На запад
Виктор Тороп
Джучи выполнил наказ отца и отправился завоёвывать западные земли. Иоанн Карпини:
«Одного из своих сыновей, по имени Тоссука, которого также называл кан, то есть император, он (Чингисхан. – В. Т.) послал с войском против команов, которых тот победил в продолжительной борьбе. А после того, как он их победил, он вернулся в свою землю. Также другого сына он послал с войском против индов, и он покорил Малую Индию». (9, 45–46)
Именование Тоссук, Тоссу-кан восходит к тюркской форме Туши, Тоши монгольского имени Джучи, Джочи. (42, 227) В монголоязычной речи чингизида именовали Джучи-Джочи, в тюркоязычной – Туши-Тоши. Джучи был отправлен Чингисханом против команов, которых победил в продолжительной войне. Под Дешт-и Кипчак, то есть Кипчакской степью, писатели раннего Средневековья понимали всю Великую степь. Но если на территории современного Казахстана жили кипчаки, давшие название степи, то в Европе обитали их близкие родственники, которые именовались команами. Русские писатели называли команов половцами.
По заимствованной от монголов версии Карпини, Джучи благополучно вернулся домой. Его гибель на Калке тщательно скрывалась.
Цезарь Де Бридиа приводит важное уточнение:
«Одно (войско. – В. Т.) он (Чингисхан. – В. Т.) отправил со своим сыном Тоссуком, который тоже именовался каном, против команов, которые обитают над азами в западной стороне, а второе с другим сыном – против Великой Индии на юго-восток». (42, 104)
Команы жили севернее азов, то есть обитавших на Северном Кавказе асов-алан. Они кочевали в степях между Кавказом и Волгой. Далее по тексту де Бридиа повторяет сообщение о походе Джучи на половцев-коман:
«Третье же войско, которое пошло на запад с Тоссуком, сыном Чингиса, покорило сперва землю, которая зовётся Теркемен, во-вторых – бисерминов, затем кангитов, (и) наконец они вторглись в землю Куспас, то есть Команию». (42, 109)
Покорение туркмен-теркемен, бисермин-мусульман, произошло в ходе нашествия на Хорезмскую империю. Канглы-кангиты были разгромлены в начале западного похода Джучи. В сообщении с Джучи связали все его деяния в ходе нашествия Чингисхана на запад. Относительно места битвы далее по тексту упоминаются ручьи Калк, то есть река Калка, и Кониуззу. Джучи возглавлял монгольские войска в битве при Калке против русско-половецкого войска.
В Нейбургской хронике под 1223 годом сообщается:
«Царь Тарсис совершенно опустошил землю, называемую Половецкою, истребил её жителей и побил много русских, которые хотели дать им помощь». (15, 760)
Под царём Тарсисом скрывается хан Джучи-Тосхус. Западноевропейцы получали известия о походе Джучи посредством русов. Сбой на год в датировке связан либо с влиянием «черниговской» эры, либо с бытовавшей в западноевропейских хрониках «эры +1 года».
Ан-Нувейри писал:
«Душихан, сын Чингизхана. Этот тот самый, который завоевал Хорезм, при жизни отца своего. Он завоевал ещё, после смерти отца своего, страны Северные, присвоив себе господство над ними, погубил находившиеся там племена тюркские да роды кипчакские и другие орды, как то: алан, асов, валахов, черкесов, русских и других обитателей Северных стран. И утвердилось господство над этими землями в руках его, потом в руках Батухана, сына Душихана». (38, 149)
Джучи-Душихан участвовал в завоевании Хорезма, но его войны в Северных странах были при жизни Чингисхана, так как он умер раньше отца. Создателем восточноевропейской империи, которой позднее владел Батый-Батухан, писатель считал Джучи. Дата завоеваний была «сбита», из-за чего они приурочивались к эпохе после смерти Чингисхана. Упоминание наряду с кипчаками тюрков означает, что в число завоёванных народов включались булгары, самые знаменитые тюркоязычные жители региона, не принадлежавшие к кипчакско-куманским племенам.
Под валахами летописцы понимали романоязычных жителей Карпат и более западных районов. Их отнесение в ряд кавказских народов недостоверно. У Элайни в аналогичном перечне названы авлаки. (38, 503) Перед нами испорченное именование одного из кавказских народов.
Перечисленные народы жили западнее Волги и были завоёваны позднее – во время Батыева нашествия, хотя кавказские земли подверглись разорению во время похода Джучи. Несмотря на включение реалий более поздних событий, сведения Ан-Нувейри говорят о пребывании Джучи в этом регионе. Писатель опирался на какие-то «сбитые» датировки, «омолодившие» завоевания. В ином месте своего сочинения он приводит такой рассказ:
«Это царство (Золотая Орда. – В. Т.) находится в странах Северных, землях тюрков и кипчаков. Столица его город Сарай. Первый, кто стал править этим царством из рода Чингизхана, Душихан, тот (самый), который завоевал его (то есть это царство), когда его отправил (в поход) брат его, Укедийхан, при возведении его в канский сан, после гибели Чингизхана, то есть в 627 году. Погиб он (Душихан) в 641 году…
После него воцарился сын его Батухан, сын Душихана, прозванный Саинханом». (38, 149–150)
Угедей (Укедийхан) стал кааном в 626 году Хиджры. Указанный 641 год Хиджры начался 21 июня 1243 года, и отнесение на этот год кончины Джучи недостоверно. В сообщении Джучи спутан со своим сыном Батыем. Несмотря на наличие искажений, писатель на основании каких-то источников был уверен в том, что Золотая Орда была создана Джучи.
Ал-Джузджани упоминает кипчаков в связи с совместными деяниями Джучи и Чагатая:
«Когда Чингиз-хан двинулся из Мавераннахра в Хорасан, то он отправил Туши и Чагатая с огромным войском в Хорезм, Кипчак и Туркестан, Тули с большой армией отрядил в города хорасанские, а Угетая оставил при себе». (32, 13)
Последовательность событий искажена. Против Хорезма действовали три старших чингизида. Туркестан, составлявший северную часть Хорезмской империи, был захвачен в самом начале войны.
Далее писатель более подробно описывает войну с кипчаками:
«Туши и Чагатай, управившись с делами хорезмскими, обратились на Кипчак и Туркестан, покорили и заполонили одно за другим войска и племена кипчакские и подчинили все (эти) племена своей власти». (32, 14)
В войне с кипчаками, которая последовала после захвата Хорезма, наряду с Джучи участвовал Чагатай, в биографии которого сведения об этом отсутствуют. Далее следует легенда о желании Джучи убить своего отца. Этот мнимый заговор был разоблачён Чагатаем, который был при брате, и донёс на него Чингисхану. Вскоре после этого Джучи умер.
Несмотря на легендарные мотивы, участие Чагатая в походе Джучи выглядит убедительно. Из-за гибели Джучи и общей неудачи похода оно скрывалось. Чтобы не выбрасывать победу в крупной битве из монгольской истории, её включили в рассказ о рейде Джебе и Субедея. Субедей, воспользовавшись умолчанием о чингизидах, при создании своей биографии показал себя главным победителем русов и кипчаков, опустив упоминание о чингизидах и Джебе.
Угедей упоминается в легенде об отправке его вместе с Чагатаем в поход на Джучи. Это можно было бы воспринимать как реликт участия Угедея в западном походе Джучи. Но упоминание это единично в отличие от прямого отнесения к участникам похода Чагатая. Его упоминание можно связать с доброхотами, прославлявшими Угедея во время его правления Монгольской империей.
Решение о походе Джучи на запад было принято Чингисханом летом 1223 года. В его ставке был как Чагатай, так и прибывшие после бегства из Закавказья Джебе и Субедей. Судя по включению реалий битвы при Калке в описания деяний Джебе и Субедея, они участвовали в западном походе Джучи.
Джебе был военачальником со статусом командования 120 тысячами воинов. Сыновья Чингисхана имели меньший полководческий статус. Чингисхан опасался чрезмерного их усиления и наделял их более скромными войсками по 60 тысяч воинов.
В западный поход 1223 года два царевича и Джебе с Субедеем вели армию в 240 тысяч. Летописцы исчисляли монголов перед битвой при Калке в более чем 200 тысяч, что близко предполагаемой их численности.
Чингисхан был благоразумен и последователен в своих действиях. Он не воевал одновременно с двумя сильными противниками. Мечтая завоевать весь мир, он был не против расширения улуса Джучи на запад, но только не в 1223 году. Находясь летом 1222 года в районе реки Инд, он получил тревожное известие об отпадении от его державы Тангута. Правители мятежной страны сколачивали союз против завоевателя, и их пример мог стать заразительным. Чингисхан решил возвращаться домой, чтобы подавить восстание. Но это возвращение затянулось. Вначале он дождался возвращения из рейда по Индии отряда нойона Бала, затем перезимовал под Самаркандом и только по весне двинулся на север.
Чингисхан опасался за судьбу завоеваний в Хорезмской империи и задержался, чтобы дождаться результатов нашествия Джебе. Как только Джебе в зиму 1222/1223 годов достиг окраин империи, Чингсихан поверил в успех его предприятия и по весне выдвинулся из-под Самарканда в сторону Монголии.
Во время летнего пребывания в степи Кулан-баши завоеватель получил известие о восстании в южной половине Хорезмской империи и изгнании оттуда монголов. Это привело к задержке с возвращением ещё на два года, и Чингсихан прибыл в Монголию только весной 1225 года.
Летом 1223 года, дождавшись прибытия Джебе, на встречу которого был отправлен Джучи, Чингисхан одобрил поход и по осени двинулся дальше, но не к Монголии, а на северо-запад к Иртышу, где находилась столица нового улуса Джучи.
Решение Джебе о возвращении через Кавказ было принято неожиданно под давлением чрезвычайных обстоятельств, в которых монголы оказались. Участие Джучи в обеспечении его безопасного прохода от Волги в Хорезм говорит о получении Чингисханом сведений о предстоящем маршруте, что обусловило им отправку войск на выручку убегавшего из Закавказья отряда.
Само решение Джебе об уходе из завоёванного с большим трудом края, скорее всего, было согласовано с Чингисханом. Учитывая колоссальные расстояния между ними и скоротечность событий, обмен известий посредством гонцов был нереальным. Джебе использовал голубиную почту.
Отказ Чингисхана от борьбы за южную половину Хорезмской империи, которую подчиняли вдвое дольше, нежели северную, следует связать с обескровленностью монгольской армии длительной войной. В этих условиях отправка Джучи могла быть связана только с попыткой подавить восстание.
Союз с Ширваном позволял монголам надеяться на проход через Дербент и выход в южную половину империи с её западной окраины. Эта окраина состояла из довольно небольших владений и могла быть при их разобщённости быстро покорена. Это создало бы плацдарм для нападения на крупный Хорасан с юга, тогда как оставленные в Маверранахре и Хорезме оккупационные войска могли бы ударить на него с севера. Одновременно вторжение с западной окраины империи позволило бы отсечь удел Гийас ад-Дина, расположенный на крайнем юге империи, и предотвратить его приход на помощь восставшим.
Юго-восточные области империи, входившие в удел Джелал ад-Дина, не упоминались среди областей, признавших летом 1223 года власть Гийас ад-Дина. Джелал ад-Дин, вернувшись в 1224 году из Индии, отправился не в свой горный удел, а прибыл во владения брата. Всё это говорит о том, что власть монголов на юго-востоке сохранилась. Восстали Хорасан и области, входившие в удел Рукн ад-Дина.
В случае нейтралитета Гийас ад-Дина, ранее отсиживавшегося в своём уделе во время разгрома монголами более северных уделов его братьев, Джучи со своими 240 тысячами и 120 тысячами оккупационных войск, стоявших к северу от Аму-Дарьи, имел все возможности для подавления восстания.
Альтернативный вариант с вторжением монголов через Хорасан, откуда их ждали, грозил объединением усилий владетелей областей перед лицом общей опасности. Застряв в крупном Хорасане, монголы дали бы время противнику собрать подкрепления, что осложнило бы ведение войны. Жёсткий прагматик Чингисхан поддался на уговоры Джебе, жаждавшего реванша за своё позорное изгнание из Закавказья, и соблазнился перспективой возврата утраченных территорий.
Нападение на южную часть Хорезмской империи предусматривало сохранение мирных отношений с Саксином, приволжскими половцами и правителем Дербента, сложившихся в предшествующий период. Мир с этими странами был необходим как для возможной присылки подкреплений, так и для ухода обратно при неблагоприятном развитии событий. Джучи беспрепятственно переправился через Волгу, но через Дербент не пошёл.
К осени 1223 года ситуация существенно изменилась. Союзник монголов ширваншах Рашид был убит противниками сближения с монголами. Ширваншахом стал ориентированный на Грузию Афридун ибн Фарибурз, а в Дербенте правили убийцы Рашида при номинальном правлении его малолетнего сына. Восставшие области признали власть Гийас ад-Дина, и большая часть юга империи обрела единое правление. Вскоре Гийас присоединил Азербайджан.
Перед Джучи стоял выбор – либо штурмовать Дербент, либо переходить Кавказ через ущелья, сметая алано-грузинские заслоны. Но выйдя в Закавказье при утрате фактора внезапности, он мог оказаться в клещах. С востока его бы теснила 200-тысячная армия Гийаса, с запада – более чем 100-тысячная армия грузин и аланов и беглецов из предкавказских степй. Из-за дальности расстояния оккупационные войска с северной половины Хорезмской империи не успевали прийти на помощь.
К объективным сложностям добавлялись субъективные причины. Участие Чагатая в походе не было случайным. Успешность похода давала приращение его удела южной половиной империи. В легендах он выступает главным обвинителем Джучи в нарушении указаний Чингисхана. Джучи у ал-Джузджани показан замыслившим восстание против отца, влюбившимся в Кипчакскую степь и не пожелавшим принимать участие в уничтожении народов. Писатель характеризует принца так:
«Он (Джучи. – В. Т.) был чрезвычайно храбр, отважен, мужествен и воинственен. Мощь его доходила до того, что (сам) отец боялся его». (32, 13)
Чингисхан боялся своего наследника, что подтверждается удалением Джучи от войн в богатейшей южной половине Хорезмской империи и передачей её лучшей и большей части Чагатаю. Обделённый Джучи, используя возникшие трудности, решил направить попавшие в его руки военные силы для расширения собственного удела. Это соответствовало указаниям Чингисхана, но только в отношении более поздних завоеваний – после окончательного покорения Хорезмской империи и приведения к покорности восставшего Тангута.
Более осторожный Чингисхан не стал бы углубляться за Волгу, оставив непокорёнными Саксин и Булгар, контролировавших переправы через эту крупную водную преграду. При Угедее в ходе Батыева нашествия завоевания начались с этих стран.
Джучи отказался не от похода на запад на половцев и русов, а от похода на юг. Он самовольно предпринял нашествие на понравившуюся ему западную часть Великой степи. Позднее монгольские историки переиначили эти события, а чтобы сокрыть неудачу Джучи в завоевании, придали черты несвойственного ему миролюбия.
Джучи противостояли четыре половецкие орды с общей численностью войска в 200 тысяч. С учётом возможных союзников из алан и русов численность противника могла превосходить силы монголов. Джучи проявил незаурядную смелость, решившись в этих условиях на нашествие. Он рассчитывал на внезапность и разгром противника по частям, что на первом этапе принесло ему успех. Но дальше всё пошло не так, как рассчитывал принц.
На Иртыше в уделе Джучи Чингисхан провёл лето 1224 года, то есть дождался неудачного окончания похода. Только похоронив тело привезённого сына, завоеватель весной 1225 года прибыл в Монголию. Остановка на Иртыше косвенно подтверждает участие Джучи в западном походе.
Список использованной литературы
1. ал-Йакуби. Книга стран (Китаб ал-булдан) / Вступительная статья, перевод, комментарии и указатели Л. А. Семеновой. М., 2011.
2. Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. Т. III. М.–Л., 1940.
3. Бартольд В. В. Сочинения. Т. 1. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. М., 1963.
4. Буниятов З. М. Государство Хорезмшахов Ануштегинидов. 1097–1231. М., 1986.
5. Владимирцов Б. Я. Чингис-хан. Петербург–Москва–Берлин, 1922.
6. Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русах. СПб., 1871.
7. Грицков В. В. Русские письмена. Ч. 3. Кириллица // Киммерийский центр. Вып. 14. М., 1994.
8. Грицков В. В. Русы. Ч. 4. Исход // Киммерийский центр. Вып. 8. М., 1992.
9. Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом Рубрук. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло. М., 1997.
10. Исанбике Тоган. Джучи хан и значение осады Хорезма как символы законности // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды) от Калки до Астрахани: 1223–1556. Казань, 2002.
11. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей. От древности к новому времени. СПб., 2009.
12. Кононов А. Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. М.-Л., 1958.
13. Красовский. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Область Сибирских киргизов. Ч. III. СПб., 1868.
14. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., 1974.
15. Куник А. А. О походе татар в 1223 году, по нейбургской летописи // Ученые записки Императорской Академии наук по первому и третьему отделениям. Т. II. СПб., 1854.
16. Кычанов Е. И. Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»? М., 2013.
17. Кычанов Е. И. Сведения из «Истории династии Юань» (Юаньши) о Золотой Орде // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды) от Калки до Астрахани: 1223–1556. Казань, 2002.
18. Кычанов Е. И. Сведения «Юань ши» о завоевании Руси монголами // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. СПб., 1999. Вып. XVIII.
19. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи («Золотое сказание»). Перевод с монгольского, введение, комментарий и приложения Н. П. Шастиной. М., 1973.
20. Магистр Рогерий. Горестная повесть о разорении Венгерского королевства татарами. СПб., 2012.
21. Маргулан А. Х. Археологические разведки в Центральном Казахстане (1946 г.) // Известия Академии наук Казахской ССР. № 49. Серия историческая. Алма-Ата, 1948.
22. Маргулан А. Х. Архитектурные памятники района рр. Кенгир и Сары-Су // Краткие сообщения института истории материальной культуры имени Н. Я. Марра. Вып. XXVIII. 1949.
23. Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969.
24. Мункуев Н. Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цаня. М., 1965.
25. Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»). Факсимиле ксилографа. Перевод с китайского, введение, комментарий и приложения Н. Ц. Мункуева // Письменные памятники Востока, XXVI. М., 1975.
26. Павлинская Л. Р. Типы и способы погребения у народов Сибири в контексте представлений о «потустороннем мире» // Сибирский сборник – 1. Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Кн. 1. СПб., 2009.
27. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПб., 1992.
28. Рахманлиев Р. Империя тюрков. История великой цивилизации. М., 2013.
29. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. М.–Л., 1952.
30. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 2. М.–Л., 1952.
31. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. II. М.–Л., 1960.
32. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. М.-Л., 1941.
33. Смаилов Ж. Е. Археологические исследования комплекса Жошы-хана // Отечественная история. № 2. Алма-Ата, 2001.
34. Содномпилова М. М. Путь в иной мир в мифоритуальной традиции монгольских народов // Сибирский сборник – 1. Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Кн. 1. СПб., 2009.
35. Сокровенное сказание монголов // Русские летописи. Т. 1. Рязань, 1997.
36. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.
37. Татищев В. Н. Собрание сочинений. Т. 3 // Татищев В. Н. Собрание сочинений. Т. 2, 3. М., 1995.
38. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884.
39. Тороп В. Норманны на Руси. Кн. 4. Поэты королей. Быково, 2018.
40. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992.
41. «Хэй да ши люэ». Источник по истории монголов XIII в. М., 2016.
42. Ц. де Бридиа. Христианский мир и «Великая Монгольская империя»: материалы францисканской миссии 1245 года / Критический текст, перевод с латыни «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа С. В. Аксенова и А. Г. Юрченко. Экспозиция, исследование и указатели А. Г. Юрченко. СПб., 2002.
43. Чингисхан. История завоевателя мира, записанная Ала-ад-Дином Ата-Меликом Джувейни / Перевод текста Мизры Мухаммеда Казвини на английский язык Дж. Э. Бойла с предисловием и библиографией Дэвида О. Моргана. Перевод текста с английского на русский язык Е. Е. Харитоновой. М., 2004.
44. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны (Жизнеописание султана Джалал ад-дина Манкбурны) / Издание критического текста, перевод с арабского, предисловие, комментарий, примечания и указатели З. М. Буниятова М., 1996.
45. Юрченко А. Г. Францисканская миссия 1247 г. во владениях Бату-хана // Тюркологический сборник, 2001: Золотая Орда и её наследие. М., 2002.
46. Charta Rogeriana Weltkarta des Idrisi vom Jahr 1154 n. Cr. St. 1928.
Проекты ИРИО
Информация
Императорское Русское историческое общество было основано в марте 1866 года в Санкт-Петербурге по предложению и под личным председательством цесаревича Александра Александровича. После революции 1917 года Императорское Русское историческое общество было запрещено. Возрождение общества состоялось 16 апреля 1991 года. Целью общества является развитие российской исторической науки, популяризация исторического знания, патриотическое воспитание молодежи.