Калка. Глава 1. Рейд Джебе. Враги неведомые
Виктор Тороп
В летописи включены рассказы о первом сражении у реки Калки русов с монголами, которых летописцы знали преимущественно как татар. В Продолжении Суздальской летописи по Академическому списку в статье 6731 (1223) года происхождение новых кочевников определено так:
«Того же лета побиша татарове князеи руских. По грехом нашим приидоша языци незнаеми при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. И прииде неслыханая рать безбожнии моавитяне рекомии татарове. Их же добре никто же весть ясно, кто суть и отколе приидоша, и что язык их и котораго племени суть, и что вера их. И зовут их татары, а иние глаголют таурмени, а друзии печенези, инии же глаголют яко же суть о них же Мефодии епископ патаромскыи свидетельствует яко сии суть вышли ис пустыни Етривския сущи межи востоком и севером, ко скончанию времени явися им, яже загна Гедеон, и попленять всю землю от востока до Евфрата и от Тигра до Понтийского моря кроме Ефиопия. Бог же един весть их. Но мы же вписахом о них памяти ради рускых князей и беды яже бысть им от них». (19, 503–504)
В десятое лето правления великого князя Мстислава Романовича, происходившего из смоленских Рюриковичей, пришли неведомые ранее захватчики моавитяне-татары, которых отождествляли с более известными печенегами и таурменами, под которыми понимались проникшие из Средней Азии в Малую Азию туркмены, то есть турки-сельджуки. В сокращённом виде подобное описание имеется в иных летописях
Библейские моавитяне получили название от Моава, сына Лота. Лот же был племянником Авраама. Несмотря на близкое родство с израильтянами, библейские писатели изображали моавитян идолопоклонниками. (4, 479) К ним татар причислили по созвучию с их вторым прозванием – монголы.
Священномученик Мефодий епископ Патарский, память которого отмечается 20 июня, по святцам скончался в 312 году. (24, 186) С его именем в Средневековье связывались более поздние апокрифические сочинения о конце света. Библейский Гедеон, бывший израильским судьёй-правителем, прославился победой над мадианитянами. (4, 156) По обычной для Средневековья традиции предков народов искали среди созвучных библейских племён. В связанных с Мефодием сказаниях, перед вторым пришествием Иисуса Христа с востока из-за мифической стены Александра Македонского выйдут ужасные народы, которые будут истреблять людей по всему миру.
Гильом Рубрук передаёт мнение армянского епископа, жившего в горах близ Нахичевани, о том, что Мефодий был из армян, пророчествовал обо всём, что случится с измаилитами, и его пророчества исполнились на сарацинах, то есть арабах-мусульманах. (9, 183–184)
Русские книжники с тревогой усматривали в монгольском нашествии признаки конца света. В каждую эпоху стародавние пророчества переосмыслялись и приспосабливались под текущие реалии.
Относительно первого появления монголов у границ Руси В. Н. Татищев писал:
«Того же года пришли народ незнаемый, безбожные агаряне, о которых подлинно никто не знает, какого они отродия, откуда начало их и какой они веры. Они называются татара, кланяются Солнцу, Луне и огню. Некоторые междо ими зовутся таурмени, инии зовутся комани, иные монги. Некоторые же сказуют в них многим народам, от скиф восточных совокупленным, быть и, других покоря, за едино называются».(28, 215)
Безбожными агарянами нового врага летописец назвал по библейской традиции относить к потомкам Агари кочевые народы. Татарами и восточными скифами обобщённо называли всех этих пришельцев. Внутри них различались команы, таурмени и монги. Команы-куманы и таурмены-туркмены были среднеазиатскими тюрками, монги – монголоязычными монголами. Монгольское войско включало представителей самых разных народов, что и подметил летописец, отмечая в его составе покорённые племена. Монголы поклонялись Солнцу, Луне и огню, то есть они были язычниками.
В летописях рассказ о битве на Калке помещён под разными годами: 1223, 1224, 1225. Сама битва приурочивалась то к 30 или 31 мая, то к 16 июня. Разнобой датировок породил среди историков в середине XIX века дискуссию. Сложности добавило то, что в привязке к дням недели в летописях также был разнобой. У Татищева сообщается о битве в пятницу 16 июня, что соответствует 1223 году. (28, 218) Карамзин приводит летописные указания о том, что битва была в пятницу 31 мая, что соответствует 1224 году. (12, примеч. 301)
Западноевропейские хронисты внесли ещё большую неопределённость. Живший в землях прибалтийских крестоносцев современник событий Генрих Латвийский о битве при Калке писал относительно событий 1222 года. (7, 222) Это известие породило предложение датировать битву при Калке этим годом, что широкой поддержки не получило. (17, 778)
Арист Аристович Куник нашёл более близкое к летописной хронологии известие из австрийской Нейбургской хроники, в которой нашествие на половцев и русов было отнесено на 1223 год. (16, 760) Решающим для него стали сведения другого современника событий арабского хрониста Ибн ал-Асира, умершего в 1233 году и писавшего о том, что монголы пробыли какое-то время в земле кипчаков, то есть половцев, а в 620 году Хиджры двинулись в страну русов. (30, 26; 17, 779)
Указанный хронистом год мусульманского летосчисления продолжался с 4 февраля 1223 года по 23 января 1224-го. Столь конкретное указание положило конец всяческим сомнениям. В связи с упоминанием при дне битвы памяти св. Ермия, чествуемого 31 мая, и отнесением прибытия после битвы Владимира Рюриковича в Киев 16 июня её уверенно относят на 31 мая 1223 года. (29, 343)
Место битвы, летописную Калку, связывают с современной рекой Кальчиком, протекающей по Мариуполю и впадающей в Кальмиус. Лагерь Мстислава, в котором он держал оборону на заключительном этапе войны с монголами, некоторыми исследователями относится в район Каменных могил – скалистых останцев древних гор близ верховий Кальчика. (14, 118) Сражение происходило на территории современной Донецкой Народной Республики.
Общеизвестная предыстория битвы выглядит так. Чингисхан в 1219 году напал на среднеазиатскую Хорезмскую империю, возглавляемую хорезмшахом Мухаммедом. В 1220 году для преследования бежавшего хорезмшаха завоеватель отрядил 30-тысячный корпус во главе с полководцами Джебе и Субедеем, который проделал длинный путь по мусульманским странам от Аму-Дарьи вдоль южного берега Каспия, далее через Кавказ в прикавказские степи. Здесь монголы разгромили алан и половцев, а затем перешли Дон и сразились с русами на Калке. (13, 233) В Калкском побоище объединённое русско-половецкое войско во главе с великим князем киевским Мстиславом Романовичем потерпело поражение, Мстислав и ряд других князей погибли.
Битва на Калке подробно описана в целом ряде источников, которые были интерпретированы авторитетными учёными, и спорными если и остаются, то лишь отдельные мелкие её детали. Из-за столь полной изученности в научном мире интерес к ней потерян, и она относится к полузабытым эпизодам нашего прошлого. Причём твёрдо установлено, что многократно превосходящее по силам русско-половецкое войско было разгромлено крохотным отрядом монголов, который в многочисленных битвах должен был потерять большую часть из первоначальных 30 тысяч.
По мнению историков, не сумев противостоять горстке монголов, позднее, во время мощного Батыева нашествия, русы были полностью деморализованы и уже не пытались вступать в борьбу с завоевателями. Столь пессимистическая оценка отбила охоту заниматься изучением Калки. Один лишь каменный крест в заповеднике у Каменных могил напоминает о былых трагических событиях.
На этом можно было бы поставить точку в этой вроде бы бесславной истории проигранного сражения, если бы мы не имели дело с древней легендой, имеющей мало общего с подлинными событиями.
Чингисхан сочетал традиционные военные действия с информационными войнами. Большая часть созданных в его окружении мифов, несмотря на прошедшие восемь веков, не развенчана и поныне. Летописец метко подметил, что Чинсгисхан погубил многие страны не столько воинской силой, сколько обманом. Басня о горстке монгольских суперменов, разоривших многие страны и походя уничтоживших русских князей, входит в число этих шедевров мирового мифотворчества.
Что же было на самом деле? Разброс летописных дат битвы на Калке характерен для наиболее употребительных для той эпохи трёх эр: «черниговской», дающей ошибочное удревление дат на год, общеизвестной и «ультрамартовской», приводящей к годичному омоложению дат. Битва была в 1224 году. Дата ал-Асира, так понравившаяся историкам, омоложена на год, впрочем, как и многие иные даты из его сочинения. Джебе и Субедей, возвращаясь из южных стран, прошли Кавказ и бились в прикавказских степях с аланами и половцами весной 1223 года, после чего ушли к Чингисхану, в ставку которого прибыли летом этого года. Битва на Калке к их рейду не имела никакого отношения, так как произошла позднее.
Татищев в своих уникальных добавках к летописным известиям приводит имя предводителя монголов в Калкском побоище – Тохтус, старший сын Чингисхана. (28, 218) Монголами командовал старший сын монгольского повелителя, известный хронистам той эпохи под рядом имён: Джучи, Туши, Тоссук. Царевич имел соответствующую своему рангу второго человека Монгольской империи огромную армию более чем в 200 тысяч человек. Враги русов пришли не из-за Кавказа, а из-за Волги, то есть со стороны Средней Азии, где в это время находился Чингисхан со своей армией. Это было иное предприятие, нежели поход Джебе по прикаспийским странам.
Русско-монгольская война 1224 года шла на огромной территории от Днепра до Дона. В районе Калки были самые масштабные и кровопролитные бои. Обстоятельства сражения, включая время, место, соотношение сил и последствия, были существенно иными, нежели в загипнотизировавшей всё человечество легенде.
Проекты ИРИО
Информация
Императорское Русское историческое общество было основано в марте 1866 года в Санкт-Петербурге по предложению и под личным председательством цесаревича Александра Александровича. После революции 1917 года Императорское Русское историческое общество было запрещено. Возрождение общества состоялось 16 апреля 1991 года. Целью общества является развитие российской исторической науки, популяризация исторического знания, патриотическое воспитание молодежи.