800-летие битвы на р. Калке
Руководителям общественных и исторических организаций.

Русское историческое общество предлагает включить в планы деятельности организаций подготовку к 800-летию битвы на Калке, к празднованию иных значимых юбилеев русской истории. Общество с начала 2021 года реализует соответствующую программу мероприятий, включая подготовку исходных исторических материалов в целях содействия историческому просвещению и патриотическому воспитанию молодёжи. Более подробно можно ознакомиться в разделе «Юбилеи» на сайте rus-istoria.ru.

По результатам исследований, развёрнутых Обществом под руководством ведущего российского историка профессора Павла Владимировича Тулаева, удалось уточнить обстоятельства первой русско-монгольской войны, которая началась осенью 1223 года нападением завоевателей на народы Кавказа и половцев степей между Волгой и Доном. Это было крупное нашествие чингисхановских войск, только что сокрушивших одно из самых могущественных государств того времени – Хорезмскую империю, занимавшую большую часть Средней Азии, Ирана и сопредельных территорий.

Кульминацией нашествия были события середины июня 1224 года на Калке. Меньшей по численности армии великого князя киевского Мстислава Романовича удалось в течение трёх дней успешно отражать натиск всей огромной армии, возглавляемой старшими сыновьями Чингисхана Джучи и Чагатаем, лучшими его полководцами Джебе и Субедеем. Затем из-за преобладающего численного преимущества врага князья приняли решение о планомерном  отступлении, которое было успешно осуществлено.

Из-за древних фальсификаций событий битва традиционно представляется как сокрушительное поражение русской армии, что не соответствует действительности. Несмотря на потерю половины первоначальной численности и гибель руководителей похода, войскам удалось достичь главную цель – отражение нашествия. Захватчики понесли ещё большие потери, их предводители, включая Джучи и Джебе, погибли, только треть отправившейся в поход армии вернулась к Чингисхану.

Основные события Калки происходили на землях Донбасса в районе современного Мариуполя и заповедника «Каменные могилы», крупные бои шли под современными городами Запорожье и Таганрог. В условиях агрессии против Русского мира коллективным Западом руками украинских нацистов чествование подвига наших предков имеет особое значение. Достойно отметим в 2024 году стародавнюю и грядущую победу!

Председатель ИРИО, В. В. Грицков»


Книга В. Торопа «Калка»

Вокруг Каспия

Виктор Тороп

Во время рейда 1220 года Джебе обходил города, стараясь не вступать в битвы с местными правителями. Позднее он частично повторил маршрут этого рейда, но его поведение было уже иным. Он вёл завоевание с осадой и захватом крепостей. С обычной для монголов жестокостью вырезалось население взятых городов, по всему их пути сеялись смерть и опустошения. Самой дальней страной, достигнутой ими на западе, была Грузия. 

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

В страну алан

Виктор Тороп

Себастаци после сообщения о том, что монголы уклонились от сражения с грузинами, пишет:

«…хотели (монголы. – В. Т.) со всем своим имуществом  пройти через Дербент в свою страну, а войска турок, которые были  в Дербенте, не пропустили их, тогда они пересекли труднопроходимые места Кавказских гор и ушли. Предводителем их был Субэдэ-багатур». (2, 23)

Монголы решили уйти к себе на родину через Кавказ. Гарнизон Дербента, состоявший из тюрок, их не пропустил, тогда они перешли горы в ином месте. Их предводителем недостоверно назван Субедей, который был вторым после Джебе человеком в монгольском войске.

Грузинский хронист Киракос Гандзакени также писал о том, что после того как Лаша собрал более многочисленное войско, монголы уклонились от сражения и взяв с собой жён, детей и имущество отправились к Дербентским воротам, намереваясь вернуться домой. Владетели Дербента не пропустили их. Тогда монголы через труднопроходимые места перешли Кавказ, заваливая пропасти деревьями, камнями, имуществом, лошадьми и военным снаряжением.  (2, 107) Заваливание горных пропастей имуществом чересчур фантастично.

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

Возвращение

Виктор Тороп

Пройдя Кавказ, монголы вступили в борьбу с местными народами. Ибн ал-Асир:

 «Потом, управившись с Адзербейджаном и Арранией, они идут к ущелью Ширванскому и овладевают городами его. Уцелела только крепость, в которой (находился) царь их (ширванский). Оттуда они перебрались в земли аллан, лезгин и различных народов (живущих) в этих местах и наделил их резнёй, грабежом и опустошением.

Потом они направились в земли кипчаков, одного из самых многочисленных племён тюркских, и избили (там) всех тех, которые сопротивлялись им. Остальные бежали  в болота и на вершины гор, покинув землю свою, и ею овладели татары.

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

Калка. Глава 2. Засекреченный поход. Затоптанный ослом

Виктор Тороп

Плано Карпини, или по именованию на родине Джованни дель Пьяно-Карпини, возглавил посольство римского папы Иннокентия IV  к монголам. Посольство  отправилось в поездку из Лиона 16 апреля 1245 года. (45, 110) В Каракорум оно прибыло 22 июля 1246 года, участвовало в торжествах по поводу избрания 24 августа в великие ханы (кааны) Гуюка.  Вернулось оно в Лион осенью 1247 года. (9, 13 и 76 и 78)

В составе посольства был польский францисканец Бенедикт Поляк из Вроцлава, знавший русский язык. Проезжая через Польшу, Карпини включил его в свою миссию в качестве переводчика, так как далее путь проходил через Русь. Бенедикт составил отчёт о своей поездке. Краткий вариант этого отчёта был известен под его именем, а более полные выдержки из него опубликовал другой польский францисканец Ц. де Бридиа в сочинении «История Тартар». Тартарами, по созвучию с античным миром мёртвых Тартаром, назывались татары, то есть монголы империи Чингисхана, которых приравнивали к исчадиям ада. В полном виде его имя, скорее всего, звучало как Цезарь. Де Бридиа писал:

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

Соперник Чингисхана

Виктор Тороп

Причины крупных искажений в сочинении Ибн ал-Асира, бывшего современником событий, становятся понятными из сообщения ан-Насави:

«Когда я ознакомился с тем, что сочинено из летописей прежних народов, историй минувших веков и рассказов о них, начиная с распространения потомства  Адама, отца рода человеческого, –  благословение и привет над ним – вплоть до нашего времени, за исключением немногого, то увидел, что конечная цель каждого историка – повторить то, что рассказал его предшественник, с незначительным добавлением или сокращением, а затем довести повествование до своего времени и рассказать о современных ему событиях.

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

Улус Джучи

Виктор Тороп

В «Сокровенном сказании монголов» описана передача земель Лесных народов Джучи:

«В год Зайца Чжочи был послан с войском правой руки к Лесным народам. Проводником был Буха. Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки, со своими тумен-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим тумен-ойратам и ввёл в Шихшит. Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжочи подступил к тумен-киргизам. Тогда к Чжочи явились киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами, да белыми же соболями. Чжочи принял под власть монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: шибир, кесдиин, баит, тухас, тенлек, тоелес, тас и бачжиги. Взял он с собою киргизских нойонов-темников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингисхану, велел бить государю челом своими белыми кречетами, да белыми ж меринами, да белыми ж соболями...

Подробнее...

Книга В. Торопа «Калка»

Глава 2. Наказ

Виктор Тороп

Рашид ад-Дин после описания взятия Ургенча сообщает:

 «Чагатай и Угедей направились к отцу и прибыли к (нему) к крепости Таликан. А Джучи-хан через Хорезм отправился в сторону Ирдыша, где находились его обозы, и присоединился к своим ордам. (Ещё)  раньше  Чингиз-хан приказал, чтобы Джучи выступил в поход и покорил северные страны, как-то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дашт-и Кипчак и другие области тех краёв. Когда же он уклонился от участия в этом деле и отправился к своим жилищам, то Чингиз-хан, крайне рассердившись, сказал: „Я его казню, не видать ему милости”. Джучи же неожиданно заболел и поэтому, когда отец по возвращении из страны таджиков прибыл в свои ставки, не смог приехать к нему, но послал несколько харваров добытых на охоте лебедей и рассыпался в извинениях». (31, 78–79)

Подробнее...