи-хан через Хорезм отправился в сторону Ирдыша, где находились его обозы, и присоединился к своим ордам. (Ещё) раньше Чингиз-хан приказал, чтобы Джучи выступил в поход и покорил северные страны, как то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дашт-и Кипчак и другие области тех краёв. Когда же он уклонился от участия в этом деле и отправился к своим жилищам, то Чингиз-хан, крайне рассердившись, сказал: „Я его казню, не видать ему милости”. Джучи же неожиданно заболел и поэтому, когда отец по возвращении из страны таджиков прибыл в свои ставки, не смог приехать к нему, но послал несколько харваров добытых на охоте лебедей и рассыпался в извинениях». (31, 78–79)
На запад
Виктор Тороп
Джучи выполнил наказ отца и отправился завоёвывать западные земли. Иоанн Карпини:
«Одного из своих сыновей, по имени Тоссука, которого также называл кан, то есть император, он (Чингисхан. – В. Т.) послал с войском против команов, которых тот победил в продолжительной борьбе. А после того, как он их победил, он вернулся в свою землю. Также другого сына он послал с войском против индов, и он покорил Малую Индию». (9, 45–46)
Именование Тоссук, Тоссу-кан восходит к тюркской форме Туши, Тоши монгольского имени Джучи, Джочи. (42, 227) В монголоязычной речи чингизида именовали Джучи-Джочи, в тюркоязычной – Туши-Тоши. Джучи был отправлен Чингисханом против команов, которых победил в продолжительной войне. Под Дешт-и Кипчак, то есть Кипчакской степью, писатели раннего Средневековья понимали всю Великую степь. Но если на территории современного Казахстана жили кипчаки, давшие название степи, то в Европе обитали их близкие родственники, которые именовались команами. Русские писатели называли команов половцами.
Страница 1 из 2
- В начало
- Предыдущая страница
- 1
- 2
- Следующая страница
- В конец
Проекты ИРИО
Информация
Императорское Русское историческое общество было основано в марте 1866 года в Санкт-Петербурге по предложению и под личным председательством цесаревича Александра Александровича. После революции 1917 года Императорское Русское историческое общество было запрещено. Возрождение общества состоялось 16 апреля 1991 года. Целью общества является развитие российской исторической науки, популяризация исторического знания, патриотическое воспитание молодежи.