Улус Джучи
Виктор Тороп
В «Сокровенном сказании монголов» описана передача земель Лесных народов Джучи:
«В год Зайца Чжочи был послан с войском правой руки к Лесным народам. Проводником был Буха. Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки, со своими тумен-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим тумен-ойратам и ввёл в Шихшит. Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжочи подступил к тумен-киргизам. Тогда к Чжочи явились киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами, да белыми же соболями. Чжочи принял под власть монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: шибир, кесдиин, баит, тухас, тенлек, тоелес, тас и бачжиги. Взял он с собою киргизских нойонов-темников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом своими белыми кречетами, да белыми ж меринами, да белыми ж соболями...
Милостиво обратясь к Чжочи, Чингисхан соизволил сказать: „Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство”. И повелел так». (35, 484)
Год Зайца соответствует 1207 году. Рашид ад-Дин в рассказе о покорении киргизов также упоминал год Зайца, который начинался с месяца Раджаба мусульманского календаря 603 год Хиджры, то есть с февраля 1207 года.
Джучи были приданы войска правой руки, проводником был Буха. Первым подчинился правитель ойратов Кутуку-беки (Худуха-беки), позднее очередь дошла до киргизов. Так как военные походы монголов начинались осенью, покорение северных народов началось в сентябре 1207 года. Учитывая обширность территории, до киргизов монголы добрались в зиму 1207/1208 годов. Все подчинённые Лесные народы были переданы Чингисханом под управление Джучи и составили его удел, или по-монгольски улус.
Картографические представления монголов имели ориентацию на юг. Войска правой руки были из западной части Монгольской империи. Лесные народы жили в окрестностях Байкала, киргизы – западнее их, что соответствует участию западного крыла войск.
Из Лесных народов самыми близкими к монголам были ойраты, покорённые первыми, самыми дальними – киргизы, до которых добрались позднее всего. Вторыми в перечне идут буряты, предки современных монголоязычных бурятов, живущих вокруг Байкала. Ойраты также были монголоязычными и жили западнее бурятов, позднее вошли в состав бурятского народа. Судя по географической направленности перечня с запада на восток, бархуны жили восточнее бурятов, что соответствует группе созвучных топонимов: хребёт Улан-Бургасы, река Баргузин, Баргузинский хребёт. Бархуны-баргуны были восточными соседями бурятов и, судя по включению этой территории в современный ареал бурятов, были монголоязычными.
Вначале монголы прошли вдоль южного берега Байкала на восток и подчинили близкородственные племена. Затем они повернули на запад. В ханхасах узнаются предки современных хакасов, живущих на юго-западе Красноярского края, в тубасах – предки современных тувинцев, живущих на юге Красноярского края между южными окраинами расселения хакасов и западными окраинами былого расселения ойратов.
С древними киргизами связывается район Минусинской котловины и прилегающих территорий, наиболее насыщенных в этом регионе древностями, свидетельствующими о выдающемся положении киргизов среди окружающих народов. Этому соответствуют исторические известия о создании киргизами в середине IX века могущественной Киргизской империи, разгромившей крупную Уйгурскую империю и подчинившей обширные территории. Киргизы жили севернее тубасов.
Урсуты и хабханасы жили между Прибайкальем и южной частью Красноярского края. Урсутов следует поместить в районе современной реки Бирюсы, имеющей созвучное название и соответствующей возможному местоположению урсутов. Район их проживания находится к северу от стыка территорий проживания тубасов и ойратов. Соответственно хабханасы жили западнее урсутов в северной части современного ареала проживания современных хакасов. Судя по созвучию названий хабханасы и ханхасы, это были два близкородственных народа, что обусловило их последующее слияние в хакасский народ.
Второй перечень представлен экзотическими названиями, неизвестными, за исключением шибир-сибир. Он подан в обратном порядке от самых дальних от монголов народов к самым ближним. Количество названий в обоих перечнях одинаково, что позволяет отождествить их. В разных языковых традициях северные народы были известны под разными названиями:
ойраты – бачжиги;
буряты – тас;
бархуны – тоелес;
урсуты – тенлек;
хабханасы – тухас;
ханхасы – баит;
тубасы – кесдиин;
киргизы – шибир.
Включение слова тумен в названия ойратов и киргизов означает, что эти народы могли выставить войско не менее чем в 10 тысяч воинов. Остальные народы были в военном отношении слабее и такой приставки не удостоились. Монголы подчинили два союза племён – монголоязычных, с верховенством ойратов, и тюркоязычных, с верховенством киргизов.
Рашид так описал страну киргизов:
«Киргиз и Кэм-Кэмджиут две области, смежные друг с другом. Обе они составляют одно владение (мамлакат). Кэм-Кэмджиут – большая река, одною стороною он соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (её) граница – с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов. Одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны.
Титул (каждого) их государя, хотя бы он имел другое имя, – инал, а родовое имя тех из этой области, кто пользуется уважением и известностью, – иди. Государь её был… (пропуск). Название другой области – Еди-Орун, государя тамошнего звали Урус-инал». (29, 150)
Возглавляемый киргизами союз племён разделён на две половины. Первая названа по киргизам, вторая по реке Кэм-Кэмджиут, соответствующей Енисею, который в своих верховьях носит тувинские названия Улуг-Хем, Бий-Хем. Более подробно описана вторая половина, граничившая на юге с найманами, на востоке – с монгольским племенем тайджиутов, обитавших на реке Селенга. Вся область на востоке доходила до реки Анкара-мурэн, то есть до Ангары. Найманы жили в западной части современной Монголии, что соответствует географическим реалиям. Правители страны носили титулы инал и иди.
Определение восточной границы до тайджиутов недостоверно. Они жили в восточной части современной Монголии. Оговорено, что местность Баргуджин-Токум находится недалеко от Кэм-Кэмджиут. В действительности от бассейна Енисея область бархунов-баргунов отделена рядом иных народов. Приведено более дробное деление баргунов, которые состояли из племён: кори, баргу, тумат и байаут.
Кэм-Кэмджиут соответствует южной половине киргизского союза племён, Киргиз – его северной половине. В описании улуса Джучи Сибир названа самой дальней, то есть самой северной землёй. Двум половинам союза соответствует двойное именование области Ибир-Сибир. Сибир соответствует киргизам, то есть северной половине, Ибир – южной половине.
Использование наименования реки для обозначения области следует связать с пёстрым в этническом плане её населением. Наименования Сибир и Ибир также имеют топонимическое происхождение, так как соответствующие народы за пределами приведённых перечней неизвестны. Население страны было многоязычным.
В ином месте Рашид также первым называет Ибир, затем Сибир. (29, 73) Верховенство в союзе принадлежало южанам, которые были упомянуты первыми. Имя их государя в тексте утратилось. Правителем северной половины был Урус-инал, правитель южной половины носил титул иди. Именование Еди-Орун содержит титульную часть именования южного правителя. Корень иди входил в уйгурский титул правителя идикут и переводится как господин. (29, 147)
В испорченной временем фразе были поименованы правители двух половин союза. Еди-Орун было именованием правителя южной половины страны, то есть Ибир. Далее по тексту Рашид так описал покорение киргизов, опустив упоминание о Лесных народах как малоценное:
«В этом же упомянутом году зайца Чингиз-хан отправил к киргизским эмирам и начальникам (хаким) двух послов, имя одного из них Алтан, а другого Бура. Сначала они прибыли в область, название которой…, а тамошнего эмира называли… После этого они (прибыли) в другую область Еди-Урун, а тамошнего эмира звали Урус-Инал. Оба эти эмира оказали полный почёт упомянутым послам и, послав вместе с ними своих двух послов, имя одного (из которых) Илик-Тимур, а другого Аткирак, отправили обратно с белым соколом и подчинились Чингиз-хану». (30, 151)
К двум государям с разными титулами прибыли послы от Чингисхана – Алтан и Бура. Алтан приехал к Еди-Оруну, Бура – к Урус-Иналу. От киргизов послами к Чингисхану были отправлены Илик-Тимур и Аткирак. В аналогичном сообщении выше по тексту названы три посланника: Урут-Утуджу, Элик-Тимур, Аткирак. (29, 150) Число послов не соответствует числу эмиров. В «Сокровенном сказании монголов» сообщается о приходе к Джучи киргизских нойонов: Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. (35, 484) Первые два имени представляют собой титулы правителей двух половин страны. Фраза была испорчена. От правителей, чьи имена не были названы, были направлены послы Алдиер и Олебек-дигин. Имена послов иные.
Джучи послал к Чингисхану нойонов, как от прибайкальских жителей, так и от их западных соседей. (35, 484) От Ибир и Сибир поехали Алдиер и Олебек-дигин. Урут-Утуджу, Элик-Тимура и Аткирака следует признать послами соответственно от ойратов, бурятов, баргунов. При переработке и сокращении текстов имена посланников были перепутаны.
Согласно версии Рашид ад-Дина, Джучи не участвовал в подчинении северных народов. Чингисхан отправил своих послов Алтана и Букра (Бура), которые привели их к покорности. (29, 150; 30, 253) Сообщение о поездке третьего посланника к ойратам, возглавлявшим союз Лесных народов, из текста выпало. Им был Бука (Буха).
Противоречие можно объяснить тем, что поход на северные народы возглавлял старший сын Чингисхана Би-инь, погибший на войне с китайцами в 1211 году. Он и получил эти народы в своё владение. После гибели его имя было табуировано, и упоминания о царевиче из сказаний изъяли. Затем улусом стал править Джучи, который появляется в нём как каратель восставших киргизов уже после смерти Би-иня. Для прославления Джучи в официальной летописи его имя вставили на место выпавшего имени его старшего брата.
Рассказ о восстании находим у Рашид ад-Дина:
«Спустя двенадцать лет, в год барса, когда восстало одно (из) племён тумат, сидевшее в Баргуджин-Токуме и Байлуке. Для его покорения (монголы), из-за того, что оно было поблизости от киргизов, потребовали от киргизов войско (чарик). Те не дали и восстали. Чингиз-хан послал к ним своего сына Джочи с войском. Курлун (был) их (киргизов) предводитель. (У монголов эмир) по имени Нока отправился в передовом отряде. Он обратил в бегство киргизов и вернулся назад от восьмой реки. Когда подоспел Джочи, лёд уже сковал реку Кэм-Кэмджиут. Он прошёл по льду и, покорив и подчинив киргизов, вернулся назад». (29, 151)
Туматы были из числа баргунов, что соответствует помещению их в области Баргуджин-Баргузин. Монголы потребовали от киргизов войска для борьбы с восставшими туматами. Это привело к восстанию уже киргизов, против которых был предпринят карательный поход. Год Барса соответствует 1218 году. В другом месте сочинения Рашид относит подавление Джучи киргизского восстания на 614 год Хиджры, продолжавшийся с 10 апреля 1217 года по 29 марта 1218 года. (30, 256) На этот год пришлось начало монгольского года Барса. Каратели действовали осенью 1218 года.
Предводителем восставших киргизов был Курлун, карателей возглавил Джучи. Против Курлуна был отправлен отряд нойона Нока, который разбил мятежников и преследовал их до непоименованной восьмой реки. Джучи прибыл к киргизам зимой и перешёл Енисей по льду. Он довершил усмирение киргизов.
В «Сокровенном сказании монголов» восстание туматов описано так:
«Борохул же был послан против Хори-Туманского племени. Хори-Туматами правила, по смерти своего мужа, Ботохой-Толстая. Достигнув их пределов, Борохул-нойон, с тремя людьми, пошёл впереди своего войска. Когда он поздно вечером пробирался по невообразимо трудной лесной тропинке, туматские дозорные в тылу у него устроили засаду на это самой тропе, захватили его и убили.
Узнав об убийстве Борохула, Чингисхан очень разгневался и стал сам собираться в поход на туматов. Насилу его отговорили Боорчу с Мухалием. Тогда он послал дорбетского Дорбо-Докшина и наказал ему: „В строгости держи войско и попробуй, молясь Вечному Небу, покорить Туматское племя”.
Дорбо отрядил часть войск к той самой охранявшейся туматским караулом тропе, по которой хотел пройти перед тем отряд Борохула, и, обманув неприятеля этим ложным движением, сам направил войска по тропе, проложенной дикими буйволами. Когда же и лучшие из ратников стали колебаться, он приказал отборным ратникам нести наготове по десяти прутьев для понукания отстающих. Вооружив ратников топорами, теслами, пилами и долотами и всяким потребным инструментом, он приказал прорубать просеку по следу буйволов, пилить и рубить деревья. И вот, поднявшись на гору, он внезапным ударом обрушился на пировавших беспечно туматов и полонил их.
Тут же, у Ботохой-Толстой, в плену у туматов находились и Хорчи-нойон с Худуха-беки. Пленение же Хорчи произошло при следующих обстоятельствах. Чингисхан разрешил ему взять себе в жёны тридцать самых красивых туматских девушек. Он и поехал за туматскими девушками. Тогда покорившиеся было перед тем туматы восстали и захватили нойона Хорчи в плен. Узнав о пленении Хорчи, Чингисхан послал к туматам Худуху как хорошего знатока Лесных народов. Но и Худуха-беки был также схвачен. Замирив окончательно туматский народ, Дорбо отдал сотню туматов семейству Борохула в возмещение за смерть его. Хорчи набрал себе тридцать девиц, а Ботохой Толстую он отдал Худуха-беки». (35, 484–485)
Против восставших хори-туматов был послан Борохул, который попал в засаду и погиб. Племенем правила после смерти мужа Ботохой-Толстая. Против восставших был отправлен Дорбо-Докшин из племени дорбеты. Он направил по дороге, на которой погиб Борохул, отвлекающий отряд, а сам с основными силами двинулся через горы по тропе буйволов, делая в лесу просеку. Набор инструментов превышал потребности валки деревьев. Тёсла и долота нужны были для каких-то иных деревянных конструкций. При устроении пути создавались мосты и настилы для перехода через расщелины и для расширения узкой звериной тропы. Перевалив через считавшийся неприступным хребёт, Дорбо-Докшин обрушился на пирующих туматов и разгромил их.
Первый карательный поход был осенью 1218 года, второй – в разгар зимы. Пиры восходят к языческому празднованию перехода от зимы к лету после самой короткой ночи года. На туматов напали в конце декабря 1218 года.
Восстание туматов началось после того, как к ним приехал за девушками получивший на то разрешение от Чингисхана нойон Хорчи, который был взят в плен. На его выручку отправился Кутуку-беки, но туматы пленили и его. В Хорчи угадывается правитель бурятов, выпросивший себе у Чингисхана право управлять соседними баргунами после смерти их правителя, не оставившего совершеннолетнего наследника. Набор невест из знатных родов баргунов должен был упрочить власть Хорчи над ними. Баргуны восстали, предпочтя возвести в правители вдову Ботохой Толстую.
После победы Дорбо-Докшин вознаградил пленёнными семействами туматов родственников погибшего Борохула, позволил Хорчи забрать девушек, Ботохой Толстую отдал в жёны Кутуку-беки. Главенство над баргунами от неудачника Хорчи было передано Кутуку-беки.
Обращение за военной помощью к киргизам было вызвано тем, что соседние с туматами правители находились в плену. Род туматов в это время возглавлял племя баргунов, которые восстали полностью. Иначе против них были бы направлены воины из других родов этого племени.
Используя иные источники, Рашид так описал местообитание ойратов:
«Юртом и местом пребывания этих ойратских племён было Восьмиречье (Секиз-мурэн). В древности по течению этих рек сидело племя тумат. Из этого места вытекают реки (потом) все вместе соединяются и становятся рекой, которую называют Кэм. Последняя впадает в реку Анкара-мурэн. Имена этих рек таковы: Кок-мурэн, Он-мурэн, Кара-усун, Санби-тун, Укри-мурэн, Акар-мурэн, Джурчэ-мурэн и Чаган-мурэн… их язык монгольский… (ойраты) всегда имели государя и вождя. Хотя во времена Чингиз-хана они оказали некоторое сопротивление (монголам), однако (скоро) прекрасно смирились и покорились, как (это) изложено в истории. Чингиз-хан поддерживал с ними связь – давал и брал девушек, и было у них (между собою) побратимство и свойство». (29, 118–119)
По главному племени прибайкальского союза племён туматы были ошибочно причислены к ойратам. Они проживали в Восьмиречье, чьи реки впадали в Кэм-Енисей, который, в свою очередь, впадал в Ангару. Туматы восставали против Чингисхана, но затем смирились.
Область с реками, впадающими в Енисей, который впадает в Ангару, соответствует современной Тоджинской котловине, заселенной тувинцами. В ней находятся истоки Енисея. Судя по её названию, здесь некогда господствовали тайджиуты. Монголоязычные тайджиуты, продвинулись далеко на запад, что следует связать с эпохой монгольских завоеваний. Наиболее вероятной причиной переселения стало подавление киргизского восстания. Перечисленные Рашидом реки отличны по названиям от рек котловины, которые в своих названиях имеют компонент Хем-Кем. В области Баргузин протекает современная река Верхняя Ангара, впадающая в северную оконечность Байкала.
Баргуны состояли из четырёх родов и заселяли горные котловины восточной части расселения прибайкальских племён. Баргу жили по течению современной реки Баргузин в самой крупной котловине этого региона – Баргузинской долине. Они дали название всему племени.
Севернее долины вдоль Верхней Ангары расположена крупная Верхнеангарская котловина, а восточнее её – Муйско-Куандинская, по которой текут притоки Витима. Туматы, жившие за баргу, обитали в Верхнеангарской котловине, байауты – в Муйско-Куандинской. На долю ближайших к монголам кори остаётся зажатая горными хребтами долина реки Уда и ущелья по её притокам. Название рода прослеживается в названиях современных поселений – Хоринск, Зун-Хурай, Хара-Кутул, Харагун, Горхон.
В эпоху Чингисхана буряты жили западнее баргунов в районе южной оконечности озера Байкал, ойраты – западнее бурятов. Основное расселение бурятов следует отнести на низовья Селенги, ойратов – на бассейн реки Иркут, в верховьях которой имеется горная котловина, отделённая на западе горными хребтами от Тоджинской котловины. Ойраты были восточными соседями жителей области Ибир.
Дорбо-Докшин пробирался в Верхнеангарскую котловину, преодолевая Северо-Муйский хребёт. Туматы жили в котловине, реки которой впадали в хоть и иную, но Ангару. Все эти сближения внесли свой вклад в смешение географических представлений. Предков тувинцев, как и остальное население Ибир-Сибир, по самому знаменитому племени области расширительно именовали киргизами.
Из-за путаницы в реалиях киргизско-туматского восстания и поселения в Тоджинской котловине монголоязычного населения в ней ошибочно поместили туматов, зачинщиков восстания. Тайджиутов из-за их переселённых на запад сородичей стали считать близкими соседями киргизов. Вследствие всего этого и Баргузин стал считаться областью, близкой к киргизам.
Судя по упоминанию восьми рек, восставшие киргизы жили в Тоджинской котловине. Как раз её население из обитателей Ибир-Сибир было наиболее близким к восставшим туматам, что объясняет их призвание к войне. В ходе подавления восстания знать котловины была уничтожена, а простое население передано в рабы переселённым монгольским родам. Так монголы поступали и в других частях своей империи, заставляя местное население подчиняться господствующим выходцам из того или иного монгольского племени и прозываться по их имени. Позднее монгольские переселенцы утратили свой язык и перешли на речь местного населения.
Чингисхан высоко оценил включение в свою державу северных народов. «Сокровенное сказание монголов»:
«За то, что ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген. Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата – Торельчи, а царевну Алага-беки отдали в замужество к онгудцам». (35, 484)
За Иналчи, младшего сына Кутуку-беки, выдали дочь Чингисхана Чичиган (Чечейген). Старший его сын Торелчи получил в жёны Олуйхан (Холуйхан), дочь Джучи. (30, 70) Согласно китайскому сочинению «Хэй да ши люэ», монголы считали годными к военной службе юношей начиная с 17 лет. (41, 51) С учётом того, что китайцы определяли возраст не от рождения, а от зачатия, в армию брали с 16 лет. В средневековых культурах возраст приёма в армию совпадал с брачным возрастом. В 1207 году у Джучи не могло быть дочери-невесты, так как он родился в 1185 году. (25, 143)
Рашид приводит иную версию браков:
«Вторая дочь (Чингисхана) Чичиган. Её отдали за сына Кутукэ-беки, государя племени ойрат, Торэлчи-гургэна». (30, 70)
Несмотря на то что свадьбе Чичиган и Торелчи он сообщает ещё в одном месте своего сочинения, более достоверно выглядит первая версия. (29, 119) Правители ойратов, потомки Торелчи, исправляли сведения, выдавая себя за потомков дочери Чингисхана.
Джучи породнился с правителем главного племени своих прибайкальских подданных после получения северного улуса. Свадьба его дочери была после подавления восстания северных народов примерно в начале 1219 года. Огул-Каймиш, дочь Кутуку-беки, позднее стала женой Менгу, сына Тулуя. (29, 119) Чингисхан готовился к крупным завоеваниям и нуждался в надёжном тыле, браками скрепляя союз с подчинившейся ему знатью соседних народов.
Рашид ад-Дин определял улус Джучи по-иному:
«Все области и улус, находившиеся в пределах реки Ирдыш и Алтайских гор, летние и зимние кочевья тех окрестностей Чингиз-хан пожаловал в управление Джучи-хану и издал беспрекословный указ, чтобы (Джучи-хан) завоевал и включал в свои владения области Дешт-и Кипчак и находящиеся в тех краях государства. Его юрт был в пределах Ирдыша, и там была столица его государства». (31, 78)
Столица Джучи была на Иртыше, в бассейне которого были его основные земли. В улус входили Алтайские горы. Джучи взамен северного улуса получил более престижный южный, включавший завоёванные в ходе войны с Хорезмской империей земли.
Ан-Насави в описании осады Ургенча сообщает:
«Он (Джучи) послал к ним (жителям Хорезма) людей, предупреждая их и предостерегая, и обещал им пощаду, если они сдадут его (Хорезм) без боя, и сказал, что Чингиз-хан подарил (город) ему и что он воздержится от его разрушения и намерен сохранить (город) для себя. Об этом будто бы свидетельствует то, что за время своего пребывания вблизи от него (Хорезма) это войско не предпринимало набегов на его сельские местности». (44, 132)
Ургенч и вся область Хорезма вошла в удел Джучи, что вызвало его желание спасти территорию от опустошения. Вследствие упорного сопротивления жителей Ургенча миролюбивые намерения сменились обычной для монголов жестокостью. Город был полностью разрушен, большая часть жителей истреблена, мусульманских женщин, участвовавших в обороне города наравне с мужчинами, издевательски заставили устроить гладиаторское кулачное побоище друг с другом, затем всех уничтожили. Вода из-за прорванных на Аму-Дарье плотин довершила разрушение столицы, затопив её развалины.
Рашид ад-Дин исчислял уведённых из Ургенча в плен ремесленников в 100 тысяч, а убитых горожан в 1,2 миллиона. (30, 217) Монголы хвастались своей жестокостью, преувеличивая количество жертв. Ургенч по населению был сопоставим с Мервом. Как и относительно Мерва, число убитых было преувеличено вдвое, а число пленённых ремесленников – на порядок. В Ургенче погибло 600 тысяч человек, 10 тысяч ремесленников было уведено в плен.
Джувейни сообщает о том, что в Ургенче каждый воин убил 24 пленника. (43, 86–87) Исходя из использовавшейся численности в 1,2 миллиона убитых, число палачей определялось в 50 тысяч человек. Рашид ад-Дин также говорит о 24 человеках, казнённых каждым воином, а численность воинов определяет более 50 тысяч. (30, 217)
Ургенч осаждала гораздо большая по численности армия. Согласно ан-Насави, к Ургенчу первым прибыл отряд Баичу-бека, затем отряд Угедея (Уктай), затем личный отряд Чингисхана с нойоном Бугурджи. Позднее подошла армия во главе с Чагатаем, с которым были Толан-Черби, и два нойона – Устун и Кадан. Всего с Чагатаем прибыло 100 тысяч или большее число воинов. (44, 131) Ещё спустя какое-то время появился Джучи. Причём Джучи был показан главным героем взятия города, штурмовавшим квартал за кварталом, а затем –распорядителем казней. (44, 132–133) Палачи были из отряда Джучи. Учитывая потери его отряда при штурме, первоначально у Джучи было около 60 тысяч воинов.
Рашид ад-Дин пишет о нахождении в Хорезме, под которым понимал Ургенч, 90 тысяч воинов канглы. (30, 214) Численность мусульманских войск он не указывает. Самарканд защищало 110 тысяч воинов – 60 тысяч канглы и 50 тысяч мусульман. (30, 206) Исходя из этого соотношения, гарнизон Ургенча был более 160 тысяч. В защите города приняло участие его многочисленное население. Джувейни считал, что в одной из вылазок горожан погибло почти 100 тысяч воинов. (43, 85)
Угедею было придано два отряда, Чагатаю – два или три. Судя по численности отряда Джучи, при каждом принце было по 60 тысяч воинов, при остальных командирах отрядов по большому тумену, то есть по 30 тысяч.
При походе на Дженд при Джучи был полководец Улус-иди, который, судя по титулу иди, был правителем Ибир. Таким полководцем при Чагатае был Толан-Черби, при Угедее – Баичу-бек. Каждого принца сопровождал опытный военачальник. Судя по контексту, с Угедеем было менее 100 тысяч человек. Он возглавлял авангард из 90 тысяч воинов. Основную армию в 120 тысяч вёл Чагатай.
На Хорезм с Чагатаем и Угедеем было отправлено 210 тысяч, позднее к ним присоединилось 60 тысяч воинов Джучи. Задержка Джучи была связана с тем, что он был занят осадой Дженда, стоявшего в низовьях Сыр-Дарьи. Исходя из принципа 20% превышения монгольских воинов при нападении на противника, гарнизон Ургенча насчитывал около 170 тысяч.
Осада Ургенча была поручена Чагатаю. После того как он с этим делом не справился, был прислан Джучи, первоначально отправленный покорять только области в низовьях Сыр-Дарьи. Затем состоялся победоносный штурм. Хронисты рисуют Джучи главным организатором захвата города, что соответствует его званию старшего из царевичей. Запись в «Сокровенном сказании монголов» о том, что Чингисхан командующим войсками под Ургенчем назначил Угедея недостоверна, и была составлена в угоду третьему чингизиду, бывшему во время написания сочинения правителем империи. (35, 498)
Джувейни считал, что монголы подошли к Дженду в 4-й день месяца сафара 616 года. (43, 59) Дженд был взят незадолго до падения Ургенча, и дата у Джувейни омоложена на два года. Осада города началась 30 марта 1221 года. Начало осады Бухары хронист относит к началу мухаррама 617 года. (43, 68) Этот месяц начинался с 8 марта 1220 года. Между тем Бухара была взята раньше – 22 февраля 1220 года. (4, 144) Падение Самарканда он относил к месяцу раби 1 618 года. (43, 83) Дата омоложена на год. В 1220 году раби 1 начинался 6 мая, тогда как Самараканд был взят 17 марта. (4, 146)
Хронологические сбои у Джувейни следует объяснить сдвижкой событий относительно городов. В начале мухаррама был осаждён Самарканд, а в раби 1 был взят Ургенч. Штурм Самарканда начался 8 марта, и осада длилась 10 дней. В раби 1 был взят Ургенч, который продолжался с 25 апреля по 24 мая 1221 года. Дженд был взят в апреле, после чего Джучи перешёл к Ургенчу, который пал в мае.
О подходе монголов к Ургенчу в январе свидетельствуют обстоятельства жизни Джелал ад-Дина. Он покинул Ургенч при известии о приближении врага и достиг Нишапура в начале февраля 1221 года. (3, 505) Монголы узнали о кончине хорезмшаха Мухаммеда и выступили на завоевание Хорезма.
У ан-Насави в названии главы, посвящённой походу на Хорезм, приведены такие сведения: осада Ургенча началась в зуль-када 617 года, что соответствует периоду, начавшемуся с 28 декабря 1220 года, захват – в сафаре 618 года, то есть в период с 27 марта по 24 апреля 1221 года. (44, 131) Время захвата соответствует времени падения Дженда.
В исходном тексте стояли два столбца сведений – городов и дат начала и окончания их осады. Выборки из этих колонок делались с ошибками, и городам присваивались чужие даты. Ургенч осаждался с января по май, то есть около пяти месяцев. Это соответствует сведениям Ал-Асира, называвшего пять месяцев. (3, 504) При создании легендарной истории монгольских завоеваний первоначальные сведения использовались только выборочно, чтобы создать нужную для завоевателей картину. Так, Джувейни пишет:
«А Хорезм и Дженд и весь тот край был покорён в течение двух месяцев». (43, 101)
За основу сообщения было использовано апрельское взятие Дженда и майское – Ургенча. Три месяца предшествующих боёв были опущены.
В «Алтан Тобчи» есть такой рассказ:
«Обладающий величием августейший Чингис-хаган отделил своего сына Джочи, назначив его главным правителем кипчаков. Отделил и Чагатая, (послав) в страну сартагчинов. Когда он выделял обоих своих сыновей – Джочи и Чагатая, – то соблаговолил сказать повеление:
„Я отделяю вас не в чужую страну, а чтобы вы ведали теми, которыми овладел я, чтобы управляли теми, которых подчинил я. Я поручаю вам управление, чтобы вы расширили государство”». (19, 229)
Джучи был назначен правителем кипчаков, живших близ северных границ Хорезмской империи. В его удел включили Хорезм. Чагатай получил Мавераннахр, жители которого названы сартагчинами. Название восходит к тюркскому обозначению купцов. Позднее сартами называли земледельческое мусульманское население Средней Азии.
Чингисхан мечтал завоевать весь мир. Наделяя старших сыновей захваченными землями, он поручил им исполнить свою мечту. Джучи он завещал покорить северо-западную часть мира, Чагатаю – юго-западную.
Подчинение основной части северной половины Хорезмской империи произошло весной 1220 года. Во время летнего отдыха Чингисхан разделил её между старшими сыновьями, после чего Джучи остался закреплять власть над приобретениями и уже не принимал участия в войнах в южной половине империи.
Чагатаю, кроме Мавераннахра, Чингисхан предназначил всю оставшуюся часть Хорезмской империи и приобретения в ходе дальнейших войн с мусульманами.
Чан-Чунь размещал орду Чагатая к югу от реки Или. (3, 460) Чагатай получил Уйгурию. Помимо земледельческих районов Средней Азии этому чингизиду были приданы более северные территории, населённые кочевниками. Аналогичное сочетание земель было у Джучи. Кочевническая часть улуса должна была обеспечивать военной силой, позволявшей держать в подчинении земледельческое население. Улусы чингизидов состояли из двух половин – кочевнической и земледельческой. Одна должна была поставлять воинов, другая – продукцию.
Рашид ад-Дин:
«Все китайские владения каан (Угедей. – В. Т.) поручил в управление сахибу Махмуду Ялавачу, а (области) от Бишбалыка и Кара-Ходжо, составляющие владение Уйгуристан, (от) Хотана, Кашгара, Алмалыка, Киялыка, Самарканда и Бухары (вплоть) до берегов Джейхуна – Масуд-беку, сыну Ялавача, а (области) Хорасана до границ Рума и Диярбекра – эмиру Куркузу». (31, 64)
Области, находившиеся под управлением Масуд-бека и Куркуза, входили в состав улуса Чагатая. Кроме Уйгурии в кочевническую часть его улуса входил Восточный Туркестан.
Об улусах, полученных при жизни их отца Угедеем и Тулуем, основные источники по монгольской истории хранят молчание. Судя по особо тесным отношениям между потомками Джучи и Тулуя, Тулуй получил высвободившийся северный улус Джучи.
Карпини писал:
«В земле же названных кара-китаев Оккодай-хан, сын Чигисхана, после своего назначения императором построил некий город, который назвал Омыл». (9, 44)
Город Имиль (Омыл) располагался к западу от озера Кизилбаш. (9, 384) Особое отношение Угедея (Оккодая) к былым владениям кара-китаев позволяет причислить их к его улусу.
Внук Угедея был похоронен в горах между реками Или и Чу, то есть в землях, ранее занимаемых карлуками, входившими в Каракитайскую империю. Здесь же были похоронены более ранние чингизиды. (32, 13) Захоронение самого Угедея, судя по всему, было в том же районе. Рашид ад-Дин определял его на горе в двух днях пути от Иртыша, у притоков этой реки. (31, 43) Угедей получил кочевнические земли между владениями Джучи и Чагатая. Его второй сын Кутан (Коктен) во время похода Батыя жил в своём уделе Тангуте. (20, 241) Это позволяет отождествить земледельческую половину улуса Угедея с Тангутом.
Степную полосу, расположенную в широтном направлении между Монголией и земледельческими районами Средней Азии, заселённую тюркоязычными кочевниками, разделили между тремя старшими чингизидами. Западная часть отошла к Джучи, восточная – к Чагатаю, средняя – к Угедею.
За потомками Джучи было закреплено западное направление завоеваний, за потомками Чагатая – юго-западное. Наиболее важным для Чингисхана и его потомков был овладение близлежащими особо богатыми землями Китая, с которыми у монголов были вековые культурные связи. Монголы жили в зоне провинциальной китайской культуры, и, как показывает мировая история, такие периферийные полуварвары всегда стремились к овладению центром местной цивилизации. После кончины Чингисхана Угедей возглавил дальнейшее покорение Китая.
Покорение Китая и более дальних земель юго-востока мира Чингисхан поручил Угедею. Бедные северные окраины мира не могли прельстить адептов мирового господства. Угедей, придя к власти и выполняя волю умершего отца, на курултае 1235 года в ряду нашествий в разные концы мира провёл решение о нападении на восточные пределы мира, и одна из армий отправилась на захват Кореи.
По монгольским обычаям ставка отца по наследству переходила к младшему сыну. Тулую, как самому младшему из старших чингизидов, поручалась Монголия. Так Ибн-Фадлаллах Эломари, описав уделы старших чингизидов, отметил: «а Тулия не поставил ни над чем». (38, 244) Крупный северный удел Тулуя ему был неизвестен. Между тем, судя по упоминанию Рашидом в нём многочисленных городов и селений, часть населения Ибир-Сибир была земледельческой. Особенно благоприятной для земледелия была Минусинская котловина, населённая киргизами. К кочевникам Прибайкалья присоединили земледельческо-кочевническую область. Только позднее земледелие на юге Красноярского края исчезло.
За потомками Тулуя Чингисхан должен был закрепить восточное направление завоеваний.
Джучи получил юго-западную часть Монгольской империи при условии, что использует все её ресурсы для покорения западной части мира.
Проекты ИРИО
Информация
Императорское Русское историческое общество было основано в марте 1866 года в Санкт-Петербурге по предложению и под личным председательством цесаревича Александра Александровича. После революции 1917 года Императорское Русское историческое общество было запрещено. Возрождение общества состоялось 16 апреля 1991 года. Целью общества является развитие российской исторической науки, популяризация исторического знания, патриотическое воспитание молодежи.